Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1400/2023 по иску Министерства здравоохранения Свердловской области к Хутуевой Мадине Рамазановне о взыскании единовременной компенсационной выплаты, неустойки, встречному иску Хутуевой Мадины Рамазановны к Министерству здравоохранения Свердловской области об оспаривании условий договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по кассационной жалобе Хутуевой Мадины Рамазановны на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя ответчика (истца по встречному иску) Хутуевой М.Р. - Довбыш А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя истца (ответчика по встречному иску) Министерства здравоохранения Свердловской области Соколова Д.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Свердловской области обратилось с иском к Хутуевой М.Р. о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере 854 881, 65 руб, неустойки (пени) в сумме 3 846, 97 руб. (л.д. 2-5).
В обоснование заявленных требований представитель истца ссылался на то, что Хутуева М.Р. 2 ноября 2018 г. была принята на должность врача-акушера-гинеколога в ГБУЗ Свердловской области "Камышловская ЦРБ", подала в Министерство здравоохранения Свердловской области заявление и необходимые документы для предоставления единовременной компенсационной выплаты. 20 декабря 2018 г. между сторонами заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб, в соответствии с которым ответчик приняла на себя обязательства отработать не менее 5 лет со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации) на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, а в случае увольнения в течение 3 рабочих дней вернуть сумму единовременной компенсационной выплаты в размере пропорционально неотработанному времени. На основании приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 21 декабря 2018 г. N 1583-к Хутуевой М.Р. были выплачены денежные средства в размере 1 000 000 руб, однако ответчик свои обязательства не выполнила, прекратив трудовые отношения по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что является основанием для возврата единовременной компенсационной выплаты. До настоящего времени денежные средства на счет Министерства ответчиком не возвращены.
Хутуева М.Р. обратилась в суд со встречным иском к Министерству здравоохранения Свердловской области о признании недействительным подпункта 1 пункта 2.1 договора от 20 декабря 2018 г. N 04-73/2018 в части (л.д. 40-45).
В обоснование встречных исковых требований Хутуева М.Р. ссылалась на то, что условия данного подпункта договора требованиям закона не соответствуют, так как противоречат действовавшим на тот момент нормам федерального законодательства, нарушают права работника Хутуевой М.Р. на получение компенсационной выплаты в установленном порядке и размерах, повлекли неблагоприятные для нее последствия в виде имущественных претензий от другой стороны сделки. В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости). Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г..N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г, в соответствии с которой решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами. В силу положений статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Положения Федерального закона от 29 ноября 2010 г..N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) не регулируют вопрос ухода в декретный отпуск в течение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать в связи с получением единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Также законодательством в период заключения договора от 20 декабря 2018 г..не было предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать в связи с получением выплаты на период нахождения медицинского работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 42-43).
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 г, исковые требования Министерства здравоохранения Свердловской области к Хутуевой М.Р. удовлетворены. С Хутуевой М.Р. в пользу Министерства здравоохранения Свердловской области взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 854 881 руб. 65 коп, неустойка 3 846 руб. 97 коп, а также государственная пошлина в доход бюджета в размере 11 787 руб. В удовлетворении встречного иска Хутуевой М.Р. к Министерству здравоохранения Свердловской области отказано.
В кассационной жалобе ответчик (истец по встречному иску) Хутуева М.Р. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Свердловской области, удовлетворении встречных исковых требований Хутуевой М.Р.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, 2 ноября 2018 г. между ГБУЗ Свердловской области "Камышловская ЦРБ" и Хутуевой М.Р. заключен трудовой договор о выполнении работы по должности врача-акушера-гинеколога.
По заявлению Хутуевой М.Р. от 21 ноября 2018 г. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между Министерством здравоохранения Свердловской области и Хутуевой М.Р. 20 декабря 2018 г. заключен договор, по условиям которого работнику выплачивается единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб. с обязательством работы на должности врача-акушера-гинеколога в ГБУЗ Свердловской области "Камышловская ЦРБ" в течение 5 лет при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации) на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2.1 договора).
Положениями подпункта 3 пункта 2.1 договора предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам, медицинский работник обязан в течение трех рабочих дней со дня увольнения (перевода) возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду (с учетом положений подпункта 1 настоящего пункта со дня прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что в случае неисполнения медицинским работником обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в том числе увольнения медицинского работника до истечения пятилетнего срока и неисполнения им обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты в сроки, установленные подпунктами 3-5 пункта 2.1 настоящего договора, с медицинского работника взимается неустойка.
