Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Струковой А.А. и Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-956/2023 (М-900) по административному исковому заявлению Айрапетяна А.В. о признании не действующими нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 года, которым административные исковые требования Айрапетяна А.В. удовлетворены, Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, представителя административного истца ФИО, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3321 от 27 декабря 2021 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пунктах 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3436 от 23 декабря 2022 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Пунктом N N Перечня на 2022 год, пунктом N N Перечня на 2023 год включено помещение с кадастровым номером N, площадью 1 175, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Айрапетян А.В, являясь собственником указанного объекта недвижимого имущества, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим со дня принятия: пункт N приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321, пункт N приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2023 года N 3436 в отношении объекта недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером N.
В обоснование административных исковых требований указано, что помещение с кадастровым номером N не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества на 2022-2023 гг. не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 года административное исковое заявление Айрапетяна А.В. удовлетворено.
Признан не действующим со дня принятия пункт N Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 года (в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N).
Признан не действующим со дня принятия пункт N приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2022 г. N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год (в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N).
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края считает решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы, указывает о наличии оснований для принадлежащего административного истцу объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N для включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022-2023 гг.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец считает решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО, принимая участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, считает решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края без удовлетворения.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Краснодарским краевым судом, считает решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Прокурор ФИО считает решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора ФИО, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, площадью 1 175, 2 кв.м, расположенное по адресу: г "адрес", назначение "нежилое" является собственностью Айрапетяна А.В, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником которого является Айрапетян А.В, оспариваемыми нормативными правовыми актами включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2022-2023 гг, на основании положений ст.402 НК РФ, Закона, Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 апреля 2017 г. N 319 судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345, приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2017 г. N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером N является группой помещений первого и второго этажей N общей площадью 1175, 2 кв.м, расположенной в здании с кадастровым номером N.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N наименование "Автосалон", назначение - "нежилое", площадью 1225, 5 кв.м. постановлен на государственный кадастровый учет 27.09.2010 г.
В дальнейшем здание с кадастровым номером N было разделено на помещение N площадью 1175, 2 кв.м. и помещение N площадью 50, 3 кв.м, собственником которых с 14.01.2021 г. является Айрапетян А.В.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий, для иных видов жилой застройки.
Объект недвижимого имущества включен в Перечни на 2022-2023 гг. на основании п.4 ст.378.2 НК РФ как помещение в торговом центре (комплексе), предназначенное для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН о нахождении помещения в здании с кадастровым номером N, признаваемом торговым центром (комплексом), сведений технического учета (инвентаризации) о назначении помещения.
Исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте, составленном отделом ГБУ КК Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару по состоянию на 01.02.2016 г. указано назначение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N "автосалон", площадь помещений первого этажа: N 2 "зал демонстрационный" 391, 1 кв.м, N 9 "автомойка" 30, 1 кв.м, N 14 "помещение приемки и диагностики" 55, 5 кв.м, N 15 "помещение антикоррозийной обработки" 45, 3 кв.м, N 20 "помещение ТОиР и предпродажной подготовки" 367, 6 кв.м, N 23 "касса" 3 кв.м, N 24 "комната для расчетов" 3, 4 кв.м, в совокупности 814 кв.м, что составляет более 20 % от площади объекта.
По поручению суда апелляционной инстанции специалистом отдела обследования объектов капитального строительства ГКУ КК "Кубаньземконтроль" 02.04.2024 г. произведен осмотр и составлен акт обследования здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в целях определения вида его фактического использования.
Согласно акту обследования здания с кадастровым номером N установлено, что объект представляет собой двухэтажное нежилое здание. На здании размещены вывески: " "данные изъяты"", "Детейлинг", "Приемка", "Автомойка", доступ в здание свободный.
27% общей площади объекта занимает автосалон " "данные изъяты"". В помещениях расположены автомобили, офисная мебель и оргтехника;
40, 7 % общей площади объекта нанимают помещения технического обслуживания и ремонта автомобилей;
16, 9 общей площади объекта занимает помещение с офисной мебелью и оргтехникой;
21, 9 % от общей площади объекта занимают вспомогательные помещения, в которых расположены коридоры, санузлы, подсобные помещения, помещения для отдыха и приема пищи;
1, 6 % общей площади объекта доступ не обеспечен.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что акт обследования объекта недвижимого имущества, составлен в 2024 г, за пределами оспаривания нормативных - правовых актов, в то же время отмечает, что сведения, изложенные в нем, не противоречат технической документации, имеющейся в материалах дела.
Сведения, указанные в акте, также соответствуют информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из которой следует, что по указанному адресу расположен автосалон " "данные изъяты"", в котором имеются автомобили известных брендов в наличии и под заказ, короткие сроки доставки, выгодные условия; осуществляет обмен и выкуп автомобилей с максимальной выгодой, продажу подержанных автомобилей, предпродажную подготовку и т.д.
Указанная информация также соответствует сведениям, представленным УФНС по Краснодарскому краю, из которой следует, что по адресу: "адрес" зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат, принадлежащий ООО " "данные изъяты"" (с указанием заводского номера контрольно-кассовой техники).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" N 381-ФЗ торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пунктам 13, 16, 117 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. N 582-ст) торговый объект: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями по продаже товаров.
Установочная площадь розничного торгового предприятия - часть площади торгового зала, занятая оборудованием предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
Экспозиционная (демонстрационная) площадь - суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.
С учетом того, что назначение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N - "автосалон", непосредственно торговый зал в нем не может быть выделен, так как осуществляется именно демонстрация образцов товаров.
Назначение помещений первого этажа: N 2 "зал демонстрационный", N 23 "касса", N 24 "комната для расчетов" предусматривает их функциональное использование в качестве необходимых частей торгового объекта.
Назначение помещений первого этажа N 9 "автомойка" 30, 1 кв.м, N 14 "помещение приемки и диагностики" 45, 3 кв.м, N 20 помещение ТОиР и предпродажной подготовки" 367, 6 кв.м. предусматривает их функциональное использование, которое позволяет их отнести к бытовым услугам.
Указанная позиция соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 г. N 2496-р, в котором в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации к бытовым услугам отнесены предусмотренные пунктом 45.20 "ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, включая:
Ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел;
- шиномонтаж и все виды связанных с ним работ;
- антикоррозийную обработку;
-установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу;
- предпродажную подготовку;
- техническую помощь на дорогах;
- транспортирование неисправных технических средств к месту их ремонта или стоянки.
Из апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019 г. N 49-АПА19-15), следует, что отраженное в документах технического учета (инвентаризации) назначение помещений "автосалон", "автосервис, "автомойка" предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ РФ является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в перечень.
Таким образом, техническая документация на помещение, принадлежащее Айрапетяну А.В, предусматривает размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, фактически объект недвижимого имущества с кадастровым номером N используется как торговый объект и объект для оказания бытовых услуг населению.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований административного иска Айрапетяна А.В, а доводы апелляционной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с положениями п.п.3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Айрапетяна А.В.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2023 года об удовлетворении административных исковых требований Айрапетяна А. В. о признании не действующим со дня принятия пункта N Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 года (в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N); признании не действующим со дня принятия пункта N приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2022 г. N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год (в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N) отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Айрапетяна А.В. о признании не действующим со дня принятия пункта N Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 года (в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N); признании не действующим со дня принятия пункта N приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2022 г. N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год (в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N) отказать, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - удовлетворить.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.