Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П. и Кустова А.В, при секретаре Мельниченко Е.Р, с участием прокурора Драева Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6098/2023 по административному иску акционерного общества "Москапстрой-ТН" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", на налоговые периоды 2022-2023 годов
по апелляционному представлению прокуратуры города Москвы и апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 21 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Кустова А.В, пояснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Привалова Д.В. и Анищенко В.Е, возражавших против доводов апелляционной жалобы и представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, поддержавшего апелляционное представление и полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" которое опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 и размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 14555 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), пунктом 13922 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в Перечни на налоговые периоды 2022-2023 годов включено здание с кадастровым номером N, общей площадью 17 728, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
АО "Москапстрой-ТН", являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в указанных редакциях в части пункта 14555 Перечня на 2022 год, пункта 13922 Перечня на 2023 год.
В обоснование иска АО "Москапстрой-ТН" указало, что здание, исходя из вида разрешенного земельного участка, его предназначения и фактического использования не позволяет отнести его к числу объектов недвижимости, подпадающих под налогообложение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые периоды 2022-2023 годов.
Решением Московского городского суда от 21 ноября 2023 года признан недействующими с 1 января 2022 года пункт 14555 Перечня на 2022 год, с 1 января 2023 года пункт 13922 Перечня на 2023 год.
В апелляционном представлении прокуратуры города Москвы ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права и их неправильным толкованием. Спорное здание включено в Перечни на основании акта Государственной инспекции по недвижимости от 6 августа 2014 года, согласно которому 24, 5 % площади здания используется для размещения офисов. При этом акт Государственной инспекции по недвижимости от 15 марта 2023 года с учетом положений статьи 60 КАС РФ является неотносимым доказательством, поскольку мероприятия по определению фактического использования проведены после наступления налогового периода 2023 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В жалобе апеллянт не соглашается с выводом суда о несоответствии здания признакам, указанным в статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64. Судом не принят во внимание акт ОФИ от 6 августа 2014 года N 9055139, составленный с доступом в здание, согласно которому площадь в 24, 5 % от всего здания используется под офисы. Кроме того, материалами делами подтверждается расположение и аренда помещений в здании ООО "Супрэмо" площадью 5 744, 84 кв.м, что составляет 32, 4 % от общей площади для складских и административных целей. Основным видом деятельности ООО "Супрэмо" является "46.90 Торговля оптовая неспециализированная". Данная организация в сети интернет позиционируется как осуществляющая торгово-складскую деятельность по адресу: "адрес". Данные обстоятельства указывают на то, что складские помещения в спорном здании непосредственно связаны с торговлей.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего в период издания нормативного правового акта в оспариваемой редакции, пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 указанного Закона в отношении в том числе:
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с положениями приведенного выше федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", отнесение недвижимого имущества к зданию (строению, сооружению), предназначенному для использования или фактически используемому в целях делового, административного или коммерческого назначения на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 17 728, 2 кв.м, расположенное на арендуемом земельном участке с видом разрешенного использования под склад с кодом 6.9 по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Указанное здание включено в Перечни на налоговые периоды 2022 и 2023 годов по виду фактического использования на основании акта N 9055130 от 6 августа 2014 года фактического использования здания с кадастровым номером N, согласно которому нежилое здание, предназначенное под склад, на 24, 5 % от всей его площади используется под размещение офисных помещений.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного иска, пришел к выводу, что спорное здание в налоговые периоды 2022-2023 годов не подпадает под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В обоснование такого вывода суд сослался на следующие доказательства:
- акт обследования Госинспекции от 1 сентября 2014 года, которым установлено размещение офисов на 13, 6 % общей площади здания;
- акт обследования Госинспекции от 15 мая 2023 года, согласно которому здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- договоры аренды помещений в здании, заключенные в периоды с 2019 по 2023 года.
В отношении акта обследования от 6 августа 2014 года суд указал, что он не может однозначно подтверждать факт использования более 20 % от общей площади здания в целях размещения офисных помещений, поскольку его выводы опровергаются другими доказательствами.
Судебная коллегия не может согласиться с такой оценкой доказательств суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее Порядок N 257-ПП).
В соответствии со статьей 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Акт обследования N 9055473 от 1 сентября 2014 года, на который сослался суд первой инстанции как содержащий сведения о 13, 6 % общей площади, используемой под офисы, составлен в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0006005:1053 (улица Дорожная, д. 1, корп. 5 строение 4), тогда как спорное здание имеет кадастровый номер N, адрес: "адрес".
В связи с этим акт обследования от 1 сентября 2014 года не является доказательством, относящимся к рассматриваемому делу.
