Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-643/2024 по административному исковому заявлению ООО "ЦТП" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2021года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2023 года.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2024 года.
Административному истцу принадлежит здание с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. ---. Здание включено в Перечень на 2023 год под пунктом 18835, в Перечень на 2024 год под пунктом 18438.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здани е расположен о на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здани е также не использу е тся для указанных целей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Выслушав объяснения сторон, допросив инспекторов, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Исходя из возражений представителя Правительства Москвы, здание включено в Перечни по критерию вида фактического использования здания для осуществления деятельности, предусмотренной ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция). Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
В отношении здания административного истца составлен акт обследования ГБУ МКМЦН N 91221261/ОФИ от 24 декабря 2021 года, согласно которому здание на 24, 91% используется для размещения офисов, объектов общественного питания, торговли. Из них: для размещения офисов 1 066, 41 кв. м, что составляет 13, 41%, для размещения общественного питания 54, 61 кв. м, что составляет 0, 69%, для размещения торговли 859, 35 кв. м, что составляет 10, 81%. К прочим видам фактического использования отнесены технические помещения площадью 125, 1 кв. м, что составляет 1, 57%, помещения складов площадью 5 698, 06 кв. м, что составляет 71, 67%, иное использование 147, 38 кв. м, что составляет 1, 85%. Мероприятие проведено с доступом в нежилое здание, с учетом документов технического учета (инвентаризации).
Выводы акта обследования N 91221261/ОФИ от 24 декабря 2021 года подтверждаются актом от 12 сентября 2023 года N 91235810/ОФИ, согласно которому 27, 25% здания используется для размещения офисов, объектов общественного питания, торговли.
Обследование здания было произведено с доступом в него, согласно имеющейся в акте фототаблице инспекторами осуществлена съемка фасада здания, внутренних помещений в здании, зафиксировано наличие в офисных помещений, оснащенных оргтехникой, офисной мебелью. В акте имеется поэтажный план здания и экспликация к нему, которые позволяют проверить произведенные сотрудниками ГБУ МКМЦН расчеты.
В силу пункта 3.4 Порядка N 257-ПП в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении "ЦТП" в качестве основного вида деятельности организации значится "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" (68.20.2).
Пунктом 5.2 Устава Общества основным видом его деятельности определен сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (л.д.12, т.1).
Акт от 24 декабря 2021 года был предметом рассмотрения по административному делу N ----, признан надлежащим доказательством.
При этом, при рассмотрении административного дела N 3а-3270/2022, административный истец представлял доказательства, опровергающие выводы акта, однако данные доказательства были оценены критически. В частности, в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам от 26 января 2023 года указано: административный истец представил договоры аренды, заключенные с ООО "Ковка Групп" (в аренду под офис передано помещение площадью 21 кв. м), ООО "Базис" (в аренду под офис передано помещение площадью 120, 6 кв. м, 216, 8 кв. м), ООО "Нормал Вент" (в аренду под офис передано помещение площадью 253, 3 кв. м, 4, 6 кв. м), ООО "Аквагрин" (в аренду под офис передано помещение площадью 16, 9 кв. м), ООО "Промснаб" (в аренду под офис передано помещение площадью 42, 4 кв. м), ООО "Амана" (в аренду под офис передано помещение площадью 13 кв. м), ООО "Аква Плюс" (в аренду под офис передано помещение площадью 93, 7 кв. м), ООО "Аркада Ирригейшен Компания" (в аренду под офис передано помещение площадью 58, 7 кв. м), ООО "Автоматизация систем теплоснабжения" (в аренду под офис передано помещение площадью 11, 7 кв. м), ООО "БКонсалт" (в аренду под офис передано помещение площадью 19 кв. м), ООО "Болттоп" (в аренду под офис передано помещение площадью 11 кв. м, под торговый зал 18, 6 кв. м и 12, 4 кв. м), ООО "Динамика Потока" (в аренду под офис передано помещение площадью 18, 3 кв. м), ООО "Европа-БиоФарм" (в аренду под офис передано помещение площадью 70, 9 кв. м), ООО "Инлайт" (в аренду под офис передано помещение площадью 13, 5 кв. м), ООО "Компания Олимп" (в аренду под офис передано помещение площадью 95, 5 кв. м), ООО "Комп Линтрейд" (в аренду под офис передано помещение площадью 12, 9 кв. м), ООО "Кальматрон-Спб" (в аренду под офис передано помещение площадью 33 кв. м), ООО "Креп Импорт" (в аренду под офис передано помещение площадью 28, 1 кв. м), ООО "КС-Аналитик" (в аренду под офис передано помещение площадью 11 кв. м), ООО "Мантис" (в аренду под офис передано
