Судебный пристав - лицо должностное
Происходящие в стране экономические преобразования, становление и развитие новых форм собственности, ход судебной реформы выявили невозможность обеспечения установленного порядка деятельности судов и организации эффективного принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.
К тому же значительно вырос объем работы у судебных исполнителей. За 1995 год в суды поступило более 7 млн. 922 тыс. исполнительных документов, что почти на треть больше, чем по итогам 1994 года. Нагрузка на штатную единицу судебного исполнителя возросла с 58,8 до 74,5 документа, однако штатная численность судебных исполнителей по России возросла лишь на 104 единицы и составляет на 1 января 1996 года 9665 единиц.
Положение в настоящее время таково, что решения по гражданским делам судов общей юрисдикции и решения арбитражных судов исполняются с большим трудом. Действующий механизм принудительного исполнения судебных решений формировался в иных условиях и не рассчитан по своей природе на рыночные отношения и реальное обращение взыскания на имущество организаций и граждан по долговым обязательствам. Таким образом, неисполнение решений судов делает бессмысленным их вынесение и саму судебную деятельность по гражданским делам, по существу означает отказ в государственной защите прав граждан и организаций.
В связи с этим в 1995 году Верховным Судом Российской федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", разработанных с участием Министерства юстиции РФ. Они были приняты Государственной Думой в первом чтении.
Если указанные законопроекты будут приняты Государственной Думой в целом, то они станут нормативной базой для создания и функционирования службы исполнительной власти, занимающейся принудительным исполнением судебных актов и актов других органов, а также обеспечат надлежащие условия в деятельности судов по отправлению правосудия.
В соответствии с названными законопроектами суды освобождаются от несвойственных им функций исполнения собственных решений. При этом сохраняется преемственность многих важных процессуальных норм исполнительного производства, проверенных практикой их применения. Вместе с тем предусмотрен ряд новых положений, направленных на процессуальную завершенность исполнительного производства, являющегося самостоятельным участком правоохранительной деятельности.
По проекту Федерального закона "О судебных приставах" судебные приставы будут включены в систему Министерства юстиции РФ. Для выполнения возложенных на них задач Министерство юстиции образует в своем составе Управление судебных приставов, а также управление судебных приставов в органах юстиции субъектов Российской Федерации.
Кто же он такой - судебный пристав? Им может быть только гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста и имеющий высшее или среднее образование. При отборе кандидатур на эту должность будут учитываться как личные, так и деловые качества претендента, состояние его здоровья. Судебные приставы в соответствии с характером исполняемых функций обязаны проходить профессиональную подготовку. Кроме того, судебные приставы, выполняющие задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, будут проходить физическую и специальную подготовку, после которой им будет даваться разрешение на хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Судебным приставам будут присваиваться классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.
Законопроект "О судебных приставах" приводит исчерпывающий перечень обязанностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов: охрана участников процесса, а также зданий судов и поддержание порядка в их помещениях; выполнение распоряжений судей, связанных с соблюдением порядка проведения процессов; исполнение судебных актов и актов других органов.
Проекты законов предусматривают разграничение функций и полномочий судебных приставов и судебных приставов-исполнителей. В обязанности последних будет входить принятие мер к своевременному, полному и правильному совершению действий по исполнению судебных актов и актов других органов. К исполнительному производству, возможно, будут отнесены такие действия, как: отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий; возвращение исполнительных документов; принятие отказа взыскателя от взыскания и утверждение мирового соглашения; объявление розыска должника; взыскание расходов по исполнению. Являясь частью исполнительной деятельности, эти действия не касаются самого судебного решения, а поэтому могут и должны выполняться судебным приставом-исполнителем, освобождая суды от обязанностей, непосредственно не относящихся к осуществлению правосудия. Тем самым снижается чрезмерная нагрузка судей.
Законопроект "Об исполнительном производстве", регламентируя процесс принудительного исполнения, вместе с тем направлен на осуществление других важнейших задач правоохранительной деятельности - обеспечение добровольного выполнения судебных актов и актов других органов гражданами и организациями.
Предполагается, что суды и другие органы, принимая решения о взыскании денежных средств, имущества или обязывая совершить определенные действия, будут указывать срок исполнения своих актов и разъяснять, что принудительное исполнение сопряжено для должников со значительными дополнительными материальными санкциями.
С должников одновременно с возбуждением исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя взыскивается исполнительский сбор в размере 5% взыскиваемой суммы или стоимости имущества, или 5 минимальных размеров оплаты труда с граждан и 10 минимальных размеров оплаты труда с организаций по исполнительным документам неимущественного характера.
Устанавливается, что весь исполнительский сбор будет обращаться на финансирование деятельности судебных приставов-исполнителей по обеспечению принудительного исполнения. Из него же будет выплачиваться вознаграждение судебным приставам-исполнителям, обеспечившим полное и своевременное исполнение переданных им исполнительных документов.
В отличие от действующего в настоящее время постановления Совета Министров СССР от 25 октября 1989 г. N 896 определен размер максимального вознаграждения судебных приставов-исполнителей (не более 10 должностных окладов по исполнительному документу, или 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда по исполнительному документу неимущественного характера).
Одновременно повышаются до 5 и 20 минимальных размеров оплаты труда штрафы за неисполнение без уважительной причины исполнительных документов неимущественного характера, вводится удвоение штрафа при каждом последующем неисполнении, если действия должны быть совершены самим должником, и взыскание с него трехкратного размера расходов по исполнению, если оно невозможно без его участия.
Вводятся штрафы от 1 до 15 минимальных размеров оплаты труда за случаи нарушения законодательства об исполнительном производстве.
Введение и увеличение размеров материальной ответственности должника и иных лиц за неисполнение судебных актов и актов других органов, взыскание с должника расходов по принудительному исполнению, в сочетании с перспективой привлечения к уголовной ответственности других лиц или работников организации-должника, реальность которого приближена устанавливаемой обязанностью возбуждать уголовное дело по представлению судебного пристава-исполнителя, будет эффективным стимулом добровольного выполнения судебных актов и актов других органов гражданами и организациями.
Штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями за неисполнение исполнительных документов неимущественного характера и за нарушение законодательства об исполнительном производстве, будут перечисляться в бюджет, чем пополнят государственную казну.
Думается, что тех средств, которые бюджет получит в результате деятельности судебных приставов-исполнителей, с лихвой хватит на покрытие расходов, связанных с организацией и функционированием новой службы юстиции. Мало того, вновь создаваемый после долгого забвения институт судебных приставов не только не "залезет в карман" российских налогоплательщиков, но и освободит их от необходимости самим изыскивать способы и средства получения с должника своих денег или иного имущества, прибегая, зачастую, к услугам криминальных структур.
Принятие законопроектов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" решит ряд проблем, которые возникают в настоящее время в ходе исполнения судебных актов и актов других органов. Будет урегулирован порядок предоставления налоговыми органами сведений о наличии счетов должников (депозитных, валютных, расчетных, корреспондентских). Очень подробно отрегулирован порядок обращения взыскания на имущество организаций, что позволяет исключить двоякое суждение о возможности обращения взыскания по отдельным категориям исполнительных документов.
В настоящее время законопроекты находятся в Государственной Думе и их рассмотрение во втором чтении планируется в июне.
Сарычев А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебный пристав - лицо должностное
Автор
Сарычев А. - начальник Управления организационно-правового обеспечения судебной деятельности и исполнительных производств Министерства юстиции Российской Федерации
Российская юстиция, 1996, N 6