Неустойка начисляется за каждый день, начиная со дня, следующего за днем истечения трехдневного срока, предусмотренного подпунктами 3-5 пункта 2.1 настоящего договора.
Неустойка устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки Центрального Банка России и начисляется на часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному времени.
На основании приказа Министерства здравоохранения N 1583-к от 21 декабря 2018 г. платежным поручением N 44672 от 24 декабря 2018 г. Хутуевой М.Р. перечислена единовременная компенсационная выплата в сумме 1 000 000 руб.
В период с 10 июля 2019 г. по 12 декабря 2019 г. Хутуева М.Р. находилась в отпуске по беременности и родам, с 13 декабря 2019 г. по 6 сентября 2022 г. - в отпуске по уходу за ребенком.
Приказом ГБУЗ Свердловской области "Камышловская ЦРБ" N 184 от 8 ноября 2022 г. Хутуева М.Р. уволена 8 ноября 2022 г. по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Министерства здравоохранения Свердловской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 2 и 13 Положения о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденным постановлением правительства Свердловской области от 4 июля 2018 г. N 432-ПП, постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", исходил из доказанности того, что ответчик не исполнила взятые на себя по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты обязательства отработать в ГБУЗ Свердловской области "Камышловская ЦРБ" в должности врача-акушера-гинеколога на условиях полного рабочего дня 5 лет (1 826 дней), период неисполнения трудовой функции, в том числе в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, составил 1561 день (1 155 дней + 406 дней), в добровольном порядке компенсационная выплата ответчиком истцу не возвращена, в связи с чем пришел к выводу о взыскании с Хутуевой М.Р. пропорционального неотработанному времени единовременной компенсационной выплаты в сумме 854 881, 65 руб, неустойки за период с 14 ноября 2022 г. (день, следующий за днем истечения трех рабочих дней с даты увольнения) по 1 декабря 2022 г. (заявленная в иске дата) в размере 3 846, 97 руб.
Отказывая в удовлетворении встречного иска и отклоняя доводы Хутуевой М.Р. о том, что периоды неисполнения трудовой функции, приходящиеся на отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком, подлежат включению в установленный 5-летний срок отработки, суд первой инстанции указал, что они основаны на неверном толковании ответчиком (истцом по встречному иску) норм материального права, поскольку в соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Согласно статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска.
Для отдельных категорий работником положениями Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены дополнительные нерабочие периоды, не связанные с предоставлением отдыха, а имеющие целевой или компенсационный характер, в том числе, подготовка и восстановление после родов (статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации), уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (статья 256).
Данные отпуска направлены не на восстановление сил и здоровья работника, его трудоспособности после исполнения трудовой функции, а связаны с защитой материнства и детства и в целях исчисления срока исполнения трудовых обязанностей по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учету не подлежат.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что оспариваемый во встречном иске пункт договора не противоречит нормам федерального законодательства, на момент заключения 20 декабря 2018 г. договора о предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты действовало постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", предусматривающее аналогичную формулировку.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе ответчик (истец по встречному иску) Хутуева М.Р. приводит доводы о том, что при принятии судом первой инстанции решения по настоящему гражданскому делу нарушены положения части 1 статьи 37, части 1 статьи 38, части 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ее право поручать ведение дела в суде представителю. Судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседании по причине амбулаторного лечения представителя и при наличии возражений ответчика о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. После замены судьи производство по делу не произведено с самого начала. Представитель ответчика фактически в рассмотрении дела по существу участия не принимал, был лишен возможности дать пояснения, чем нарушены права ответчика.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1).
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2).
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (часть 4).
Как следует из протокола и аудиопротокола судебного заседания от 10 августа 2023 г, ответчик (истец по встречному иску) Хутуева М.Р. присутствовала в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики (л.д. 118, 121, 126).
В удовлетворении поступившего в суд 8 августа 2023 г. от представителя Хутуевой М.Р. Довбыша А.А. ходатайства об отложении разбирательства дела судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку к ходатайству об отложении слушания по делу в связи с нахождением на амбулаторном лечении не предоставлены доказательства уважительности причин неявки. При этом ранее представитель ответчика (истца по встречному иску) участвовал в судебных заседаниях, судебные заседания откладывались по его просьбе для организации видеоконференц-связи с Хутуевой М.Р.
Представитель ответчика Довбыш А.А. участвовал в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в полной мере реализовал право дать пояснения по существу иска, встречного иска (л.д. 173-175).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что процессуальные права Хутуевой М.Р. при рассмотрении дела судами нарушены не были.
