Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-24/2024 по административному исковому заявлению Никитиной Н.Ю. о признании недействующими в части решений Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года N В-269 "О внесение изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов" и от 28 февраля 2023 года N В-307 "О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07 июня 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов"
по апелляционной жалобе административного истца Никитиной Н.Ю. на решение Красноярского краевого суда от 13 февраля 2024 года, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения Никитиной Н.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107 (далее - Решение N 7-107) утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск (далее - Генеральный план). Приложением N 1 к данному решению является Положение о территориальном планировании, Приложением N 3 - Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года N В-269 "О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета" (далее - Решение N В-269) утверждены изменения в Генеральный план.
Решением N В-269 внесены изменения в Приложение N 1 "Положение о территориальном планировании" и Приложение N 3 "Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)".
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года N В-122 (далее - Решение N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее - Правила землепользования и застройки). Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 года N В-307 "О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07 июня 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение N В-307) в Решение N В-122 внесены изменения в Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки изложены в новой редакции.
Никитина Н.Ю. обратилась в суд с административным иском к Красноярскому городскому Совету депутатов о признании недействующими: Приложение N 3 "Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)" к Решению N 7-107 в редакции Решения N В-269 в части установления функциональной зоны - зона сельскохозяйственного использования, в границах земельного участка с кадастровым с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки в редакции Решения N В-307 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к территориальной зоне - зона ведения садоводства и огородничества (СХ-2); обязании административного ответчика внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа в части установления функциональной и территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером N. расположенного по адресу: "адрес" - зоны индивидуальной жилой застройки (Ж-1).
Требования мотивированы тем, что Никитиной Н.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 1250 кв.м, который ранее относился к функциональной зоне индивидуальной застройки жилыми домами с приусадебными земельными участками и к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). После внесения оспариваемыми решениями изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, данный земельный участок стал относиться к функциональной зоне сельскохозяйственного использования и к территориальной зоне ведения садоводства и огородничества (СХ-2). В результате изменения градостроительных регламентов возникают определенные ограничения на использование земельного участка с кадастровым номером N по назначению, чем нарушаются права административного истца, созданы препятствия в реализации в полной мере прав собственника земельного участка, его использование по конкретному назначению, определяемому, в том числе, правовым режимом функциональной и территориальной зоны.
Решением Красноярского краевого суда от 13 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе Никитина Н.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца, поскольку уменьшается кадастровая стоимость земельного участка, процент площади его застройки, зона "СХ-2" ведет к более узкому использованию земельного участка. Судом первой инстанции не учтено, что вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателем земельного участка свободно и самостоятельно, оспариваемые решения ограничили права административного истца на целевое использование земельного участка, кроме того, идут судебные споры о запрете эксплуатации объектов недвижимости административного истца и об изъятии земельного участка в связи с использованием его не по назначению. Апеллянт полагает, что перевод спорного земельного участка в зону "СХ-2" подлежал согласованию с федеральным органом исполнительной власти. СНТ "Такмак" нельзя признать заинтересованным лицом по настоящему делу.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Красноярского городского Совета депутатов Митряковой О.В, представителем Главы города Красноярска Бочкаревым О.Н, представителем СНТ "Такмак" Гатиловой А.А. представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Красноярск является городским округом (статья 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 года N 13-3148 "О наделении муниципального образования "Город Красноярск" статусом городского округа").
Суд первой инстанции, принимая во внимание названные нормы, а также оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства в подтверждение соблюдения процедуры и порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением требований к процедуре и порядку их принятия, введения в действие, обнародования и регистрации.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, признавая его постановленном при правильном применении и истолковании закона и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Приведенные судом мотивы и основания в указанной части подробно изложены в решении, доводов, опровергающих указанные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской федерации градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа.
Исходя из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На основании части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Пунктами 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок в январе 2007 года был предоставлен Сокаеву О.М. в аренду для дачного строительства. 20 декабря 2011 года на основании распоряжения администрации города Красноярска данный земельный участок из земель населенных пунктов жилой зоны садоводства и дачного хозяйства передан Сокаеву О.М. в собственность для эксплуатации дома.
На основании заключенного 21 октября 2013 года договора купли-продажи с Сокаевым О.М, Никитина Н.Ю. стала собственником земельного участка с кадастровым номером: N.
После внесения оспариваемыми нормативными правовыми актами изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки указанный земельный участок стал относиться к функциональной зоне - зона сельскохозяйственного использования и к территориальной зоне - зона ведения садоводства и огородничества (СХ-2).
До внесения изменений в Решение N 7-107 и в Решение N В-122 в границах спорного земельного участка были установлены функциональная зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1 до 3 этажей, а территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.
Установленная в настоящее время в отношении земельного участка административного истца территориальная зона СХ-2 соответствует функциональному зонированию.
Функциональное зонирование - зона сельскохозяйственного использования определена органами местного самоуправления города Красноярска не произвольно, в соответствии с перспективным планом развитии территории, с учетом результатов публичных слушаний, обусловлена первоначальным разрешенным использованием земельного участка, которым являлось садоводство и дачное хозяйство, аналогичным со смежным землепользованием в указанной зоне.
Перевод земель из одной категорию в другую в отношении земельного участка с принятием оспариваемых документов территориального планирования и градостроительного зонирования не осуществлялся, установление новых функциональной и территориальной зон не препятствуют эксплуатации уже построенных объектов капитального строительства в соответствии с их целевым назначением и градостроительными регламентами для зоны СХ-2.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Никитиной Н.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
С.Н. Войтко
Е.А. Рукавишников
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.