Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Пушкарёвой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства лесного комплекса Иркутской области, поданной через суд первой инстанции 26 марта 2024 года, на решение Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 октября 2023 года по административному делу N 2а-396/2023 по административному исковому заявлению прокурора Боханского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании организовать работу по лесовосстановлению лесного участка.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Боханского района Иркутской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Боханский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором просил обязать административного ответчика организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем лесовосстановления лесного участка, находящегося в квартале 28 выделе 10 дача Кировская Кировского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству, в 4 км. от с. Олонки Боханского района Иркутской области способами, предусмотренными частью 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, позволяющими восстановить вырубленные лесные насаждения в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 года N 1024, в срок до 31 декабря 2024 года. Требования мотивировал тем, что при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства были выявлены факты незаконного бездействия со стороны Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившиеся в непроведении лесовосстановления на спорном лесном участке, пройденном незаконными рубками в 2022 году, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, не установлены, что явилось основанием для приостановления производства по уголовному делу, возбужденному по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Бездействие административного ответчика, в полномочия которого входит, в том числе, организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, нарушает экологические и экономические интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда, негативно сказывается на экологической обстановке на территории Боханского района, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 октября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. На Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем лесовосстановления лесного участка, находящегося в квартале 28 выделе 10 дача Кировская Кировского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству, в 4 км от с.Олонки Боханского района Иркутской области, способом (способами), предусмотренным (предусмотренными) частью 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, позволяющим (позволяющими) восстановить вырубленные лесные насаждения в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 года N 1024, в срок до 31 декабря 2024 года.
В кассационной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая на доводах апелляционной жалобы о том, что не требуется проведение лесовосстановления на спорном лесном участке, где произведена незаконная выборочная рубка части деревьев, после которой земли остаются покрытыми лесами, то есть не являются землями, предназначенными для лесовосстановления. Считает, что проведение лесовосстановительных работ приведет к уничтожению вещественных доказательств по уголовному делу, производство по которому не окончено.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Боханского района Иркутской области и прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что в производстве Следственного отдела Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Боханский" находится уголовное дело N 1220120005000185 по факту незаконной рубки деревьев в лесном массиве, расположенном в квартале 28 выдела 10 дачи Кировской Кировского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству, предварительное следствие по которому приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Лесовосстановительные мероприятия по лесному участку в квартале 28 выделе 10 Кировского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству не проводились.
Данный лесной участок, подлежащий лесовосстановлению, относится к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация.
В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов, прокуратурой Боханского района Иркутской области установлено нарушение лесного законодательства Министерством лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неорганизации работ по лесовосстановлению на спорном лесном участке, что стало поводом для обращения в суд с настоящим административным иском.
Разрешая по существу заявленные требования, суды, проанализировав положения статей 5, 61, 62, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 года N 1024, Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года, Положение о Министерстве лесного комплекса, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 года N 909-пп, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходили из того, что Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти по управлению в сфере лесного хозяйства на территории данного субъекта, осуществляющим, в числе прочих, мероприятия по охране, воспроизводству лесов в пределах возложенных на него функций, включая мероприятия по лесовосстановлению.
Возлагая на Министерство обязанность организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем лесовосстановления лесного участка, находящегося в квартале 28 выделе 10 дача Кировская Кировского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству, в 4 км от с.Олонки Боханского района Иркутской области, на котором неизвестными лицами в 2022 году незаконно вырублены деревья породы сосна в количестве 22, объемом 5, 771 куб.м, чем лесному фонду Российской Федерации причинен материальный ущерб в крупном размере 98188 руб, суда первой инстанции принял во внимание, что указанный участок относится к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация, в пользование в соответствии с действующим законодательством участок каким-либо лицам не предоставлялся, лица, виновные в вырубке леса, не установлены, а мероприятия по лесовосстановлению на участке не произведены.
Отклоняя довод административного ответчика о том, что лесные участки, пройденные выборочной рубкой, как в настоящем деле, в лесовосстановительных мероприятиях, не нуждаются, суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрены требования, ограничения или запреты, связанные с осуществлением лесовосстановительных работ в зависимости от формы произведенной рубки лесных насаждений и площади соответствующего лесного участка.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В соответствии с пунктом 221 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 5 августа 2022 года N 510, к лесным землям, на которых расположены леса, относятся: а) земли, занятые лесными насаждениями естественного и искусственного происхождения с полнотой 0, 4 и выше в возрасте молодняков и с полнотой 0, 3 и выше в возрасте, превышающем возраст молодняков; б) земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства, в том числе прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур; в) плантации лесных древесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания лесных насаждений с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для последующей переработки. К лесным землям, не занятым лесными насаждениями, относятся участки лесных земель, на которых на момент таксации лесов древесно-кустарниковая растительность отсутствует или не соответствует требованиям к лесным насаждениям, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса, установленным правилам лесовосстановления, предусмотренными статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации.
На лесных землях, не занятых лесными насаждениями, образуются лесотаксационные выделы, в том числе из вырубок.
В силу подпункта "е" пункта 221.1 Лесоустроительной инструкции вырубки - участки лесных земель, на которых лесные насаждения полностью вырублены в целях заготовки древесины, в результате проведения сплошных санитарных или иных рубок, а лесовосстановление не произошло, либо их количество и состояние не соответствуют требованиям к лесным насаждениям, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса.
Для вырубок определяются класс бонитета, тип лесорастительных условий, тип леса, год вырубки, количество пней на 1 га, средний диаметр пней в сантиметрах и тип вырубки. Жизнеспособные деревья на вырубках, включая семенные куртины или группы, с полнотой 0, 2 доли единицы и менее, таксируются как единичные деревья (пункт 281 Лесоустроительной инструкции).
Учитывая приведенное правовое регулирование, вывод судов о том, что требования, ограничения или запреты, связанные с осуществлением лесовосстановительных работ в зависимости о формы произведенной вырубки лесных насаждений и площади соответствующего лесного участка не установлены, является верным.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Сведений о том, что спорный участок не относится к определенным в соответствии с пунктом 221 Лесоустроительной инструкции лесным землям, на которых расположены леса, материалы административного дела не содержат.
Довод кассатора о том, что работы по проведению лесовосстановления могут привести к уничтожению вещественных доказательств по уголовному делу, несостоятелен. Вопрос о сохранности соответствующих доказательств разрешению в рамках административного судопроизводства не подлежит.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного ответчика с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения правильных по существу судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, кассационная жалоба Министерства лесного комплекса Иркутской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.