Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Мустафина Н.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р, пункта 126 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты" заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 25 ноября 2020 года за N 7027, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 25 ноября 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 4 декабря 2020 года N 3814-р, от 26 декабря 2020 года N 4184-р, от 30 декабря 2020 года N 4343-р, от 27 июля 2021 года N 2267-р, от 30 сентября 2021 года N 2962-р, от 24 ноября 2021 года N 3605-р, от 15 декабря 2021 года N 3840-р, от 15 декабря 2021 года N 3845-р, от 4 февраля 2022 года N 300-р, от 25 апреля 2022 года N 1273-р, от 7 сентября 2022 года N 2658-р, от 12 января 2023 года N 35-р, от 21 февраля 2023 года N 456-р, от 13 апреля 2023 года N 985-р, от 8 июня 2023 года N 1544-р, от 10 августа 2023 года N 2161-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжением от 21 февраля 2023 года N 453-р, от 8 июня 2023 года N 1546-р, от 10 августа 2023 года N 2162-р, от 22 сентября 2023 года N 2516-р.
В пункте 127 Перечня на 2021 год, пункте 126 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес"
Мустафин Н.Н, являющийся собственником расположенного в этом здании помещения с кадастровым номером N, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 127 Перечня на 2021 год, пункта 126 Перечня на 2023 год, полагая, что включение объекта в перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года административное исковое заявление Мустафина Н.Н. удовлетворено.
Признан недействующими со дня принятия:
пункт 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р;
пункт 126 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считают, что объект недвижимости правомерно был включен в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения в которых он просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона о налоге на имущество организаций, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 "Об утверждении Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок), Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 (далее - Положение о Министерстве), постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года N 426 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия правовых и фактических оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке доказательств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт 127 Перечня на 2021 год и в пункт 126 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Мустафин Н.Н. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N общей площадью 181, 5 кв.м, расположенном в объекте недвижимости с кадастровым номером N
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (ЕГРН) здание с кадастровым номером N имеет назначение: нежилое, наименование: административное здание, общая площадь составляет 3676, 7 кв.м.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "под строительство административно-торговых зданий", сособственником которого является административный истец (доля в праве 5/100).
Как следует из позиции Министерства, основанием для включения здания в Перечни явился вышеназванный вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Данный довод административного ответчика, повторяющийся в апелляционной жалобе, правомерно отклонен судом как необоснованный.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, однозначно не предусматривает размещения на нем административно-делового или торгового центра (комплекса), объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанное изменение, с тем чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен. Органы государственной власти исходят, в частности, из того, что пункт 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам торгов. Они полагают, что в отсутствие аналогичного ограничения для земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов, вопрос об изменении вида разрешенного использования таких участков законодательно не урегулирован (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июля 2018 года N ОГ-Д23-7048).
В этом смысле для здания (строения, сооружения) вероятность стать "торговым центром (комплексом)" в налогообложении зависит в первую очередь от решений уполномоченных органов в сфере градостроительного зонирования, предназначенного прежде всего определять условия комплексного развития именно территорий в границах населенных пунктов, то есть значительных по площади земельных массивов, а также от формирования в их составе земельных участков с разным видом или видами разрешенного использования, допускаемыми градостроительными регламентами для соответствующей территориальной зоны. Определение налоговой базы и размер налога зависят при этом от сугубо градостроительных и землеустроительных решений, причем не только от набора видов разрешенного использования земельных участков, но и от их местоположения, обусловленного в том числе предпочтениями в архитектурно-градостроительных и землеустроительных решениях.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, учитывая, что земельный участок находится в общей долевой собственности не менее чем семи лиц, при этом доля в праве административного истца составляет 5/100, то он (административный истец) ограничен в возможности изменения разрешенного использования земельного участка, в связи с чем вопреки позиции Министерства включение здания в оспариваемые Перечни в свете приведенных выше правовых позиций не предполагается исключительно из вида разрешенного использования земельного участка, то есть независимо от предназначения и фактического использования здания.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что по указанному основанию в оспариваемые Перечни спорное здание включено быть не могло.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в пределах здания в юридически значимый период были расположены помещения нежилого назначения с кадастровыми номерами N (площадь 1 431, 5 квадратного метра), N (площадь 325 6 квадратного метра), N (площадь 329 квадратных метров), N (площадь 61, 9 квадратного метра), N (площадь 23, 8 квадратного метра), N (площадь 211, 1 квадратного метра), N (площадь 187, 3 квадратного метра), N (площадь 181, 5 квадратного метра), N (площадь 347, 5 квадратного метра), N (площадь 284, 1 квадратного метра), N (площадь 6, 7 квадратного метра). Помещения с кадастровыми номерами N, N сняты с кадастрового учета 11 ноября 2014 года и 19 августа 2016 года соответственно, сведения в отношении помещения с кадастровым номером N в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, Согласно техническому паспорту здания, составленному республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 25 июня 2008 года, который содержится в кадастровом деле объекта недвижимости, площадь здания составляет 3 676, 7 квадратного метра, которая включает в себя площади следующего назначения:
1 этаж, литер А - тамбуры, сан. узлы, вестибюли, комната, лестницы, приемочная, кладовая столовой посуды (3, 2 квадратного мета), моечная столовой посуды (7, 3 квадратного метра), обеденный зал (158, 3 квадратного метра), коридоры, производственный цех (16, 5 квадратного метра, цех подготовки овощей (3, 3 квадратного метра), КУИ, кладовая, душевая, гардероб, эл. щитовая, кабинет, кладовая сухих продуктов (6, 2 квадратного метра), кладовая напитков (4, 7 квадратного метра), тех. помещение, холлы, комната персонала, кассы (2, 3 квадратного метра, 5 квадратных метров, 2, 1 квадратного метра, 4, 5 квадратного метра, 2, 1 квадратного метра, 3, 7 квадратного метра), служебные помещения, грузовой лифт, лифты;
2 этаж, литер А - лестничные клетки, кабинеты, серверная, комната приема пищи (15, 1 квадратного метра), сан. узлы, холл, кухня (4, 8 квадратного метра), приемная (22, 7 квадратного метра), кабинет директора, комната отдыха, лестничный холл, коридор, КУИ, кладовая;
3 этаж, литер А - лестничные клетки, кабинеты, серверная, сан. узлы, коридор, подсобная, зал совещаний (32, 6 квадратного метра), кабинет директора, приемная (13, 2 квадратного метра), кладовая;
4 этаж, литер А - лестничные клетки, кабинеты, серверная, сан. узлы, коридоры, подсобные;
цоколь, литер А - лестничная клетка, тех. помещения, комнаты, торговый зал (175 квадратных метров), тамбуры, сан. узлы, коридоры, водомер. узел, душевая, кладовая, торговый зал (179, 6 квадратного метра), эл. щитовая, тепл. узел, лифт.