помещение площадью 17, 9 кв. м), ООО "Монолит" (в аренду под офис передано помещение площадью 11, 7 кв. м), ООО "Парус" (в аренду под офис передано помещение площадью 5, 9 кв. м), ООО "Профессиональный инструмент" (в аренду под офис передано помещение площадью 217, 4 кв. м), ООО "Пластик-Север" (в аренду под офис передано помещение площадью 103, 7 кв. м, 3.1 кв. м, под торговый зал 82, 5 кв. м), ООО "Смартпривод" (в аренду под офис передано помещение площадью 21, 2 кв. м), ООО "Север ТВК" (в аренду под офис передано помещение площадью 19 кв. м), ООО "Студия Ковки" (в аренду под офис передано помещение площадью 41, 6 кв. м, под торговый зал 33, 5 кв. м), ООО "Спересурс" (в аренду под офис передано помещение площадью 11, 2 кв. м), ООО "Ток групп" (в аренду под офис передано помещение площадью 34 кв. м), ООО "Тандем" (в аренду под офис передано помещение площадью 41, 8 кв. м), ООО "Трейдинвест" (в аренду под офис передано помещение площадью 12, 4 кв. м), ООО "Техпром" (в аренду под офис передано помещение площадью 42, 1 кв. м), ООО Уралинтех-М" (в аренду под офис передано помещение площадью 35, 2 кв. м), ООО "ТПК-Фламекс" (в аренду под офис передано помещение площадью 33 кв. м и 6, 3 кв. м), ИП Ч. (в аренду под офис передано помещение площадью 56, 2 кв. м), ООО "Эпоха-Климата" (в аренду под офис передано помещение площадью 67, 7 кв. м и 9, 8 кв. м).
Площадь переданных административным истцом в аренду помещений в юридически значимый период для осуществления офисной и торговой деятельности без учета вспомогательных площадей составляет 2 104, 1 кв. м (26, 46% от общей площади спорного здания).
По результатам анализа представленных административным истцом доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что акт от 24 декабря 2021 года составлен до начала налогового периода, его достоверность подтверждена вышеперечисленными договорами аренды.
В настоящем деле опровергая выводы акта обследования от 24 декабря 2021 года, от 12 сентября 2023 года, административный истец представил договоры аренды, проанализировав которые суд приходит к выводу, что данные договоры выводов актов обследования не опровергают. Кроме того, Правительством Москвы представлены сведения о плательщиках торгового сбора по адресу спорного здания: ООО "Пластик Север", ООО "Планета климата". Помещения, занимаемые данными организациями (811.6 кв.м. и 219, 9 кв.м. соответственно), отнесены к торговым помещениям.
Акт обследования от 31 мая 2023 года, согласно которому менее 20% площади здания используется для осуществления деятельности, предусмотренной ст.378.2 Налогового кодекса РФ, опровергается актом от 12 сентября 2023 года с иными выводами, кроме того, вывода акта от 12 сентября 2023 года подтверждаются представленными договорами аренды, документами и расчетами административного ответчика.
Правительством Москвы представлены сведения из сети Интернет, согласно которым помещения в здании предлагаются в аренду в качестве офисных, при этом здание позиционируется как "Бизнес-центр Ижорская 15/16", имеет класс В, 2 этажа, наземный паркинг, возможность установки системы кондиционирования.
Согласно открытым данным фонда ГКО, кадастровая стоимость объекта недвижимости определена исходя из отнесения его к оценочной группе 4.1 Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория).
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что нет оснований для вывода о том, что здание административного истца не используется для осуществления деятельности, предусмотренной ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Поскольку спорный объект недвижимости более чем на 20% фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, постольку спорное здание обоснованно отнесено к административно-деловому и торговому центру, а соответственно, и к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного, административный иск подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "ЦТП" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.