Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Хаметовой А.В, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1022/2024 по апелляционной жалобе ФИО10 на решение Московского городского суда от 6 февраля 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО11 о признании недействующими отдельных положений приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца ФИО12, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Тетериной Е.В, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 2 поименовано Перечнем нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень) и изложено в новой редакции. Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлениями Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 N 2564-ПП, от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП Перечень объектов излагался в новых редакциях, действовавших с 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, 1 января 2023 года и 1 января 2024 года соответственно.
Указанные постановления размещены: постановление от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, и опубликовано 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68, том 2; постановление от 23 ноября 2021 N 1833-ПП - на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, и опубликовано 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 31, Том 2; постановление от 22 ноября 2022 N 2564-ПП на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 23 ноября 2022 года, и опубликовано 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы" N 67, том 1, постановление от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 24 ноября 2023 года, и опубликовано 5 декабря 2023 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, том 2, 3, 4.
Под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год, под пунктом N в Перечень на 2023 год, под пунктом N в Перечень на 2024 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
ФИО13 являющаяся собственником указанного нежилого помещения, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных пунктов, указав в обоснование своих требований, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из его кадастровой стоимости, при том обстоятельстве, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме согласно технической документации составляет менее 3 000 кв. м. Оспариваемые нормы противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, поскольку влекут увеличение размера налога на имущество физических лиц.
Решением Московского городского суда от 6 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО14 отказано.
Определением Московского городского суда от 13 февраля 2024 года исправлена описка, допущенная в решении Московского городского суда от 6 февраля 2024 года.
В апелляционной жалобе ФИО15 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что суд пришел к неверному выводу о наличии оснований для включения нежилого помещения в Перечень, поскольку согласно технической документации общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, составляет менее 2 000 кв. м, следовательно объект недвижимости не обладает предусмотренными пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Доказательств, достоверно подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, необходимым для его включения в оспариваемые Перечни, административным ответчиком не представлено.
На указанную апелляционную жалобу поданы возражения Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, согласно которым решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает выводы суда в указанной части правильными, судебный акт в данной части не обжалован.
Оценив оспариваемые положения на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о том, что включение помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021-2024 годы не противоречит действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 15, 406 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 64 "О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами, а именно, общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. м, и не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Между тем, принадлежащее административному истцу помещение совокупности перечисленных выше условий не соответствует.
Из материалов дела следует, что ФИО16 является собственником нежилого помещения N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, по адресу: "адрес" (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 3 ноября 2023 года, от 5 октября 2023 года N).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости площадь расположенных в жилом доме нежилых помещений составляет "данные изъяты" кв. м, площадь нежилых помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - "данные изъяты" кв. м.
Из экспликации на здание усматривается, что многоквартирный жилой дом имеет площадь "данные изъяты" кв. м, при этом жилая площадь составляет "данные изъяты" кв. м, нежилые помещения - "данные изъяты" кв. м, площадь помещений общего пользования - "данные изъяты" кв. м.
В электронном паспорте многоквартирного дома, размещенном на сайте ГИС ЖКХ, содержатся сведения о площади здания - "данные изъяты" кв. м, при этом площадь жилых помещений составляет "данные изъяты" кв. м, площадь нежилых помещений, за исключением помещений общего пользования - "данные изъяты" кв. м, площадь помещений общего пользования - "данные изъяты" кв. м.
По данным технического паспорта здания ГБУ "Московское городское бюро технической инвентаризации" по состоянию на 22 апреля 2022 года общая площадь жилых помещений в здании составляет "данные изъяты" кв. м, общая площадь нежилых помещений - "данные изъяты" кв. м, площадь помещений общего имущества в многоквартирном доме - "данные изъяты" кв. м.
Оценив указанные документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет "данные изъяты" кв. м, при этом в указанную площадь в соответствии со статьями 15, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит включению площадь помещений общего пользования.
Судебная коллегия полагает данный вывод неверным.
Согласно части 6 статьи 15, частям 1-3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя общее имущество, находящееся в общей долевой собственности. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав составляется технический план.
Согласно пункту III требований к оформлению текстовой части технического плана (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития от 18 декабря 2015 года N 953) указано, что в отношении помещения указывается назначение - "нежилое" или "жилое". Дополнительно для нежилых помещений, относящихся к имуществу общего пользования в многоквартирном доме указываются слова "общее имущество в многоквартирном доме". В технический план здания с назначением "многоквартирный дом" включается площадь всех помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме.
Между тем, из данных нормативных правовых актов не следует, что к площади нежилых помещений следует относить помещения, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что под нежилым помещением в многоквартирном доме следует понимать помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Иных определений понятия "нежилое помещение в многоквартирном доме" в законодательстве не приведено. Таким образом, оснований для отнесения общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к нежилым помещениям не имеется.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Единого государственного реестра недвижимости, технической документации площадь нежилых помещений в многоквартирном доме без учета помещений общего пользования не превышает "данные изъяты" кв. м.
Доказательств того, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. м, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы в материалы дела не представлено.
При таком положении нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме с кадастровым номером N не подлежало включению в Перечень на 2021-2024 годы, как не соответствующее установленным законом условиям.
При установленных обстоятельствах содержание акта ГБУ "МКМЦН" от 14 декабря 2023 года N N, согласно которому "данные изъяты" кв. м или 23, 77% площади помещения с кадастровым номером N используется для размещения объекта бытового обслуживания ("Парикмахерская для животных"), "данные изъяты" кв. м или 76, 23 % - для размещения объекта торговли ("Цветы и подарки"), достаточным основанием для включения объекта в Перечень являться не может
Таким образом, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленные административные исковые требования подлежали удовлетворению.
В связи с изложенным решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела. По делу надлежит принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, признании оспариваемых положений недействующими с начала действия соответствующей редакции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 6 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующими с 1 января 2021 года пункт N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, с 1 января 2022 года пункт N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, с 1 января 2023 года пункт N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, с 1 января 2024 года пункт N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.