Не отвечает требованию относимости доказательств и учтенный судом первой инстанции акт Госинспекции N 91234000/ОФИ от 15 мая 2023 года, согласно которому под цели налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ используется 19, 14% общей площади, а также представленный административным истцом суду апелляционной инстанции акт N 91238908/ОФИ от 26 марта 2024 года, в соответствии с которым под указанные цели используется 15, 53% общей площади здания, поскольку результаты данных актов согласно пункту 3.11 Порядка N 257-ПП подлежат учету при формировании Перечней на очередные налоговые период, то есть на 2024 и 2025 годы соответственно.
Содержащееся в материалах дела заключение ООО "Деловой консалтинг" N 281221/1 от 25 января 2022 года, согласно которому в здании с кадастровым номером N отсутствует площадь, фактически используемая для целей налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, не может быть признано допустимым доказательством, поскольку вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии с утвержденным Правительством Москвы Порядком N 257-ПП мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (ГБУ "МКМЦН").
Иные организации и негосударственные учреждения в городе Москве таких полномочий не имеют.
Представленные административным истцом в материалы дела договоры аренды помещений не исключают возможности их использования под размещение офисов, поскольку помимо размещения склада содержат условия о размещении в здании единоличного руководящего органа и административно-хозяйственных отделов (договоры аренды с ООО "Супрэмо" от 26 августа 2019 года, от 30 сентября 2019 года, с ООО "Р 2 Р" от12 августа 2020 года, с ООО "Гранд-Альфа" от 24 мая 2019 года, с ООО НПП "Металло-исследовательская компания" от 18 сентября 2017 года).
Акт Госинспекции N 9055130 от 6 августа 2014 года фактического использования здания с кадастровым номером N, послуживший основанием включения здания в Перечни на оспариваемые налоговые периоды, составлен в соответствии с требованиями Порядка N 257-ПП. Указанные в нем сведения содержат правильные данные об общей площади здания - 17728, 2 кв.м, что подтверждается прилагаемой к акту экспликацией от 20 сентября 2010 года. 4334, 8 кв.м. площади здания по результатам фактического обследования отнесено инспектором к площади, занимаемой офисами, что составило 24, 5 % от общей площади здания.
То обстоятельство, что по экспликации складская площадь в здании составляет 16686, 2 кв.м, а прочая - 1042 кв.м, что менее офисной площади, установленной по акту, не опровергает выводы акта, поскольку указанные выше договоры аренды предусматривали возможность использования складских помещений для оборудования (размещения) офисов.
Содержание акта объективно подтверждается фотографиями от 6 августа 2014 года, на которых зафиксированы офисные помещения, информационные указатели кабинетов руководителей, графики работы офисов компаний.
Таким образом, актом Госинспекции N 9055130 от 6 августа 2014 года, являющимся относимым и допустимым доказательством, достоверно установлено фактическое использование более 20 процентов площади в здании с кадастровым номером N под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка N 257-ПП в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования объекта капитального строительства правообладатель вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия.
Пунктами 3.9(1), 3.9(3) Порядка N 257-ПП предусмотрена возможность правообладателей инициировать проведение мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения, результаты которого учитываются на новый налоговый период.
Кроме того, пунктом 3.9(2) Порядка N 257-ПП предусмотрено, что в случае изменения вида фактического использования помещения правообладатель, вправе обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий, итоги которого будут применены в новом налоговом периоде. В этом случае установлена обязанность Департамента в срок не позднее 60 дней рассмотреть заявление правообладателя на заседании Комиссии.
Таким образом, административный истец, будучи юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность в принадлежащем ему здании, в целях уменьшения налоговой базы праве был реализовать свое право путем инициирования вопроса об изменении ранее установленного фактического вида использования площади здания в соответствии с Порядком N 257-ПП.
Применительно к налоговым периодам 2022-2023 годов административным истцом таких действий предпринято не было.
Акт N 9055130 от 6 августа 2014 года административным истцом в арбитражном суде не оспорен и незаконным не признан.
Из анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, следует, что составленный уполномоченным органом исполнительной власти акт о фактическом использовании объекта капитального строительства для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для включения этого объекта в Перечень на налоговый период, следующий за годом составления акта.
Поскольку актом от 9055130 от 6 августа 2014 года установлено фактическое использование спорного здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции по результатам оценки доказательств дела приходит к выводу о законности включения объекта недвижимости в Перечни на оспариваемые налоговые периоды, оснований удовлетворения административного иска о признании оспариваемых нормативный правовых актов недействующими не имеется.
В связи с тем, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела и неправильно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление прокуратуры города Москвы и апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы удовлетворить, решение Московского городского суда от 21 ноября 2023 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Москапстрой-ТН" о признании недействующими с момента принятия пункта 14555 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) и пункта 13922 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.