Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.
к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15
декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и П. на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, пояснения представителя административного истца П. - К, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Х, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном сайте 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год), который был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан (http://www.pravitelstvorb.ru) и официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 13 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Так, в пункт 1004 Перечня на 2018 год, в пункт 1261 Перечня на 2019 год, в пункт 2388 Перечня на 2020 год, в пункт 659 Перечня на 2021 год, в пункт 1309 Перечня на 2022 год, в пункт 733 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее по тексту также спорное здание, спорный объект недвижимости), в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость.
П, являясь собственником помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенных в спорном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и включение его в Перечни противоречит статье 378.2 НК РФ, а также нарушает его права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 года административное исковое заявление П. удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня принятия пункт 1309 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, пункт 733 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473.
В удовлетворении административных исковых требований П. о признании недействующими пункта 1004 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, пункта 1261 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, пункта 2388 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, пункта 659 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 - отказано.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на его незаконность и необоснованность, вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что здание не может быть исключено из Перечней на 2022 и 2023 годы, так как соответствует установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на земельных участках с видами разрешенного использования, которые предусматривают размещение торговых объектов. Кроме того, факт использования здания в качестве объекта общественного питания, торговых объектов, офисов и объектов бытового обслуживания, был установлен актами об определении вида фактического использования здания, которые соответствуют Порядку определения вида фактического использования зданий.
В апелляционной жалобе П. просит решение суда в неудовлетворённой части отменить и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку судом при принятии решения были допущены нарушения норм процессуального и материального права. Указывает, что суд при расчете площадей, используемых в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, сложил сумму площадей их трех источников - Единого государственного реестра недвижимости, технической документации и договоров аренды. Полагает, что площадь помещений, используемых в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, составляет менее 20 % об общей площади здания.
В суд апелляционной инстанции прокурором, участвующим в деле, представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца, участвующий посредством видеоконференц-связи, просил решение отменить по доводам апелляционной жалобы, а по требованиям о признании недействующими пункта 1004 Перечня на 2018 год, пункта 1261 Перечня на 2019 год производство прекратить.
Представитель административного ответчика, участвующая посредством видеоконференц-связи, просила решение суда отменить, указывая, что здание используется более чем на 20 % в целях, предназначенных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего отменить решение суда в части, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее также НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, с 2020 года административный истец является собственником помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенных в спорном здании.
Спорное здание было включено в Перечень на 2018 год под пунктом 1004, в Перечень на 2019 год под пунктом 1261, в Перечень на 2020 год под пунктом 2388, в Перечень на 2021 год под пунктом 659, в Перечень на 2022 год под пунктом 1309, в Перечень на 2023 год под пунктом 733.
Суд первой инстанции, проверяя нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца обжалуемыми нормативно-правовыми актами, рассмотрел требования административного истца в полном объёме, исходя из того, что данными нормативно-правовыми актами нарушены права административного истца.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В силу статей 128, 208 и 209 КАС РФ нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затрагивать права, свободы и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено данным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 этого Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Поскольку право собственности у административного истца на принадлежащие ему объекты недвижимости, расположенные в спорном здании, возникло в 2020 году, оспариваемые административным истцом Перечни на 2018-2019 годы его прав не затрагивают и не нарушают, что следует в том числе из представленный в суд апелляционной инстанции письменных пояснений представителя административного истца, следовательно, производство по делу в части требований П. о признании недействующими пункта 1004 Перечня на 2018 год и пункта 1261 Перечня на 2019 год подлежит прекращению.
Судебная коллегия также отмечает, что в силу положений части 3 статьи 214 КАС РФ для иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы, прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не является препятствием в случае прекращения производства по делу по основаниям, указанным в пунктах 3, 5, 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса и пункте 2 части 2 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, административный истец обладает лишь правом на обжалование Перечней на 2020-2023 годы в части включения спорного здания в указанные пункты.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что приказы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Административным истцом компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на издание обжалуемых нормативных правовых актов не оспаривалась.
Удовлетворяя административные исковые требования в части признания недействующими со дня принятия пункт 1309 Перечня на 2022 год, пункт 733 Перечня на 2023 год, суд первой инстанции указал, что на момент утверждения Перечней на 2022 и 2023 годы вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о том, что на нем предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также не представлено доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади здания предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится, отклонив представленные акты обследования.
