Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1788/2024 по административному исковому заявлению Семешиной Натальи Михайловны к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 24.11.2021, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 2, 07.12.2021 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 07.12.2021 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 07.12.2021 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 5, 07.12.2021 (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 07.12.2021, (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 г. N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 23.11.2022, "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2023 N2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП", определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2024 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2023.
Под пунктами 17105, 16250, 15554, 15203 в перечень на 2021- 2024 годы включено нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0007008:1024 площадью 17754, 9 кв.м по адресу: г. Москва, улица Академика Варги дом 5 корпус 1, в котором расположены принадлежащие Семёшиной Н.М. нежилые помещения, в том числе помещение с кадастровым номером 77:06:0007008:6371 площадью 3333, 7 кв.м.
Семёшина Н.М. обратилась в суд с иском о признании вышеприведенных пунктов Перечней недействующими, ссылаясь на то, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001003:2237 на котором размещено указанное выше здание не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, ст. 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и не является объектом налогообложения по данному критерию. Площадь здания, используемая под размещение объектов торговли и бытового обслуживания составляет менее 20% от общей площади, остальная часть здания используется под машино-места и места общего пользования.
Представитель административного истца Харламова Е.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Петрухина Д.И. возражала против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего до 01.01.2023 года), пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 НК РФ).
Законом о налоге на имущество организаций с 1 января 2014 года на территории города Москвы введен указанный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения поименованных объектов (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества предусмотрены положениями статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", введенной Законом города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 1.1 указанного закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП.
Как следует из пояснений Правительства Москвы, объект недвижимости включен в Перечни в соответствии с пунктом 2 ст. 1.1. Закона о налоге на имущество организаций исходя из его вида разрешенного использования земельного участка и его фактического использования под офисы, объекты бытового обслуживания и торговлю.
Согласно Акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения N9065075 от 22.07.2015 года, здание на 100 % используется под торговлю. Акт составлен инспекторами без доступа в здание, поскольку таковой не был обеспечен, на что в акте имеется соответствующее указание; акт составлен по форме, указанной в приложении 2 к названному выше Порядку; при проведении мероприятий по определению фактического использования здания были привлечены два сотрудника Госинспекции, а также сотрудник - эксперт ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации". К акту представлена фототаблица, из которой следует, что на фасаде здания размещены вывески "Автосалон BMW & Mersedes", "Технический центр "Юнит"", - что свидетельствует о наличии в здании по состоянию на дату его осмотра торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Согласно Акту о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения N9062805/ОФИ от 19 марта 2020 года здание на 23, 45 % используется под размещение офисов, объектов торговли и бытового обслуживания. Из приложенного к Акту фотоотчета следует, что в здании расположены "Автосалон BMW & Mersedes", "Технический центр "Юнит"".
Согласно Акту МКМЦН N91240433/ОФИ от 09 апреля 2024 года 73% используется под размещение офисов, объектов торговли и бытового обслуживания.
Акт за 2024 год не является повторным, подлежит учету в иных периодах, которые не являются спорным в рамках настоящего дела, между тем подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оспаривая правильность и достоверность вышеприведенных актов, административный истец, указывает, что под коммерческие цели в спорном здании сдается помещение, принадлежащее Семёшиной Н.М, площадью 3333, 7 кв.м. что составляет 18, 09 % от занимаемой площади.
В качестве доказательства подтверждающего свои доводы административным истцом предоставлен ряд договоров: договор аренды нежилых помещений N2021-А-1 от 01.02.2021 года заключенный между ИП Семёшиной Н.М. и АО "Ортэна", а также договоры между истцом и ООО "Ортэна" от 01 января 2022 года и 01 декабря 2022 года по которым в аренду сданы помещения общей площадью 1833, 7 кв.м, расположенные с 0 по 5 этаж, обозначенные на поэтажном плане (приложение 1) к договору, кадастровый номер 77:06:0007008:6371.
Из решения Московского городского суда от 18 августа 2020 года по административному делу N3а-2638/2020 по административному исковому заявлению Семёшиных Н.В, М.А. о признании не действующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", следует, что ранее оспаривая включение нежилого помещения в Перечни на 2017-2019 гг, административный истец представила заключенные 01.07.2016, 01.06.2017 и 01.05.2018 гг. с ЗАО "Ортэна" договоры аренды принадлежащих на тот момент ей и Семёшину Н.В. нежилых помещений общей площадью 11 587 кв.м. в спорном здании, согласно которым, таковые были переданы арендатору для организации технического центра по ремонту автотранспортных средств, торговли автозапчастями и авто принадлежностями, кафе, для организации проезда к парковочным местам (п. 2.1 договоров). По условиям вышеприведенных договоров в пользу Семешиной Н.В. подлежала выплате ? доли от арендной платы, которая по состоянию на 2018 год составила 7 400 000 рублей (доля Семешиной Н.В. составила 3 700 000 рублей). По условиям договора в состав арендной платы включены все затраты арендодателя по содержанию, обслуживанию и эксплуатации нежилых помещений, вывоз мусора, ртутьсодержащих отходов, компенсацию за потребление электроэнергии, пользование коммунальными услугами (горячая и холодная вода, канализация, отопление) (п. 4.4. договоров).
Из договора аренды нежилых помещений N2021-А-1 от 01.02.2021 года заключенного между ИП Семёшиной Н.М. и АО "Ортэна", а также договоров с ООО "Ортэна" от 01 января 2022 года и 01 декабря 2022 года следует, что размер арендной платы установлен в сумме 2750 000 рублей, при этом коммунальные платежи (свет, вода, стоки, газ и иные) в арендную плату не включены и оплачиваются по отдельным договорам.
Таким образом, несмотря на то, что площадь помещений сданных в аренду АО "Ортэна" и ООО "Ортэна" в 2021 и 2022 году на 84% меньше чем площадь помещений сданных ЗАО "Ортэна" в 2016-2018 году, арендная плата за сданное в аренду имущество, с учетом отдельной оплаты коммунальных платежей, фактически не изменилась, вопреки разумным экономическим причинам.
Как следует из предоставленных выписок ЕГРЮЛ, а также исследованных судом договоров аренды, находящихся в материалах административного дела N3а-2638/2020, АО "Ортэна" и ЗАО "Ортэна" являются одним и тем же юридическим лицом, имеющим ИНН 7719225292, генеральным директором подписавшим все вышеупомянутые договоры аренды со стороны арендатора, в том числе со стороны ООО "Ортэна" значится Камеко И.Г.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд полагает, что предоставленные административным истцом договоры не отражают фактическую площадь переданную в аренду имущества и направлены в первую очередь на уменьшение налоговой нагрузки Семёшиной Н.В. Данные выводы, подтверждаются также сведениями из сети "Интернет" согласно которым ЮНИТ Юго-Запад оказывает услуги не только по автомобильному сервису и обслуживанию автомобилей, но и осуществляет продажу новых и подержанных автомобилей, оказывает услуги по шиномонтажу и хранению колес, при этом на сайте значится что общая площадь технического центра составляет более 4200 кв.м, что в любом случае больше 20% от общей площади здания.
Оценив в совокупности вышеперечисленные доказательства, суд считает, что спорное помещение правомерно включено в Перечни на 2021-2024 годы исходя из вида его фактического использования под размещение объектов торговли и бытового обслуживания, в связи с чем, полагает возможным в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Семешиной Натальи Михайловны о признании недействующими пункта 17105 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 24.11.2020 N2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП", пункта 16250 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 23.11.2021 N1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП"; пункта 15554 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 22.11.2022 N2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП"; пункта 15203 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 21.11.2023 N2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП", -отказать
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.