Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
с участием прокурора Цветковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1101/2024 по административному исковому заявлению Сигалова Дмитрия Владимировича к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2019 N1574-ПП данный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.11.2019, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10.12.2019 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10.12.2019 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10.12.2019 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 24.11.2021, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 2, 07.12.2021 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 07.12.2021 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 07.12.2021 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 5, 07.12.2021 (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 07.12.2021, (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года.
Постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022
Под пунктами 348, 11808, 3655, 3564 в указанные Перечни на 2020-2023 годы включено принадлежащее Сигалову Д.В. нежилое помещение площадью 408, 1 кв.м по адресу: г.Москва, улица Новая Басманная дом 35 стр.1, находящееся в здании с кадастровым номером 77:01:0003018:1146, площадью 2362, 7 кв.м.
Сигалов Д.В. обратился в суд с иском о признании вышеприведенных пунктов Перечня недействующими, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка на котором расположено здание является неопределенным, в свою очередь само здание не обладает признаками объектов налогообложения в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Представитель административного истца Умнова А.Д. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что менее 20% здания используется в целях ст. 378.2 НК РФ.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Иванов К.А. возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования частично и исключить нежилое помещение из Перечня на 2022 год, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего до 01.01.2023 года), пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 НК РФ).
Как следует из положений статей 399, 401, 403 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц", физические лица, собственники объектов недвижимости, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц. При этом на территории г. Москвы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена повышенная ставка налога на имущество физических лиц.
Согласно подп. 1 пункту 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества предусмотрены положениями статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", введенной Законом города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 1.1 указанного закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пояснений Правительства Москвы следует, что объект недвижимости включен в Перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка и вида фактического использования здания.
Как следует из материалов дела здание с кадастровым номером 77:01:000018:1146, расположенное по адресу: г.Москва, улица Новая Басманная дом 35 стр.1 в период с 01.01.2020 по 28.11.2023 года имело связь с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0003018:5 с видом разрешенного использования - "эксплуатация части здания под магазин непродовольственных товаров; эксплуатация части здания под образовательные цели; эксплуатация части здания под административные цели". Дата установления разрешенного использования -19.04.2007 год.
Данный вид разрешенного использования земельного участка в полной мере не соответствует ни видам разрешенного использования приведенным в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N39, ни видам разрешенного использования, указанным в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, ни видам разрешенного использования приведенным в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Таким образом, данный вид разрешенного использования является смешанным, не однозначно определенным, в связи с чем, безусловно, не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" указал, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами. Иными словами, конституционно-правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды (пункт 4.2).
Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5).
В таком случае содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания производились в 2014 и в 2024 году.
Согласно Акту фактического обследования здания N9014348 от 08 октября 2014 года здание использовалось под размещение торговых объектов, офисов и объектов бытового обслуживания.
Согласно Акту о фактическом использовании нежилого здания (строения) сооружения для целей налогообложения N91238881/ОФИ от 02 февраля 2024 года здание на 64, 78% используется под размещение офисов.
Оспаривая использование здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административный истец ссылался на то, что с 2017 года в здании расположена стоматология, которая занимает помещение с кадастровым номером 77:01:0003008:3259, площадью 156, 2 кв.м, принадлежащее ООО "Россита-М"; помещения с кадастровыми номерами 77:01:0003018:4215 площадью 261, 3 кв.м, 77:01:0003008:3263 площадью 409, 9 кв.м, 77:01:0003008:3262 площадью 182, 7 кв.м; 77:01:0003008:3296 площадью 300, 2 кв.м находятся в собственности города Москвы и в них размещены Госинспекция и ОВД; объект с кадастровым номером 77:01:0003040:5273 площадью 10, 8 кв.м находился в собственности Образовательного частного учреждения высшего образования "Московский университет А.С. Грибоедова", объект с кадастровым номером 77:01:0003008:3295 площадью 169, 2 кв.м, принадлежащий ООО "Центр Инжиниринг", а также объект с кадастровым номером 77:01:0003008:3261 площадью 122 кв.м в спорные периоды использовались под размещение хостела "Малахит", объект принадлежащий Сигалову Д.В. с кадастровым номером 77:01:0003008:3260 площадью 408, 1 кв.м с 2021 года использовался под размещение гостиницы "Ватсон", а с января 2020 года по июнь 2021 года в нем проводились ремонтные работы, помещение с кадастровым номером 77:01:0003008:3258 площадью 190, 5 кв.м используется под размещение банка.