При этом, судом первой отказано в удовлетворении исковых требований в части признания недействующими со дня принятия пункта 2388 Перечня на 2020 год, пункта 659 Перечня на 2021 год, поскольку исходя из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости, документов технического учета, договоров аренды установлено наличие в спорном здании помещений назначение, наименование и фактическое использование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания более 20 % от общей площади здания.
Судебная коллегия по административным делам с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Так, в Республике Башкортостан к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, отнесены (статья 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций", в редакции на момент утверждения Перечней на 2020-2023 года), в частности:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что спорное здание имеет назначение "нежилое", наименование "административное здание с продовольственным магазином", площадь 5108 кв.м.
Судом первой инстанции было установлено, а также подтверждается материалами дела, что по состоянию на дату принятия Перечней на 2020-2023 годы была установлена связь спорного здания с земельным участком с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: "для строительства административного здания с продовольственным магазином". Заявлений об изменении вида разрешенного использования от административного истца не поступало.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции указал, что из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке исключительно офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно перечисленных объектов, с чем судебная коллегия соглашается, в связи с чем спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2020-2023 года включено быть не могло.
Таким образом, для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости, размещенного на вышеназванном земельном участке, к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН) или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Материалами дела подтверждается, что на момент включения спорного здания в Перечни на 2020-2023 годы в спорном здании имелись помещения с кадастровыми номерами: N.
Указанные помещения имеют назначение "нежилое", "нежилое помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, назначение - "помещение", "офис", "нежилое помещение 3 эт.", "нежилое помещение 6 эт.", "нежилое помещение цокольный этаж 6 этажного нежилого здания".
Помещения с кадастровыми номерами N (площадь 67, 5 кв.м), N (площадь 29, 1 кв.м), N (площадь 53, 5 кв.м), имеющие наименование "офис", составляют 150, 1 кв.м или 2, 9% от общей площади спорного здания.
Таким образом, спорное здание, исходя из сведений из ЕГРН о наименовании помещений, в Перечни на 2020-2023 года включено быть не могло.
В материалах дела содержатся технические паспорта на спорное здание по состоянию на 09.09.2021 и по состоянию на 21.01.2008.
Технический паспорт, составленный ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на 9 сентября 2021 года, на отдельно стоящее 6-ти этажное нежилое здание (лит. А) верно не принят судом первой инстанции в качестве документа технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности", с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости действующим законодательством не предусмотрено.
При этом, указанный технический паспорт составлен на иную площадь - 5083, 3 кв.м, при этом, площадь спорного здания, указанная в ЕГРН, составляет 5108 кв.м.
Согласно данным технического учета - техническому паспорту, составленному по состоянию на 21 января 2008 года и предоставленному административным истцом, на отдельно стоящее 6-этажное нежилое здание, спорное здание площадью 5108 кв.м. состоит из литеры А (наименование - Административное здание с продов. магазином, фактическое использование - админ.-торг, стоянка) и состоит из помещений на 1-6 этажах: "офисов NN 1-16" и "магазинов", что следует как из раздела "номер помещения", так раздела "назначение помещений, комнат и т.д.". При этом, назначение помещений (комнат), включенных в том числе в указанные выше помещения "офисов NN1-16" и "магазина", следующее: "тамбур", "коридор", "кабинет", "сан.узел", кладовая уб. инв.", "эл. щитовая N1", "лифтовый холл", "эл. щитовая N2", "торговый зал", "фасовочная", "эл. щитовая", "основное", "машинное отделение лифта", на цокольном этаже: "тамбур", "кабинет", "торговый зал", "водомерный узел", "коридор", "подсобное", "эл.щитовая", "тех. помещение", "бойлерная", "АТС", "узел учета", "кафе", "тех. помещение", "санузел". Помимо указанных, в здании включает в себя помещения с назначением "кафе", не являющееся составной частью "офисов NN 1-16" и "магазинов" (т. 1 л.д. 108).
Площадь помещений, которые предусматривают размещение объектов общественного питания и торговых объектов, как исходя из назначения общих помещений "офисов NN 1-16" и "магазинов", так и включенных в них помещений (комнат), а также помещения "кафе" превышает 20 % от общей площади здания.
