Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-32/2024) по административному исковому заявлению АО "Тепловая компания" об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 ноября 2022 года N 480/67 "О корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания", установленный на долгосрочный период регулирования, по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 11 января 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгоновой Ж.К, АО "Тепловая компания" Попова М.А, Департамента городского хозяйства администрации города Омска Окишева К.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2020 года Региональной энергетической комиссии Омской области вынесен приказ N 551/89 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (далее - приказ N 551/89).
28 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссии Омской области вынесен приказ N 480/67 "О корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания", установленных на долгосрочный период регулирования" (далее - приказ N 480/67).
Акционерное общество "Тепловая компания" (далее - АО "Тепловая компания", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N 480/67 Указывает, что 01 октября 2023 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" путем реорганизации в форме преобразования в акционерное общество "Тепловая компания". Административные искровые требования мотивированы тем, что при корректировке тарифов Региональная энергетическая комиссия Омской области должна была применять только показатели регулируемой деятельности, которые имеют отношение к деятельности за 2021 год. В нарушение данных правил административный ответчик неправомерно включил в расчетные показатели 2021 года денежные средства, которые касались деятельности за 2020 год. Фактическое получение в 2021 году субсидии не указывает на то, что она имела отношение к 2021 году, поскольку субсидия была выделена на погашение просроченной кредиторской задолженности прошлых периодов. Учет данной субсидии явно нарушает права и законные интересы Общества, так как приводит к занижению необходимой валовой выручки.
Решением Омского областного суда от 11 января 2024 года административное исковое заявление АО "Тепловая компания" удовлетворено, оспариваемый приказ признан недействующим.
Не согласившись с решением суда, представителем РЭК Омской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Относительно отсутствия в формулах Методических указаний прямого учета полученных регулируемыми организациями бюджетных субсидий указывает, что суд не принял во внимание положение Основ ценообразования в сфере теплоснабжения. Фактические расходы на приобретенный газ в 2020 году были полностью учтены при корректировке тарифов истца на 2022 год. Полученная административным истцом субсидия на погашение кредиторской задолженности является необоснованным доходом от регулируемого вида деятельности, данная позиция отражена в письме ФАС России. Относительно разъяснений РЭК Омской области от 28 марта 2020 года о неучете субсидии при корректировке тарифа указывает, что субсидия не подлежит учету в случае, если расходы, на покрытие которых она будет направлена, будут признаны экономически необоснованными. Кроме того, приводит в пример позицию ФАС России, согласно которой не допускается "задвоение" расходов путем их покрытия и за счет тарифа, и за счет бюджетных источников.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, АО "Тепловая компания", Департаментом городского хозяйства администрации города Омска и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых считают, что апелляционная жалоба административного ответчика удовлетворению не подлежит.
Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгонова Ж.К, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители АО "Тепловая компания" Попов М.А, Департамента городского хозяйства администрации города Омска Окишев К.В, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно части 3 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, к его полномочиям по государственному регулированию в сфере теплоснабжения относится, в том числе установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.
Приказом N 551/89 РЭК Омской области установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021 - 2025 годы муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов.
01 октября 2023 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" путем реорганизации в форме преобразования в акционерное общество "Тепловая компания".
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно пунктам 16, 18 Основ ценообразования одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов. Данный метод используется при расчете долгосрочных тарифов.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использование в расчетах субсидии, полученной на погашение задолженности за газ, использованный в 2020 году, регулятором произведено необоснованно и противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "Тепловая компания" является организацией, основным видом деятельности которой является теплоснабжение.
На основании заявления Общества рассмотрены материалы дела N 07-03/148 о корректировке на 2023 год тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания", установленных на долгосрочный период регулирования, по результатам рассмотрения которого 25 ноября 2022 года подготовлено экспертное заключение.
Из решений Арбитражного суда Омской области от 16 июня 2021 года, 17 августа 2020 года следует, что с МП города Омска Тепловая компания в пользу ФИО3 взыскана задолженность по оплате за поставленный газ по договорам поставки газа за 2020 год.
20 декабря 2021 года между департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и муниципальным предприятием города Омска Тепловая компания заключение соглашение N 907-58/2021 о предоставлении из бюджета города Омска субсидии на возмещение затрат теплоснабжающих организаций, использующих системы теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, на оказание услуг по теплоснабжению потребителей на сумму 160 000 000 рублей.
21 декабря 2021 года субсидия перечислена на счет муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания".
21 декабря 2021 года административным истцом денежные средства в размере 6130, 99 рублей, 72 312 452, 13 рублей, 87 684 516, 88 рублей перечислены на счет ФИО3
Из вышеуказанных обстоятельств и пояснений представителя Департамента городского хозяйства администрации города следует, что вся полученная административным истцом субсидия была направлена на оплату кредиторской задолженности за газ, использованный для выработки тепловой энергии в 2020 году, что не относится к регулируемой деятельности административного истца в 2021 году.
Как следует из экспертного заключения, при корректировке тарифов на 2023 год тарифным органом учтена вышеуказанная субсидия в качестве фактически полученных доходов.
Согласно пояснениям ФАС России формулы Методических указаний, используемые для расчета скорректированной необходимой валовой выручки на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, прямо не предусматривают учет полученных регулируемыми организациями бюджетных субсидий на возмещение расходов, необходимых для осуществления регулируемых видов деятельности.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что РЭК Омской области неверно произведен расчет тарифа с нарушением пункта 52 Основ ценообразования и пункта 52 Методических указаний.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы об иной практике является необоснованным и о неправильности выводов суда не свидетельствует, поскольку указанная административным истцом позиция ФАС России была основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не содержат правовых оснований к отмене решения суда и по существу повторяют позицию стороны в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 11 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 03 мая 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.