В технических паспортах расположенных в здании помещений, составленных этим же органом кадастрового учета, содержатся сведения о назначении имеющихся в них площадей, в частности в помещении с кадастровым номером N (выписка из технического паспорта по состоянию на 1 декабря 2008 года):
3 этаж, литер А - кабинеты, серверная, сан. узлы, подсобная, зал совещаний (32 квадратных метра), кабинет директора, приемная (13, 2 квадратных метра), кладовая;
4 этаж, литер А - кабинеты, серверная, сан. узлы, коридоры, подсобные;
в помещении с кадастровым номером N (выписка из технического паспорта по состоянию на 29 декабря 2008 года):
цоколь, литер А - кладовая, тех. помещения, коридоры, кабинеты, торговый зал (179, 6 кв. м), тамбуры, сан. узел;
в помещение с кадастровым номером N (выписка из технического паспорта по состоянию на 25 января 2009 года)
цоколь, литер А - тех. помещения, комнаты, торговый зал (175 квадратных метров), тамбур, сан. узел, коридор, душевая;
в помещениях с кадастровыми номерами N, N, N (выписка из технического паспорта по состоянию на 1 декабря 2008 года):
1 этаж, литер А - холл, тамбур;
2 этаж, литер А - кабинеты, серверная, комната приема пищи (15, 1 квадратного метра), сан. узлы, холл, кухня (4, 8 квадратного метра), приемная (22, 7 квадратного метра), кабинет директора, комната отдыха, лестничный холл;
в помещении с кадастровым номером N (выписка из технического паспорта (по состоянию на 29 декабря 2008 года):
1 этаж, литер А - холл, тамбур, вестибюль, сан. узлы, коридоры, КУИ, комната персонала, кассы (2, 3 квадратного метра, 5 квадратных метров), 2, 1 квадратного метра, 4, 5 квадратного метра, 2, 1 квадратного метра, 3, 7 квадратного метра), служебные помещения;
в помещении с кадастровым номером N (технический паспорт нежилого помещения N 1001 по состоянию на 28 сентября 2010 года):
1 этаж, литер А - тамбуры, сан. узлы, вестибюль, комната, приемочная, кладовая столовой посуды (3, 2 квадратного метра), моечная столовой посуды (7, 3 квадратного метра), обеденный зал (146, 6 квадратного метра), производственный цех (16, 5 квадратного метра), цех подготовки овощей (3, 3 квадратного метра), барная стойка (12, 1 квадратного метра), кладовая, душевая, гардероб, эл. щитовая, кабинет, кладовая сухих продуктов (6, 2 квадратного метра), кладовая напитков (4, 7 квадратного метра), тех. помещение;
в помещении с кадастровым номером N (технический паспорт нежилого помещения N 1000 по состоянию на 11 марта 2011 года):
2 этаж, литер А - коридоры, кабинеты, кладовая, туалеты, элетрощитовая;
в помещении с кадастровым номером N (технический паспорт нежилого помещения N 1002 по состоянию на 11 марта 2011 года) - коридор (2 этаж, литер А).
Поскольку термины "кабинет", "комната персонала", "кабинет директора" не являются тождественными термину "офис", помещения с таким назначением не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
Таким образом, из имеющейся в указанной технической документации экспликации к поэтажному плану не следует, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
То обстоятельство, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) спорное здания имеет наименование "административное здание", о правомерности его включения в оспариваемые Перечни само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования, назначения, разрешенного использования находящихся в нем помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию спорного здания с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечень на 2021 и 2023 год административным ответчиком не проводились.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования спорное нежилое здание в оспариваемые Перечни включено также быть не могло.
Вступившим в законную силу решением Верховного суд Республики Татарстан от 17 февраля 2023 (дело N) удовлетворено административное исковое заявление "данные изъяты" о признании недействующим со дня принятия пункт 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р. (объект с кадастровым номером N).
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца пояснял, что спорный объект недвижимости исключен из перечня на 2024 год в досудебном порядке, поскольку здание не отвечает критериям офисного, административного или торгового объекта.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в Перечни.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексам Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечни на 2021, 2023 годы, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.