Так площадь "офисов NN 1-16" и "магазинов", а также "кафе" составляет 4665, 4 кв.м (4110, 7 кв.м площадь "офисов NN 1-16" и "магазинов", а также 554, 7 кв.м - площадь "кафе"), что составляет 91, 3 % от общей площади здания 5108 кв.м.
Площадь помещений (комнат), которые предусматривают размещение объектов общественного питания и торговли, включенных в общие помещения "офисов NN 1-16" и "магазина", а также "кафе" составляет 1046, 6 кв.м: объект общественного питания ("кафе" 554, 7 кв.м), торговые объекты ("торговый зал" 132, 3 кв.м, 71, 8 кв.м, "фасовочная" 7, 8 кв.м, "торговый зал" 248, 6 кв.м, "подсобное" 15, 2 кв.м, 16, 2 кв.м) или 20, 48 % от общей площади здания 5108 кв.м.
При этом, судебная коллегия учитывает такие помещения, как "фасовочная" и "подсобное", которые расположены непосредственно рядом с помещениями "торговый зал" и являются вспомогательными помещениями для магазина, поскольку согласно позиции 92 и 95 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", действующего на период принятия Перечней, фасовочное помещение - это помещение, участки (зоны, острова) в соответствующих отделах, в которых осуществляют предпродажную фасовку и упаковку товаров в потребительскую упаковку с одновременным установлением массы или объема товара; подсобное помещение - часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. Кроме того, из позиции 38 указанного Национального стандарта следует, что магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
В части разногласий имеющихся в экземплярах владельца (как следует из отметки на титульном листе т. 1 л.д. 98) и находящегося в ГБУ РБ "ГКО и ТИ" технического паспорта на спорное здание от 21 января 2008 года относительно назначения помещения площадью 554, 7 кв.м, расположенного на цокольном этаже здания, "номер комнаты" 18 - "кафе" (т. 1 л.д. 108) или "гараж" (т. 4 л.д. 146), судебная коллегия принимает во внимания сведения из экземпляра владельца, так как исходя из пояснений представителя административного истца в заседании судебной коллегии следует, что в указанном экземпляре отражено действительное техническое состояние спорного здания на момент проведения технической инвентаризации, что соотноситься как с планом цокольного этажа, отраженного в сведениях ЕГРН (т. 1 л.д. 20 оборот), так и на поэтажном плане, содержащимся в техническом паспорте на спорное здание от 21 января 2008 года (т. 4 л.д. 135), из которых следует, что заезд для автотранспорта на цокольный этаж спорного здания отсутствует, доступ с внешней стороны осуществляется по лестницам.
Кроме того, административным ответчиком было произведено обследование цокольного этажа спорного здания, в ходе которого было установлено, что на цокольном этаже располагается ресторан китайской кухни, остальные помещения находятся в ремонте, при этом въезда для транспортных средств на цокольный этаж здания не имеется.
Вместе с этим, материалами дела, а именно выписками из ЕГРН в отношении помещений с кадастровыми номерами: N, N, N, N, а также договором аренды, заключенным с ИП Б, подтверждается, что на цокольном этаже помещения общей площадью 373, 1 кв.м предоставлены под ресторан, бар.
Относительно отметки о погашении технического паспорта на спорное здание от 21 января 2008 года (т. 4 л.д. 132), судебная коллегия принимает во внимание правильность отраженных сведений относительно площади здания, совпадающих со сведениями ЕГРН, как уже отмечалось выше. Кроме того, погашение технического паспорта по состоянию на 21 января 2008 года произошло 9 сентября 2021 года на основании нормативных правовых актов до 1 января 2013 года, которые после данной даты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются.
В соответствии с пунктом 11.2 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 1 января 1991 года, документальное оформление изменений производится путем внесения текстовых записей в ведомость текущих изменений и изготовлении при необходимости новых планов или отдельных фрагментов планов (чертежей).
Все текущие изменения вписываются в ведомость текущих изменений в хронологическом порядке их выявления под соответствующим номером.
При составлении нового технического паспорта, новых инвентарных и поэтажных планов старые гасятся и хранятся в третьей группе документов дела, а к новому паспорту прикладывается новая ведомость текущих изменений.
Поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" для целей кадастровой деятельности данный нормативный правовой акт не подлежал применению, следовательно, погашение технического паспорта 9 сентября 2021 года не должно быть учтено.
