Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Ш.Н.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеева А.В. о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки города Казани, по апелляционной жалобе Сергеева А.В. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 января 2024 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения представителя административного истца Горюновой К.А, представителя административного ответчика Казанской городской думы - ФИО15, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8 утверждены Правила землепользования и застройки города Казани (далее - Правила землепользования и застройки, ПЗЗ).
Статей 33 Правил землепользования и застройки устанавлены градостроительные регламенты основных территориальных зон (по функциональному использованию), которые изложены в таблицах 9-34.
Решением Казанской городской Думы от 14 апреля 2023 года N 7-22 в таблицах 9-11, 15 для вида разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" определены предельные размеры земельного участка, в том числе минимальная его площадь в 1000 квадратных метров в территориальных зонах: "зона индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1)", "зона индивидуальной жилой застройки в границах многоквартирной застройки (Ж1А)", "зона малоэтажной жилой застройки (Ж2)", "зона смешанной застройки центра города (Ц)".
Сергеев А.В, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими вышеприведенные положения Правил землепользования и застройки в той части, в которой определена минимальная площадь земельного участка 1000 кв.м.
Требования мотивировал тем, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы, так как налагает ограничения при использовании земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12 января 2024 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит судебное решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое - об удовлетворении требований в полном объеме.
Полагает, что увеличение минимального размера земельного участка более чем в два раза - безосновательно, нарушает его права и законные интересы, так как не позволяет разделить участок на два самостоятельных участка для более рационального использования. Его доводы не получили оценки в оспариваемом решении.
Относительно доводов апелляционной жалобы Казанской городской Думой представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконеренц-связи, представитель административного истца Горюнова К.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика Казанской городской думы - ФИО15 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки города Казани, суд первой инстанции исходил из соблюдения порядка подготовки, принятия, опубликования названного документа, из его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также отсутствия нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
При этом градостроительным регламентом устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства... (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктом 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил землепользования и застройки.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани является Казанская городская Дума.
Казанская городская Дума вправе принять нормативный акт об утверждении Правил землепользования и застройки города Казани (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ).
Проверяя компетенцию, порядок приятия и введения в действия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, ГрК РФ, статьи 64 КАС РФ, пришел к законному и обоснованному выводу, что Правила землепользования и застройки муниципального образования приняты уполномоченным органом в установленных форме и порядке, с соблюдением правил официального опубликования.
Так, постановлением Исполнительного комитета города Казани от 19 июня 2020 года N 1701 принято решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Казани, которым одновременно утвержден состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Постановление опубликовано в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 2 июля 2020 года N 24.
Согласно протоколу от 14 января 2021 года N 491 в период с 26 ноября 2020 года по 28 января 2021 года проведены открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту оспариваемого нормативного правового акта. По результатам общественных обсуждений составлено заключение, которое опубликовано в официальном печатном издании.
Решение Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8, которым утверждены Правила землепользования и застройки города Казани, опубликовано в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, Спецвыпуск от 26 августа 2021 года. Правила землепользования и застройки города Казани размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Относительно решения от 14 апреля 2023 года N 7-22, которым в Правила землепользования и застройки внесены оспариваемые административным истцом положения, суд первой инстанции установилследующее.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 10 августа 2022 года N 2663 по инициативе Комиссии по землепользованию и застройке принято решение о подготовке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Казани.
По проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Казани, которым предусмотрено изменение градостроительных регламентов основных территориальных зон (по функциональному использованию), изложенных в том числе в таблицах 9-11, 15 статьи 33, проведены в период с 27 октября 2022 года по 17 ноября 2022 года общественные обсуждения.
14 апреля 2023 года на сессии Казанской городской Думы принято решение N 7-22, которым в Правила землепользования и застройки города Казани, утвержденные решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8, внесены изменения, помимо прочего, в таблицах 9, 10, 11, 15 статьи 33 для вида разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" определены предельные размеры земельного участка, в том числе минимальная его площадь в 1 000 кв.м. в территориальных зонах: "зона индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1)", "зона индивидуальной жилой застройки в границах многоквартирной застройки (Ж1А)", "зона малоэтажной жилой застройки (Ж2)", "зона смешанной застройки центра города (Ц)".
Указанное решение опубликовано в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, Спецвыпуск от 20 апреля 2023 года.
При таких обстоятельствах, является верным вывод суда первой инстанции, что решение от 14 апреля 2023 года N 7-22 принято Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением порядка его принятия и введения в действие.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, применив законодательство о градостроительной деятельности, а также регулирующее земельные правоотношения, пришел к правильному выводу о соответствии Правил землепользования и застройки города Казани нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и об отсутствии нарушения прав административного истца.
Судом установлено, что Сергеев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ФИО17, общей площадью 1 000 кв.м, адрес: "адрес"
Инициируя обращение суд с настоящим административным исковым заявлением, Сергеев А.В. ссылается на неправомерное и безосновательное по его мнению установление предельных минимальных размеров земельных участков в 1 000 кв.м. для вида разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" в территориальных зонах: "зона индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1)", "зона индивидуальной жилой застройки в границах многоквартирной застройки (Ж1А)", "зона малоэтажной жилой застройки (Ж2)", "зона смешанной застройки центра города (Ц)".
По мнению административного истца, указанная норма налагает необоснованные ограничения при использовании земельного участка, поскольку делает невозможным деление участка, что препятствует распоряжению имуществом по своему усмотрению.
Судебная коллегия данные доводы апеллянта признает необоснованными, по существу они являются субъективным мнением последнего.
Определяя минимальный размер земельного участка для указанных ранее видов разрешенного использования, органом муниципального образования реализовано правомочие, позволяющее данному органу, обладающему сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики муниципального образования, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель.
Согласно пояснениям административного ответчика на территории города Казани наблюдается активный рост объема жилищного строительства. В результате анализа выявлено, что застройщиками для строительства жилых домов формируются земельные участки минимально допустимой площадью, которая предусмотрена документами градостроительного зонирования.
Указанное, помимо прочего, приводит к значительному увеличению нагрузки на существующую коммунальную и социальную инфраструктуру застраиваемых территорий.
По обстоятельствам дела коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о безосновательном установлении минимального размера земельного участка 1000 кв.м, поскольку при его определении уполномоченными органами проведен анализ целого спектра влияющих факторов, приведённых выше.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что орган местного самоуправления при изменении правового регулирования исходил из соблюдения баланс частных и публичных интересов и необходимости устойчивого развития территорий, под которым понимается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Доводы апеллянта о нарушении его права собственника на пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, являются надуманными.
По существу доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о незаконности решения по настоящему делу.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеева А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.