В качестве подтверждения своих доводов административным истцом предоставлены следующие документы: договор аренды N01/07/21 от 01 июля 2021 года заключенный между ИП Проничевым Э.Ю. (арендодатель) и ООО "ВАТСОН" в лице генерального директора Сигалова Д.В. (арендатор) согласно которому арендатору предоставлено в аренду под размещение гостиницы нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003008:3260 площадью 408, 1 кв.м. Также предоставлены договоры, из которых следует, что ООО "ВАТСОН" арендовал указанное нежилое помещение под гостиницу в 2022, 2023 годах. В качестве доказательства проведения в нежилом помещении с кадастровым номером 77:01:0003008:3260 ремонтных работ, административным истцом предоставлен ряд договоров, актов выполненных работ, товарных чеков и накладных.
Как следует из предоставленных документов решение о присвоении категории гостинице "Ватсон" принято 09 июля 2021 года, что с учетом даты, размещенных в сети "Интернет" отзывов о данной гостинице (сентябрь 2021 года), указывает на то, что в качестве гостиницы данный объект начал функционировать не ранее третьего квартала 2021 года. Доводы административного истца о неиспользовании помещения с кадастровым номером 77:01:0003008:3260 в связи с проведением в нем ремонтных работ в период с 2020 года суд отклоняет, поскольку предоставленные чеки и акты выполненных работ не подтверждают факт полного закрытия и неиспользования данного нежилого помещения. Учитывая изложенное, суд признает доказанным использование помещения с кадастровым номером 77:01:0003008:3260 под размещение гостиницы "Ватсон" в период с третьего квартала 2021 года по настоящее время. Факт размещения в здании гостиницы "Ватсон" нашел свое отражение в Акте N91238881/ОФИ от 02 февраля 2024 года. Соответственно, по состоянию на 01 января 2020 и 01 января 2021 год площадь помещения с кадастровым номером 77:01:0003008:3260 правомерно включена в перечни, как используемая в целях ст. 378.2 НК РФ.
Как следует из материалов дела ООО "Центр Инжиниринг" на праве долевой собственности с городом Москвой (51/100 доля в праве) принадлежит объект с кадастровым номером 77:01:0003008:3261 площадью 122 кв.м (комната Б, помещение I, комната 22), также ООО "Центр Инжиниринг" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003008:3295 площадью 169, 2 кв.м (комната А, помещение I - комнаты 1, 2, с 12 по 19).
Согласно предоставленному свидетельству о присвоении гостинице категории от 26.07.2021 года Хостелу "Малахит-Лайт" (ИП Лавров Александр Владимирович) по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная д. 35 стр.1, этаж 5, комната А, помещение I -комнаты 1, 2, с 12 по 19 присвоена категория "без звезд".
Согласно данным сети "Интернет" Хостел "Малахит-Лайт" в настоящее время не работает, последний отзыв о работе данной гостиницы, датируется августом 2022 года.
С учетом приведенных обстоятельств дела суд полагает доказанным факт ведения деятельности Хостелом "Малахит-Лайт" с июля 2021 года по август 2022 года.
Предоставленный административным истцом договор аренды нежилого помещения N03/03 от 10 марта 2021 года между ООО "Центр Инжиниринг" и ИП Лавровым А.В из которого следует, что в аренду ИП Лаврову А.В. сданы помещения с кадастровым номером 77:01:0003008:3261 площадью 122 кв.м и с кадастровым номером 77:01:0003008:3295 площадью 169, 2 кв.м на период с 10 марта 2021 года по 10 февраля 2022 год в целях размещения арендатора, его сотрудников, а также для размещения иных граждан, выводов суда не опровергает, поскольку целевое использование данного помещения исходя из его буквального толкования позволяет использовать данное помещение как под размещение хостела, так и под иные предпринимательские цели арендатора. Доказательства, свидетельствующие, что объекты, принадлежащие ООО "Центр Инжиниринг" по состоянию на 01.01.2020, 01.01.2021 и 01.01.2023 года не использовались в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ предоставлены не были.
