Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Кустова А.В, при секретаре Мельниченко Е.Р, с участием прокурора Драева Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6395/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на налоговые периоды 2020-2023 годы
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы и апелляционному представлению прокуратуры города Москвы на решение Московского городского суда от 12 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Кустова А.В, пояснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Ладугиной Е.Д, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Умновой А.Д, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным на официальном сайте Правительства Москвы 28 ноября 2014 года (http:www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, приведенный в приложении 1 к указанному нормативному правовому акту, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В последующем в указанное постановление вносились изменения, в том числе постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, опубликованными в установленном законом порядке и размещенными на сайте (http:www.mos.ru), в соответствии с которыми Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, ежегодно утверждался в новой редакции.
В Перечни на 2020-2023 годы указанными постановлениями Правительства Москвы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 780, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
В Перечни на 2021-2023 годы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1449, 4 кв.м, расположенное по тому же адресу с номером строения N
Общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис", ) являясь собственником указанных нежилых зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими названные выше нормативные правовые акты в части включения принадлежащих зданий в Перечни.
В обоснование своих требований ООО "Стройсервис" указало, что названные здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а их включение в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Здания включены в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, - "под лесоторговый склад и магазин", который прямо не предусматривал в соответствии с ранее действовавшими Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39, такие виды разрешенного использования как бытовое обслуживание, объекты торговли, общественное питание.
Здания используются в качестве складов.
Поскольку фактическое использование недвижимости уполномоченным органом не устанавливалось, оснований включения в Перечни исключительно по критерию вида разрешенного использования земельного участка у Правительства Москвы не имелось.
Решением Московского городского суда от 12 декабря 2023 года заявленные административные требования удовлетворены, признаны недействующими оспариваемые нормативные правовые акты Правительства Москвы о включении спорных зданий в Перечни с начала действия каждого налогового периода 2020-2023 годов.
Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт полагает решение суда незаконным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ООО "Стройсервис".
В обоснование жалобы указывается на ошибочность вывода суда относительно несоответствия зданий признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, поскольку налоговое законодательство не содержит требования прямого или буквального совпадения вида разрешенного использования земельного участка с формулировками, приведенными в указанных статьях.
Содержание договора аренды, а также положения национального стандарта ГОСТ Р 51303-2013 относит к стационарному торговому объекту торговый зал, подсобные, административно-бытовые и складские помещения.
Административный истец не инициировал проведение фактического обследования нежилых помещений, соответственно не представил доказательств фактического использования помещений в целях, не предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В апелляционном представлении прокуратура города Москвы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права и не соответствием выводов суда обстоятельствам данного дела.
Указывает, что здания были включены в оспариваемые Перечни в указанные налоговые периоды по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, с кадастровым номером 5062760020107:81, с видом разрешенного использования "под лесоторговый склад и магазин", наименование которого предполагает его использование в целях налогообложения по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции дал неверную оценку фактическому использованию указанных объектов недвижимости, которое по условиям договора аренды от 1 декабря 2019 года, заключенного с ООО "Джей Эй Эф Рус" (ООО "Лесная Семья") предполагает торговую деятельность.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представлении прокурора и возражениях на них, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего в период издания нормативного правового акта в оспариваемой редакции, пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), определены в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно, в частности, фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 указанного Закона в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание склад N N, кадастровый номер N, площадь - 1449, 4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", и нежилое здание склад N N, кадастровый номер N, площадь 780, 3 кв.м, расположенное по тому же адресу, строение N
Указанные здания расположены на находящемся в собственности административного истца земельном участке с кадастровым номером N площадью 7570 кв.м, с видом разрешенного использования "под лесоторговый склад и магазин".
Здания включены в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает расположение на нем исключительно зданий торгового назначения и не в полной мере соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и пунктом 1 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", а поскольку мероприятий по обследованию зданий в юридически значимый период в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, не проводилось, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих фактическое использования более 20% площади спорных зданий для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ административным ответчиком не представлено, включение зданий в Перечни является незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 8 октября 2002 года, право собственности ООО "Стройсервис" на земельный участок зарегистрировано 19 сентября 2004 года.
Вид разрешенного использования земельного участка "под лесоторговый склад и магазин" был определен в период действия пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в редакции до внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП, согласно которому разрешенное использование земельного участка указывалось в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Данные методические указания содержали виды разрешенного использования земельных участков, перечисленные в пунктах 1.2.1 - 1.2.17, в том числе - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне сохраняемого землепользования с индексом "Ф" (фактическое использование), в которой в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно приобщенной к материалам дела копии свидетельства о государственной регистрации права от 20 сентября 2004 года на момент приобретения административным истцом по договору от 6 сентября 2004 года земельного участка с кадастровым номером N, его предназначение определялось "под лесоторговый склад и магазин", категория земель - земли поселений.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N с момента его приобретения административным истцом в 2004 году под лесоторговый склад и под магазин, которое правообладателем в соответствие с действующим Классификатором не приводилось, сохраняется и предусматривает его использование под размещение торговых объектов.
В материалы дела административным истцом представлен договор аренды нежилого помещения от 1 декабря 2019 года с дополнительным соглашением от 25 июля 2022 года, заключенный между ООО "Стройсервис" и ООО "Джей Эй Эф Рус" (новое наименование организации ООО "Лесная семья"), предметом которого являются три нежилых помещения: склад N N с кадастровым номером N, склад N N с кадастровым номером N, включение которых в Перечни оспаривается, и склад-магазин с кадастровым номером N.
По условиям договора аренды целевое использование земельного участка и объектов недвижимости предусмотрено под складские помещения, склад-магазина - офисные помещения. Кроме того, часть складов и склада-магазина может быть использована под выставочные (смотровые) залы, консалтинговый центр (пункт 1.3).
Договором предусмотрено права арендатора пропускать на территорию посетителей, обязанность арендодателя обеспечить арендатору возможность осуществлять на складах и складе-магазине торговую деятельность (пункты 2.1.2, 2.1.9).
Кроме того, как правильно указывают апеллянты в жалобе, ссылаясь на пункты 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", использование нежилого помещения для хранения реализуемых товаров, является торговой деятельностью, под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, поэтому помещения, не являющиеся торговыми залами и залами обслуживания посетителей, а используемые организацией под размещение своего персонала, либо под склад готовой продукции, непосредственно связаны с торговой деятельностью, ведущей к извлечению прибыли, поэтому отвечают целям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, кроме того отмечает, что в соответствии с пунктом "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 30 июня 2023 года N 469-ст) в числе типов торговых предприятий приведено понятие магазина: стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (п. 36).
Суд апелляционной инстанции, оценив доказательства дела в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что в налоговые периоды 2020-2023 годов спорные здания в полном объеме использовались под цели торговой деятельности, при издании оспариваемых нормативных правовых актов Правительством объекты были обоснованно включены в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вид разрешенного использования земельного участка однозначно предусматривает размещение на нем объектов торговли.
В юридически значимые налоговые периоды административным истцом не инициировался вопрос обследования зданий в соответствии с "Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, а представленные в суд апелляционной инстанции акты о фактическом использовании нежилых зданий N N от 7 декабря 2023 года и N N от 28 марта 2024 года применимы к налоговым периодам 2024 и 2025 годов, поэтому не отвечают признаку относимости доказательств.
В связи с тем, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела и неправильно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития Москвы, апелляционное представление прокуратуры города Москвы удовлетворить, решение Московского городского суда от 12 декабря 2023 года отменить, постановив новое решение, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на периоды 2020-2023 годов, оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.