Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области Басова Д.П. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 22 августа 2023 года, состоявшееся в отношении АО "Курские электрические сети" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области от 05 мая 2023 года АО "Курские электрические сети" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 22 августа 2023 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области, вынесенное в отношении общества по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено по пункту 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в кассационный суд, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Курской области Басов Д.П, вынесший постановление, просит об отмене состоявшегося судебного акта. В доводах жалобы указывает о необоснованности выводов судьи районного суда, положенных в основу прекращения производства по делу, о проведении контрольного мероприятия с нарушением требований Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", ссылаясь на то, что названный закон не относит расследование несчастных случаев на производстве к государственному контролю (надзору).
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего 22 сентября 2022 года с работником АО "Курские электрические сети", установлено, что старший мастер - заместитель начальника РЭС Щигровского района АО "Курские электрические сети" К. осуществляющий должностные обязанности в сфере электроэнергетики, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока, выполнением строительных, монтажных, ремонтных и иных работ, в нарушение статей 76, 214, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 9, 11 приложения к приказу Министерства здравоохранения от 20 мая 2022 года N 342н допущен к производству работ в отсутствие обязательного медицинского осмотра не реже, чем 1 раз в два года, и без проведения обязательного психиатрического освидетельствования.
В связи с выявленными нарушениями постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области от 05 мая 2023 года АО "Курские электрические сети" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы общества судьей Ленинского районного суда города Курска указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Из содержания решения судьи районного суда следует, что должностное лицо административного органа при проведении проверки работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства допустило нарушения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", поскольку распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества не издавалось, соответствующая проверка в установленном законом порядке не проводилась, что привело к нарушению процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Проверяя доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление, на решение судьи районного суда, судья кассационного суда находит их заслуживающими внимания.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, действует во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 29.10 и части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые прямо закрепляют, что постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на такое постановление должны быть мотивированными, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в частности, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; указание статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу (пункты 3, 5 и 6).
Законность принятого по делу решения подлежит оценке вышестоящим судом как с позиций правильного применения норм материального права, так и соблюдения установленных данным Кодексом процессуальных требований.
Из материалов настоящего дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявлены должностным лицом Государственной инспекции труда в ходе расследования тяжелого несчастного случая на производстве.
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", равно как и Федеральный закон N 294-ФЗ, не относят расследование несчастных случаев на производстве к видам государственного контроля (надзора), соответственно, положения Закона N 248-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при расследовании причин несчастных случаев на производстве не применяются.
Таким образом, выводы судьи районного суда о допущенных должностным лицом инспекции нарушениях данного Закона, явившиеся основанием для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу, являются ошибочными.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заявителя срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение является недопустимым.
Поскольку оснований для прекращения производства по делу по указанным в решении от 22 августа 2023 года мотивам у судьи районного суда не имелось, решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 22 августа 2023 года, которым отменено постановление административного органа с прекращением производства по делу, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Кроме того подлежит отмене постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области от 05 мая 2023 года поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, иных оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области Басова Д.П. удовлетворить.
Решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 22 августа 2023 года, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области от 05 мая 2023 года, состоявшиеся в отношении АО "Курские электрические сети" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.