Суд отмечает, что с 24.09.2020 года по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная д. 35 стр.1, этаж 5, комната А, размещена компания ООО "Малахит", лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данной компании является административный истец Сигалов Д.В, основным видом деятельности компании является аренда и управление нежилым недвижимым имуществом. Вместе с тем, при рассмотрении данного спора данные о видах деятельности, которую ООО "Малахит" ведет по месту своего нахождения, равно как и сведения о площади помещений находящейся у ООО "Малахит" в аренде предоставлены не были, что указывает на сокрытие имеющейся у истца информации и не позволяет в полной мере расценить предоставленные истцом доказательства как достоверные.
Как следует из распечаток из сети Интернет в совокупности с данными Актов N9014348 от 08 октября 2014 года, N91238881/ОФИ от 02 февраля 2024 и не оспаривается административным истцом на 1 этаже здания с 2014 года по настоящее время расположен Ланта Банк. Согласно Акту N91238881/ОФИ от 02 февраля 2024 площадь помещений, занятая банком составляет 142, 4 кв.м.
Согласно ответу Образовательного частного учреждения высшего образования "Московский университет А.С. Грибоедова" и приложенного к ответу договора аренды объект с кадастровым номером 77:01:0003040:5273 площадью 10, 8 кв.м сдавался под офис в период с 2019 по 01.06.2020 год компании ООО "Центр Инжиниринг".
Учитывая изложенное, по состоянию на 01.01.2020 и 01.01.2021 год объект правомерно признан использующимся в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, поскольку площадь помещений сданная под офисы составляла 900, 6 кв.м (408, 1+197, 37 (142.4 (площадь занятая банком по акту от 2024 года *109, 1/282, 6)+10, 8+122+169, 2), то есть более 20% от площади здания 472.54 ((2362, 7*20%)). Также правомерно объект включен в Перечень по состоянию на 2023 год, поскольку площадь помещений, сданная под офисы по состоянию на 01.01.2023 год составляла 488, 57 кв.м (197, 37+122+169, 2), то есть также более 20% от площади здания.
Согласно правовой позиции, изложенной в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2022 года по делу N 5-КАД22-3-К2, в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации акты обследования, составленные уполномоченным органом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, не могут являться единственно возможными доказательствами фактического использования объекта капитального строительства в целях, установленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку суд признал доказанным факт наличия в здании по состоянию на 01.01.2022 года хостела "Малахит-Лайт" и гостиницы "Ватсон" суд полагает, что в указанный период менее 20% здания 384, 07 кв.м. (197, 37+186, 7 (122*818, 8/1543, 9) использовалось в целях ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем здание не могло быть включено в Перечень на 2022 год.
Экспликация здания также не являлась основанием для включения здания в Перечень на 2022 года, в связи с тем, что помещения, отнесенные к торговым составляли менее 20% от общей площади здания, а помещения признанные учрежденческими не позволяли прийти к выводу об использовании данных помещений в качестве офисов.
Площадь помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003018:4215, 77:01:0003008:3263, 77:01:0003008:3262, 77:01:0003008:3296 не учитывалась судом при расчете площади помещений используемом под офисы, поскольку указанные помещения находятся в собственности города Москвы, при этом все помещения, за исключением помещения с кадастровым номером 77:01:0003008:3296 находятся в оперативном управлении Госинспекции, соответственно, не подпадают под регулирование ст. 378.2 НК РФ, касающейся объектов так называемой коммерческой недвижимости, прежде всего офисно-делового и торгового назначения, которые являются высокодоходными объектами. Что касается помещения с кадастровым номером 77:01:0003008:3296, то административным ответчиком доказательства сдачи данного помещения под офис, не предоставлены, в связи с чем, площадь данного помещения также не принимается при расчете площади помещений, использованных под офисы.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Исходя из вышеизложенного в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующим заявленный в административном иске пункт 3655 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" с 1 января 2022 года, в удовлетворении остальных заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Сигалова Дмитрия Владимировича к Правительству Москвы удовлетворить частично.
Признать недействующими с 1 января 2022 года пункт 3655 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 23.11.2021 N1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП".
В удовлетворении оставшейся части исковых требований о признании недействующими с 1 января 2020 года пункт 348 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 26.11.2019 N1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП"; с 1 января 2021 года пункт 11808 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 24.11.2020 N2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП", с 1 января 2023 года пункта 3564 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 22.11.2022 N2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" -отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.