Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Вдовиной А.В., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1644/2024 по административному исковому заявлению Романова Александра Николаевича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 22.11.2022 N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23 ноября 2022 года, в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 6 декабря 2022 года.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2023 N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2024 года (далее - Перечень на 2024 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2023 года.
В Перечень на 2023 год под пунктом 5787, в Перечень на 2024 год под пунктом 5742 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006023:1204, общей площадью 1 266, 2 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
В Перечень на 2023 год под пунктом 5792, в Перечень на 2024 год под пунктом 5747 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006023:5513, общей площадью 1 462, 7 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
Романов А.Н, являясь собственником указанных зданий, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать названные положения недействующими с момента вступления их в силу.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что нежилые здания не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Определением суда от 22 апреля 2024 года производство по настоящему административному делу в части требований Романова Александра Николаевича о признании недействующими пунктов 5742, 5747 Перечня на 2024 год прекращено.
Представитель административного истца в настоящем судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, требования административного истца не признал, указав, что постановления приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановления, в оспариваемых редакциях, подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции, действующей на налоговые периоды 2015, 2016 годов, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006023:1204, общей площадью 1 266, 2 кв. метров, расположенное по адресу: адрес и нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006023:5513, общей площадью 1 462, 7 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
В соответствии с ответом ППК "Роскадастр" от 29 февраля 2024 года N 2.16-/06102/24 согласно сведениям, содержащимся в информационных системах Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН):
1) по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0006023:5513 со следующими земельными участками:
- кадастровый номер 77:01:0006023:5511, уточненная площадь (погрешность измерения 9) 620 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
- кадастровый номер 77:01:0006023:278, уточненная площадь (погрешность измерения 6) 290 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
- кадастровый номер 77:01:0006023:279, уточненная площадь (погрешность измерения 6) 330 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
2) по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0006023:1204 со следующими земельными участками:
- кадастровый номер 77:01:0006023:5511;
- кадастровый номер 77:01:0006023:279;
- кадастровый номер 77:01:0006023:1009, уточненная площадь (погрешность измерения 6) 314 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
- кадастровый номер 77:01:0006023:136, декларированная площадь 4970 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
- кадастровый номер 77:01:0006023:68, уточненная площадь (погрешность измерения 6) 264 кв. м, адрес (местоположение): город Москва, вн.тер.г. адрес, улица Большие Каменщики, земельный участок 9/Ж;
- кадастровый номер 77:01:0006023:6867, уточненная площадь (погрешность измерения 4) 154 кв. м, адрес (местоположение): город Москва, внутригородская территория адрес, адрес, земельный участок 8/5;
- кадастровый номер 77:01:0006023:145, уточненная площадь (погрешность измерения 4) 119 кв. м, адрес (местоположение): адрес.
Также в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах ЕГРН:
- по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:5511 имел вид разрешенного использования - "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)";
- по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:1009 имел вид разрешенного использования - "здравоохранение. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.4.1 - 3.4.2 (3.4)";
- по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:136 имел вид разрешенного использования - "эксплуатации здания под учебно-воспитательную деятельность и благоустройство прилегающей территории без права коммерческого использования";
- по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:68 имел вид разрешенного использования - "эксплуатации производственных зданий с благоустройством территории";
- по состоянию на 01.01.2023, 01.01.2024, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:6867 имел вид разрешенного использования - "здравоохранение (3.4)".
22.04.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:278, 23.11.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:279, 28.10.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:145, внесена запись о снятии с государственного кадастрового учета, ввиду чего предоставить актуальные сведения о виде разрешенного использования обозначенных земельных участков по состоянию на даты, следующие за датой снятия их с государственного кадастрового учета, не представляется возможным.
По состоянию на 29.02.2024 статус записи о земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0006023:278, 77:01:0006023:279, 77:01:0006023:145 - "Архивная".
Таким образом, земельные участки, на которых располагалось спорное здание по состоянию на 1 января 2023 года, имели несколько видов разрешенного использования. При этом некоторые из них не отвечают требованиям положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:5511, предоставлен административному истцу в пользование на условиях аренды по договору от 2 октября 2019 года N М-01-054606 для эксплуатации нежилого здания под размещение коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
При таких обстоятельствах, с учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) и выявленного конституционно-правового смыслы подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные здания не могли быть отнесены к офисным/торговым центрам исключительно по виду разрешённого использования земельных участков без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, предусмотренных налоговым законодательством данных о том, что включенные в оспариваемый Перечень объекты соответствуют иным критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в материалах дела нет.
В отношении зданий проведены мероприятия по определению вида их фактического использования.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
В отношении здания с кадастровым номером 77:01:0006023:5513 составлены следующие акты обследования:
- от 19 сентября 2017 года N 9013333/ОФИ, согласно которому 100% здания используется для размещения офисов. Акт составлен с доступом в здание;
- от 07 декабря 2022 года N 91230609/ОФИ, согласно которому 48, 44% здания используется для размещения офисов. Акт составлен с доступом в здание;
- от 15 августа 2023 года N 91236748/ОФИ, согласно которому 24, 01% здания используется для размещения офисов. Акт составлен с доступом в здание.
