Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-958/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000934-60) по административному исковому заявлению Хаттатова Дмитрия Евгеньевича о признании не действующими нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2023 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2021 год, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2022 г, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2023 г, Перечень).
Пунктом 63836 перечня на 2021 г, пунктом 65051 перечня на 2022 г, пунктом 57742 перечня на 2023 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 205, 7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Хаттатов Д.Е, являющийся собственником указанного нежилого помещения, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено в части; судом признаны недействующими со дня принятия пункт 65051 перечня на 2022 г, пункт 57742 перечня на 2023 г.; в остальной части административное исковое заявление Хаттатова Д.Е. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе департаментом имущественных отношений Краснодарского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводам о правомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в перечень на 2021 г. и о неправомерности его включения в Перечни на 2022-2023 годы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни на 2022-2023 годы, считая его ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Из содержания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра (подпункт 1), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 названного пункта, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ здание, для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 или 4.1 указанной статьи.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Хаттатов Д.Е. является собственником объекта недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером N, площадью 205, 7 кв. м, назначение "нежилое", наименование "помещение", входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1845, 8 кв.м, с назначением "нежилое", наименованием "магазин строительно-отделочных материалов, блок секция 1, 2", расположенного по адресу: "адрес"
Нежилое здание с кадастровым номером N находится на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1075 кв. м, с видом разрешенного использования "для строительства и эксплуатации магазина строительно-отделочных материалов".
Согласно позиции департамента имущественных отношений Краснодарского края, объект недвижимости с кадастровым номером N включен в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещение в торговом центре. Здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2021-2022 г.г. на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о его расположении на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого - "для строительства и эксплуатации магазина строительно-отделочных материалов" предусматривает размещение торговых объектов. В перечень 2023 г. указанное здание не было включено по причине ошибочного снятия его с государственного кадастрового учета 26 сентября 2022 г. Согласно сведениям Управления Росреестра по Краснодарскому краю данная техническая ошибка устранена, с исправлением статуса здания с "архивный" на "актуальный" (письмо от 1 февраля 2023 г. N 15-008154/23@).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом приведенных в обжалуемом решении положений пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" пришел к выводу о том, что возможность включения здания в Перечень должна была определяться с учетом вида его фактического использования. Вместе с тем административным ответчиком на момент включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в нарушение требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 (далее - Порядок), его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось.
Дополнительно к этому, установив, что с 16 июня 2021 г. нежилое помещение с кадастровым номером N используется для предоставления медицинских услуг (стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая), суд констатировал, что нежилое помещение не может быть признано фактически используемым для размещения офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, департамент имущественных отношений Краснодарского края включил данное нежилое помещение в Перечни на 2022, 2023 годы в нарушение требований НК РФ и Порядка, не смотря на то, что объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, при этих же обстоятельствах суд посчитал обоснованным включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в перечень на 2021 г, поскольку для оказания медицинских услуг помещение стало использоваться после 16 июня 2021 г.
Судебная коллегия считает необходимым указать, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции оставлено без внимания следующее.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N находится в нежилом здании с кадастровым номером N, которое для целей, установленных статьей 378.2 НК РФ, отвечает критерию торгового центра, так как располагается на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "для строительства и эксплуатации магазина строительно-отделочных материалов".
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает множественности видов разрешенного использования, является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, поскольку прямо предусматривает размещение торгового объекта.
Данное условие является самостоятельным основанием для признания указанного нежилого здания торговым центром и его включение в Перечни согласуется с имеющими большую юридическую силу нормативными правовыми актами.
Несмотря на то, что представленными в суд апелляционной инстанции сведениями технической документации на нежилое помещение с кадастровым номером N и нежилое здание с кадастровым номером N не подтверждается их предназначение для использования в целях размещения торговых объектов, фактическое использование в указанных целях следует из полученной судом апелляционной инстанции от УФНС России по Краснодарскому краю информации о зарегистрированной в нежилом здании контрольно-кассовой технике, наименовании налогоплательщиков, наименовании места установки.
Согласно сведениям УФНС России по Краснодарскому краю в нежилом здании с кадастровым номером N зарегистрирована касса магазина "Strong", магазина "Прораб", магазина "ХоzОбоz", мебельного салона "Конкурент", салона мебели "Кухни" и др.
При таких данных фактическое использование указанного нежилого здания также соотносится с видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Нахождение принадлежащего административному истцу нежилого помещения в здании торгового центра является самостоятельным и достаточным основанием для включения объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни как на 2021 год, так и на 2022 и 2023 годы и, вопреки позиции суда первой инстанции, фактическое использование этого помещения в целях, не связанных с торговой деятельностью, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу.
В этой связи включение принадлежащего административному истцу нежилого помещения в Перечни на 2021-2023 г.г. по основанию нахождения в торговом центре (комплексе) является правомерным.
С учетом изложенного, представленные в материалы дела доказательства опровергают вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых Перечней на 2022 и 2023 годы положениям статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части признания недействующими пункта 65051 перечня на 2022 г, пункта 57742 перечня на 2023 г. является незаконным, подлежит отмене с вынесением в указанной части по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2023 г. отменить в части признания недействующим со дня принятия пункта 65051 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"; признания недействующим со дня принятия пункта 57742 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Хаттатова Дмитрия Евгеньевича о признании не действующими нормативных правовых актов в части, отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 апреля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.