Согласно выписке из протокола распределения судебных дел в автоматическом режиме N 460235337 гражданское дело N 2-1400/2023 распределено судье Пономарёвой А.А, принято к производству данного судьи определением от 6 июля 2023 г, назначено судебное заседание на 10 августа 2023 г. в 14 часов (л.д. 117).
В указанную дату дело рассмотрено с начала: дело судьей доложено, заслушаны стороны, в том числе Хутуева М.Р, в полном объеме исследованы материалы дела, сторонам предоставлено право сделать дополнения, выступить в прениях, с репликами.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, судами не допущено.
Также в кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что судом первой инстанции фактически не рассмотрен встречный иск о признании недействительным подпункта 1 пункта 2.1. договора от 20 декабря 2018 г. N 04-73/2018, заключенного между Министерством здравоохранения Свердловской области и медицинским работником Хутуевой М.Р, который противоречит действовавшим на момент заключения договора нормам федерального законодательства, нарушает права работника. Данное нарушение оставлено без внимания и судом апелляционной инстанции.
Считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выразившиеся в применении к спорным правоотношениям норм, не подлежащих применению ввиду внесения изменений после заключения договора. В период заключения договора законодательством не было предусмотрено увеличение его срока на период нахождения медицинского работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.
Судебная коллегия полагает, что приведенные доводы кассационной жалобы являются необоснованными, о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не свидетельствуют.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно положениям указанной статьи в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (20 декабря 2018 г.), в 2017 г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 гг. на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 г. осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов (часть 12.1).
Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (часть 12.2).
Средства, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации от возврата части единовременной компенсационной выплаты в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 12.2 настоящей статьи, подлежат возврату в течение трех рабочих дней в бюджет территориального фонда для последующего перечисления в течение трех рабочих дней в бюджет Федерального фонда (часть 12.3).
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (часть 12.4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Приложением N 3 к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконур на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Пунктом 6 указанных Правил, в редакции от 1 марта 2018 г, предусмотрено, что условиями предоставления субсидии являются:
а) утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии и которые включают, в том числе порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает обязательства:
исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника);
иные условия, зависящие от особенностей административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и осуществления единовременных компенсационных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации.
С целью получения межбюджетных трансфертов, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" правительством Свердловской области издано постановление от 4 июля 2018 г. N 432-ПП, которым утверждено Положение о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области.
Данное постановление действовало на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (20 декабря 2018 г.), утратило силу 28 июля 2019 г. в связи в связи с изданием постановления правительства Свердловской области от 16 июля 2019 г. N 431-ПП.
Данным Положением в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусматривалось, что выплата предоставляется однократно на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), заключенного между медицинским работником и Министерством здравоохранения Свердловской области (далее - Министерство) (пункт 3 Положения).
Договор заключается по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению и устанавливает:
1) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации) на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации;
2) права и обязанности сторон, условия предоставления и основания для возврата выплаты, ответственность сторон (пункт 10 Положения).
В случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам медицинский работник обязан в течение 3 рабочих дней со дня увольнения (перевода) возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока (пункт 13 Положения).
Изучение материалов дела показывает, что при разрешении требований Министерства здравоохранения Свердловской области о взыскании с Хутуевой М.Р. части единовременной компенсационной выплаты, встречного иска Хутуевой М.Р. об оспаривании условий договора судами вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, истолкованы и применены правильно.
Суды пришли к обоснованному выводу, что заключенный между сторонами 20 декабря 2018 г. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в том числе оспариваемый Хутуевой М.Р. подпункт 1 пункта 2.1 договора, в полной мере соответствует как федеральному, так и региональному законодательству, действовавшему на момент заключения договора.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", вступило в силу с 1 января 2018 г. (то есть до предоставления ответчику компенсационной выплаты), положений о зачете в стаж с целью исполнения обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком не содержит.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для включения в фактически отработанное время периодов нахождения ответчика в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, суды правомерно исходили из условий заключенного сторонами договора от том, что период, который подлежит учету при возврате компенсационной выплате - это период, когда работник работал полный день, исключения составляют только периоды времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В силу статьи 107 Трудового кодекса Российской Федерации, видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Вопреки доводам жалобы, учет времени нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком в страховой стаж не свидетельствует о том, что данные отпуска подлежат учеты при исчислении периода выполнения медицинским работником трудовой деятельности в течение пяти лет по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании заявителем закона, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хутуевой Мадины Рамазановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.