Таким образом, в соответствии с документами технического учета нежилое здание содержит торговые помещения и помещения общественного питания, при этом их площадь составляет более 20% от общей площади нежилого здания, то есть само спорное здание предусматривает размещение в нем торгового объекта и объекта общественного питания, что в свою очередь в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отнести данный объект к торговому центру (комплексу).
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются (пункт 2.1.): визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
Согласно подпункту "г" пункта 1.2 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", под офисом понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть помещения), оборудованные стационарными рабочими местами (оргтехникой), используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Административным ответчиком были представлены акты обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленные по состоянию на 2 сентября 2019 г, 16 сентября 2020 г, 22 июня 2022 г.
Согласно актам обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленным по состоянию на 2 сентября 2019 г, 16 сентября 2020 г, 22 июня 2022 г, комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет - 100%. В актах указано, что спорное здание используется как бизнес центр, в котором находятся объекты административной, бытовой, торговой деятельности и объекты общественного питания. По результатам проведенных обследований установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, критикуя представленные акты, указал, что вывод о фактическом использовании здания комиссией сделан без доступа в здание, обстоятельства, препятствовавшие доступу в здание, в акте не отражены; фактическое назначение помещений внутри здания не исследовалось; приложенные к акту фотографии не позволяют достоверно определить фактическое использование не менее 20% площади здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Вместе с этим, административным истцом были представлены договоры аренды принадлежащих ему помещений, расположенных в спорном здании. Однако, как следует из договоров аренды, помещения предоставлены арендаторам для размещения кабинетов. Судом первой инстанции также были проанализированы договора аренды, предоставленные ППК "Роскадастр", и сведения Управления ФНС по Республике Башкортостан о контрольно-кассовой технике.
Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из того, что документы технического учета (инвентаризации) спорного здания и договоры аренды находящихся в нем помещений с достоверностью подтверждают фактическое использование объекта недвижимости в установленных статьей 378.2 НК РФ целях на площади, превышающей 20 процентов от общей площади здания. Определяя процентное соотношение, суд учел площади помещений в здании исходя из сведений о наименовании помещений "офис" из ЕГРН, по технической документации и договорам аренды, и установил, что суммарная площадь помещений, использование которых в юридически значимые периоды подпадает под правовое регулирование статьи 378.2 НК РФ, составляет:
по состоянию на 27 декабря 2017 года офисы 263, 3 кв.м, торговые помещения 587 кв.м, объекты общественного питания 373, 1 кв.м, всего 1223, 4 кв.м - 23, 95 % площади здания;
по состоянию на 24 декабря 2018 года офисы 263, 3 кв.м, торговые помещения 587 кв.м, объекты общественного питания 373, 1 кв.м, всего 1223, 4 кв.м - 23, 95 % площади здания;
по состоянию на 24 декабря 2019 года офисы 263, 3 кв.м, торговые помещения 452, 7 кв.м, объекты общественного питания 373, 1 кв.м, всего 1062, 1 кв.м - 20, 79 % площади здания;
по состоянию на 15 декабря 2020 года офисы 203, 6 кв.м, торговые помещения 452, 7 кв.м, объекты общественного питания 373, 1 кв.м, всего 1029, 4 кв.м - 20, 15 % площади здания;
по состоянию на 15 декабря 2021 года офисы 203, 6 кв.м, объекты общественного питания 507, 4 кв.м, всего 711 кв.м - 13, 91 % площади здания;
по состоянию на 13 декабря 2022 года офисы 203, 6 кв.м, объекты общественного питания 507, 4 кв.м, всего 711 кв.м - 13, 91 % площади здания.
Проанализировав указанные расчеты суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они произведены при неправильном применении норм материального права и не подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, в соответствии со статьями 63, 306 КАС РФ, пунктами 24, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу и в целях правильного разрешения и рассмотрения апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции истребовал у Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан, занимающейся регистрацией и учетом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о нахождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расположенных в спорном здании, на юридически значимые периоды времени, а также все имеющиеся договора аренды (субаренды) на помещения в спорном здании, которые в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ судебная коллегия приобщила к материалам дела и приняла в качестве доказательств, поскольку данные сведения необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан по адресу: "адрес", находились юридические лица: "данные изъяты".
