Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Сказочкина В.Н. и Штейн Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 12 февраля 2024 года кассационную жалобу автономной некоммерческой организации дошкольной образовательной организации "Счастливое детство" (далее - АНО ДОО "Счастливое детство") на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 года по административному делу N 3а-196/2023 по административному исковому заявлению АНО ДОО "Счастливое детство" к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного ответчика Борисовой Е.С, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полгавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 июля 2019 года N 546 "О нормативном финансировании деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций" утверждён Порядка расчета нормативных затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - Порядок).
АНО ДОО "Счастливое детство", реализующая основную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и являющаяся получателем субсидии из бюджета Республики Татарстан, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании названного выше Порядка недействующим, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично.
Признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Порядок в той мере, в какой не предусматривает включение в состав нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников образовательных организаций по профилю их деятельности. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АНО ДОО "Счастливое детство" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на необходимость удовлетворения заявленных требований в полном объёме. Приводит доводы о несоответствии оспариваемого Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку установленные в нём нормативы не являются достаточными для возмещения образовательным учреждением расходов на оплату всех труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии с подпунктами 13, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшими на момент принятия оспариваемого постановления), пунктами 27, 30 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пунктами 3, 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение следующих вопросов в сфере образования:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с вышеуказанными нормативами.
В силу части 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются в порядке, аналогичном порядку, установленному для определения объема финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания (часть 5 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в статьях 3, 18 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании в Республике Татарстан".
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя, среди прочего, требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям (пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрено следующее:
- указанный стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации (подпункт 5 пункта 1.7);
- в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования (подпункт 1 пункта 3.2.6);
- финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществления организацией, в том числе, расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности (пункт 3.6.3).
Разъяснения о том, что названные расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников, подлежат включению в нормативы, содержатся в пунктах 1.2, 2.1, 2.6 Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 года N 08-1408 (далее - Методические рекомендации).
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, обоснованно исходил из того, что что субъект Российской Федерации при определении расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях должен предусматривать расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности.
Вместе с тем, установив, что такие расходы не предусмотрены ни оспариваемым Порядком, ни ежегодно утверждаемыми на его основе нормативами финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в Республике Татарстан (законы Республики Татарстан от 2 октября 2019 года N 77-ЗРТ, от 26 сентября 2020 года N 57-ЗРТ, от 25 сентября 2021 года N 56-ЗРТ, от 29 сентября 2022 года N 52-ЗРТ), пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания Порядка в соответствующей части недействующим.
Доводы кассационной жалобы АНО ДОО "Счастливое детство", фактически сводящиеся к тому, что оспариваемый Порядок должен воспроизводить положения Методических рекомендаций, а нормативы должны рассчитываться на их основе (по содержащимся в Методических рекомендациях формулам, показателям и коэффициентам, в том числе в числовом (абсолютном) выражении), являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Судом апелляционной инстанции верно констатировано, что данные Методические рекомендации не относятся к числу нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в связи с чем у административного ответчика отсутствовала обязанность воспроизводить названные рекомендации в оспариваемом Порядке, принятие которого и утверждение на его основе нормативов является компетенцией субъектов Российской Федерации.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации дошкольной образовательной организации "Счастливое детство" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.