Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио
при секретаре Кльован С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-776/2022 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России N27 по адрес к Красноярскому Александру Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Красноярского А.В. на решение Черемушкинского районного суда адрес от 1 ноября 2022 года о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N27 по адрес (далее - ИФНС России N 27 по адрес) обратилась в суд с административным иском к Красноярскому А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 21 160 руб. и пени в размере 10 001 руб, указывая на неисполнение налогоплательщиком обязанности по своевременной уплате транспортного налога, начисленного по транспортным средствам: Мерседес-Бенц, регистрационный знак ТС, БМВ, регистрационный знак ТС.
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 1 ноября 2022 года административные исковые требования ИФНС России N27 по адрес удовлетворены частично, постановлено:
взыскать с Красноярского Александра Владимировича в пользу ИФНС России N 27 по адрес задолженность по транспортному налогу в размере 21 160 руб, пени в размере 262 руб. 38 коп, в остальной части иска отказать;
взыскать с Красноярского Александра Владимировича в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере 842 руб. 67 коп.
В апелляционной жалобе административный ответчик Красноярский А.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как определено в статье 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Заявление о взыскании по общему правилу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 2 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении налогового органа указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ; к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, в адрес налогоплательщика должно быть направлено требование об уплате задолженности в добровольном порядке, затем налоговый орган обращается с заявлением о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Таким образом, законом установлен порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по обязательным платежам и пени, предусматривающий в обязательном порядке подачу заявления мировому судье о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - допускающий предъявление административного иска в суд. Предоставление таких сведений суду является обязательным условием для обращения в суд (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 года).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения также в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса (о форме и содержании административного искового заявления и приложенных к нему документов), и эти нарушения не устранены; не представлены необходимые документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
В силу частей 4, 6 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца; при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая настоящее дело, суд исходил из того, что в 2017 году на имя Красноярского А.В. были зарегистрированы транспортные средства: БМВ, регистрационный знак ТС, Мерседес-Бенц, регистрационный знак ТС.
Налоговым органом за 2017 год начислен транспортный налог по данным транспортным средствам в общей сумме 21 160 руб, направлено налоговое уведомление N 23842409 от 19 августа 2018 года на уплату налога, в котором ответчику предлагалось уплатить транспортный налог за 2017 год в указанном размере в срок до 3 декабря 2018 года.
Ввиду неуплаты ответчиком налога в установленный срок ИФНС России N 27 по адрес направлено в адрес налогоплательщика требование N94363 от 31 января 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 21 160 руб. и пени в размере 262, 38 руб.
3 декабря 2021 года мировым судьей судебного участка N 429 района Черемушки г. Москвы был вынесен судебный приказ о взыскании с Красноярского А.В. задолженности по транспортному налогу и пени, который на основании определения того же мирового судьи от 17 января 2022 года был отменен в связи с поступлением от Красноярского А.В. возражений относительно исполнения судебного приказа.
С учетом данных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что наличие у административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 год подтверждено в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, из содержания требования N94363 от 31 января 2020 года, представленного налоговым органом в обоснование возникновения у административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 год (л.д.9), следует, что указанная в нем задолженность по налогу в размере 21 160 руб. образовалась не за 2017 год, как утверждает административный истец, а за 2018 год как по сроку уплаты - 2 декабря 2019 года, так и по основаниям возникновения - налоговое уведомление N74768805 от 22 августа 2019 года, при том что транспортный налог за 2017 года рассчитан Красноярскому А.В. налоговым уведомлением N23842409 от 19 августа 2018 года.
Определением мирового судьи судебного участка N429 района Черемушки г.Москвы от 17 января 2022 года по делу N2а-908/2021, представленным суду в обоснование соблюдения административным истцом порядка для обращения с требованиями о принудительном взыскании налога, отменен судебный приказ от 3 декабря 2021 года о взыскании с Красноярского А.В. недоимки по транспортному налогу в размере 23 100 руб, пени в размере 16 010, 49 руб.
Согласно материалам дела N2а-908/2021, копии которого представлены по запросу судебной коллегии, обращаясь к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, ИФНС России N27 по адрес указывала на наличие у налогоплательщика задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 23 100 руб, пени в размере 16 010, 49 руб, ссылаясь и на требование N94363 от 31 января 2020 года.
Задолженность в указанном размере взыскана с Красноярского А.В. судебным приказом от 3 декабря 2021 года.
Таким образом, данных о том, что до обращения в суд с настоящим иском налоговый орган направлял в адрес налогоплательщика требование о погашении задолженности, а затем обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Красноярского А.В. спорных обязательных платежей по налоговому уведомлению N23842409 от 19 августа 2018 года, не имеется.
Соблюдение налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающегося в данном случае в направлении налогоплательщику требования об уплате задолженности по обязательным платежам, а также в последующем обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, должно являться предметом судебной проверки при рассмотрении административного дела в порядке главы 32 КАС РФ.
При таких данных, когда налоговым органом не соблюдена установленная процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, сведений о том, что судебный приказ о взыскании с Красноярского А.В. обязательных платежей за 2017 год выносился и отменялся мировым судьей, не представлено, возможность разрешения по существу административного иска исключается и имеются основания для оставления административного искового заявления Инспекции без рассмотрения.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с оставлением административного искового заявления ИФНС России N27 по адрес без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 1 ноября 2022 года отменить, административные исковые требования ИФНС России N27 по адрес к Красноярскому Александру Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени оставить без рассмотрения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2024 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.