Кроме того, были предоставлены договора аренды на помещения, гарантийные письма о заключении договора аренды под офис, в том числе в спорный период времени были предоставлены по договорам аренды под офис:
В 2018 году - договор аренды от 01.01.2018 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 19, 2 кв.м сроком до 31.11.2018;
В 2019 году - договор аренды от 01.04.2019 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 32, 1 кв.м, сроком на 11 мес; договор аренды от 01.04.2019 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 22, 3 кв.м сроком до 01 апреля 2020 г.;
В 2020 году - договор аренды от 23.04.2020 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 14 кв.м, сроком на 11 мес, договор аренды от 01.03.2020 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 30, 6 кв.м сроком по 31.01.2021 г.;
В 2021 году - договор субаренды от 30.09.2021 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 5 кв.м сроком 11 мес.; договор аренды от 04.05.2021 о предоставлении "данные изъяты" для размещения офиса площадью 17, 5 кв.м сроком до 31.12.2021; договор аренды от 15.01.2021 о предоставлении "данные изъяты" для размещения кафе площадью 134, 3 кв.м сроком на 5 лет.
Также были представлены договора от 2010, 2011, 2012, 2015, 2016, 2017, 2023 годов, срок действия которых не попадает на момент принятия Перечней на 2020-2023 годы, поскольку не имеется сведений об их пролонгации.
Материалы дела содержат, поступившие на запрос суда первой инстанции договора аренды, заключенные с:
- ИП С. сроком с 01.11.2011 по 01.09.2015, с 02.09.2015 по 31.08.2019 под ресторан, бар площадью 373, 1 кв.м;
- ИП Б. сроком с 26.12.2016 по 01.11.2020, с 02.11.2020 по 31.10.2029 под ресторан, бар площадью 373, 1 кв.м;
- "данные изъяты" сроком с 01.08.2017 по 01.08.2020 под размещение офиса площадью 32, 7 кв.м;
- "данные изъяты" сроком с 01.10.2020 по 01.10.2021 под общественное питание площадью 134, 3 кв.м.
Иные имеющиеся в материалах дела договоры аренды не содержат условий о целевом использовании арендуемых помещений в здании в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Договоры аренды, заключенные или измененные в течение года, могли быть учтены только на следующий год при условии, что они являлись действующими (не расторгнуты, не прекратили свое действие) на дату утверждения соответствующего перечня.
Так, правомерность включения здания в Перечни на 2020-2023 годы могли подтверждать договоры аренды, содержащие условия о целевом использовании помещений в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, которые действовали по состоянию на юридически значимые даты, а именно, на даты утверждения Перечней.
Оценив представленные в материалы дела договоры аренды по правилам статьи 84 КАС РФ во взаимосвязи с иными доказательствами (документы технического учета (инвентаризации) здания, сведения УФНС России по Республике Башкортостан о зарегистрированных юридических лицах по адресу расположения здания, ), судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки выводам суда, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, доля площади помещений в здании, фактически используемых в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях, 20 процентов его общей площади ни в один из юридически значимых периодов не превышала, в связи с чем здание по критерию фактического использования только на основании сведений из ЕГРН, технической документации и договоров аренды в Перечни на 2020-2023 годы включено быть не могло.
При таких данных, акты фактического обследования не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости.
При этом, судебная коллегия отмечает, что указанная совокупность документально подтвержденных обстоятельств (техническая документация, свидетельствующая о наличии помещений более 20 %, назначение которых может использоваться в целях статьи 378.2 НК РФ) являлась достаточной для включения здания в Перечни.
Несмотря на то, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца в части Перечней на 2020, 2021 годы, исходил из того, что фактическое использование объекта недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ, превышает 20 процентов от общей площади здания, данное обстоятельство не повлекло вынесения в данной части неправосудного решения суда, а в соответствии с пунктом 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ, одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая во внимание, что спорное здание соответствует подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что позволяет отнести данный объект к торговому центру (комплексу), решение суда в части признания недействующими со дня принятия пункта 1309 Перечня на 2022 год и пункта 733 Перечня на 2023 год подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 года отменить в части об отказе в удовлетворении административных исковых требований П. о признании недействующими пункта 1004 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1261 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В отмененной части принять новое решение.
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению П. о признании недействующими пункта 1004 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1261 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 года отменить в части признания недействующими со дня принятия пункт 1309 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункт 733 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан удовлетворить.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований П. о признании недействующими со дня принятия пункт 1309 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункт 733 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" отказать.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июня 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.