В указанных актах обследования содержатся фототаблицы, из которых видно, что на фасаде здания имеется вывеска "Фонд имени фио. Германский исторический институт в Москве". Из акта от 15 августа 2023 года N 91236748/ОФИ (раздел 2) следует, что к офисам отнесены кабинеты научных сотрудников названного Фонда.
Административным истцом представлены сведения об указанном выше Фонде. Так, Фонд фио является агентством, поддерживающим немецкие исследования в области гуманитарных и социальных наук за рубежом. Фонд финансирует 11 научно-автономных институтов по всему миру, которые выполняют связующую функцию между принимающими странами и Германией. Институт имеет собственную исследовательскую направленность. В институте проводятся фундаментальные исследования в области гуманитарных и социальных наук.
Административным истцом в материалы дела представлено Положение о представительстве "Фонд имени фио - немецкие научно-гуманитарные институты за границей". В пункте 1.6 Положения адрес представительства определен как адрес спорного здания. Пунктом 1.3 Положения определено, что представительство "Фонд имени фио" действует от имени и по поручению фонда и в интересах расширения сферы оказываемых фондом услуг, установления и расширения деловых контактов, представления интересов фонда перед государственными органами, проведения рекламной кампании, маркетинговых исследований. Представительство не ведет коммерческой деятельности.
Таким образом, здание административного истца с кадастровым номером 77:01:0006023:5513 не используется в целях осуществления самостоятельной деловой и коммерческой деятельности, помещений офисного назначения в здании не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что на основании названных актов от 19 сентября 2017 года N 9013333/ОФИ и от 07 декабря 2022 года N 91230609/ОФИ спорное здание было включено в Перечни на 2019-2022 годы. Такое включение административным истцом оспорено в суде и решением Московского городского суда от 16 января 2023 года по делу N 3а-2605/2023, административные исковые требования в указанной части удовлетворены. Пункты, которыми здание с кадастровым номером 77:01:0006023:5513 было включено в Перечни на 2019-2022 годы, признаны недействующими.
При этом суд, в названных судебных постановлениях, пришел к выводу, что акты обследования от 19 сентября 2017 года N 9013333/ОФИ и от 07 декабря 2022 года N 91230609/ОФИ нельзя признать в качестве допустимого доказательства, поскольку изложенные в них выводы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Изложенное показывает, что судом уже дана оценка актам обследования от 19 сентября 2017 года N 9013333/ОФИ и от 07 декабря 2022 года N 91230609/ОФИ. Суд признал указанные акты ненадлежащим доказательством факта использования спорного здания в качестве офисного/торгового центра.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учётом приведённой нормы, названные выше обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным постановлением, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.
При этом акт Госинспекции по недвижимости от 15 августа 2023 года N 91236748/ОФИ, согласно которому спорное нежилое здание используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания изготовлен в плановом порядке на новый налоговый период так как, составлен после утверждения оспариваемого Перечня на 2023 год, и, следовательно, не подтверждает вид фактического использования здания в юридически значимый период.
Иных доказательств, объективно подтверждающих, что более 20% нежилых помещений здания с кадастровым номером 77:01:0006023:5513 имеют самостоятельное офисное назначение и используются в этих целях, административным ответчиком не представлено.
В отношении здания с кадастровым номером 77:01:0006023:1204 составлены акты обследования от 19 сентября 2017 года N 9013338/ОФИ и от 15 августа 2023 года N 91236760/ОФИ, согласно выводам, которых здание с кадастровым номером 77:01:0006023:1204 не используется для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание используется для целей здравоохранения. Приложением к актам является подробная фототаблица здания, из которой видно, что в здании расположен многофункциональный медицинский центр "ОН КЛИНИК". Административным истцом представлены договоры аренды, подтверждающие данное обстоятельство. В материалы дела также представлена выписка из реестра лицензий, согласно которой по адресу спорного здания с кадастровым номером 77:01:0006023:1204 находится медицинская организация, деятельность которой лицензирована в области деятельности по оказанию медицинских услуг.
Согласно экспликации помещения, расположенные в зданиях с кадастровыми номерами 77:01:0006023:1204 и 77:01:0006023:5513 имеют назначение "учрежденческие".
При этом суд учитывает, что само по себе наименование "учрежденческие" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком, поскольку может быть использовано непосредственно для проектных и научных работ, образования, медицины, производства товаров и т.п.
Таким образом, в спорных зданиях отсутствуют помещения с назначением, подпадающим под признаки, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Анализ изложенного указывает на то, что спорные здания не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов), в силу чего такие здания, согласно положениям статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия налоговому законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признаёт этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Учитывая изложенное, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечня подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу Романова Александра Николаевича подлежит взысканию 300 рублей, в счёт возмещения понесённых административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Романова Александра Николаевича удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2023 года пункты 5787, 5792 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Романова Александра Николаевича в счет возврата государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 8 мая 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.