Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Кудряшова В.К, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5143/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Производственное объединение "Кристалл" о признании недействующими отельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имуществ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года, которым административное исковое заявление акционерного общества "Производственное объединение "Кристалл" (далее - АО "ПО "Кристалл") удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО7 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя АО "ПО "Кристалл" ФИО8, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700- ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 Постановления N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), вступившего в силу с 1 января 2022 года, утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 Постановления N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП), вступившего в силу с 1 января 2023 года, утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23 ноября 2022 года, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 6 декабря 2022 года.
В Перечень на 2022 год, соответственно, под пунктами 12255 и 13857 включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N расположенные в многоквартирном доме по адресу: "адрес" 2.
Помещение кадастровыми номерами N также включено в Перечень на 2023 год под пунктом 2935.
АО "ПО "Кристалл" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2022-2023 годы, ссылаясь на то, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федераций (далее - Налоговый кодекс) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Решением Московского городского суда от 28 июля 2023 года административные исковые требования АО "ПО "Кристалл" удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы просит вынесенное решение отменить в части исключения из перечня помещения с кадастровым номером N, указывая на то, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в акте Госинспекции от 16 сентября 2021 года N 91218590/ОФИ, в соответствии с которым 100 процентов от общей площади помещения используется для размещения офисов. Акт от 10 ноября 2022 года N 91229436/ОФИ не являлся основанием для включения помещения в Перечень на 2022 год.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем АО "ПО "Кристалл" и прокуратурой города Москвы представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих постановлений) уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка опубликования.
В силу требований статьи 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 Налогового кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
В силу пункта 3.4 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 3.5 Порядка).
Судом установлено, что нежилое помещение площадью 96, 9 кв. м с кадастровым номером N (далее ? Помещение 3770) и нежилое помещение площадью 432, 4 кв. м с кадастровым номером N (далее - Помещение 1891), расположенные в многоквартирном доме по адресу: "адрес" включены в Перечень на 2022 год, соответственно, под пунктами 12255 и 13857. Помещение 3770 также включено в Перечень на 2023 год под пунктом 2935.
Судом установлено, что Помещение 3770 включено в оспариваемые Перечни на 2022 и 2023 год на основании Акта о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения от 20 августа 2020 года N 9122943/ОФИ (далее - Акт от 20 августа 2020 года), составленного с доступом в помещение, согласно которому данное помещение (100 %) используется для размещения объектов торговли, при этом на фотографиях, приложенных данному акту, зафиксировано нахождение в помещении компании Wildberries.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в Акте от 20 августа 2020 года, исходя из фототаблицы, приложенной к акту, был зафиксирован иной объект, расположенный в другой части многоквартирного дома, с иной конфигурацией.
Согласно акту о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения от 10 ноября 2022 года N 91230129/ОФИ, составленному по обращению правообладателя, указанное Помещение 3770 не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, на момент обследования хозяйственная деятельность в помещении не велась, на фасаде здания имеется объявление о продаже офисных помещений.
Основанием для включения в Перечень на 2022 год Помещения 1891 является акт о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения N 91218590/ОФИ, составленный по состоянию на 16 сентября 2021 года (далее - Акт от 16 сентября 2021 года), согласно которому данное помещение (100%) использует для размещения офисов.
В акте о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения N 91229436/ОФИ, составленном 29 сентября 2022 года (далее - Акт от 29 сентября 2022 года) по обращению правообладателя, зафиксировано, что Помещение 1891 не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса, поскольку только 4, 67 % площади помещения (20, 2 кв. м) используется для размещения офисов.
При этом судом установлено, что оба помещения были выставлены на продажу в соответствии с соглашением о консолидированной продаже имущества от 25 июня 2021 года, заключенного административным истцом с ООО "Ювелирная группа "Алроса", и сделано вывод о том, что генеральное представительство АО "ПО "Кристалл" закрыто, в штате представительства в спорные периоды был только директор, который занимал кабинет площадью около 20 кв. м.
Суд первой инстанции согласился с доводами административного истца о том, что Акт от 20 августа 2020 года и Акт от 16 сентября 2021 года составлены с нарушением пунктов 3.4 и 3.5 Порядка, поскольку Порядок обязывает учитывать в расчетах только занятые (фактически используемые) под конкретный вид деятельности помещения.
Судебная коллегия, проверив решение Московского городского суда в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования административного истца в части признания недействующим пункта 13857 Перечня на 2022 года не имелось исходя следующего.
Как указано выше, основанием для включения Помещения 1891 в Перечень на 2022 год послужил Акт от 16 сентября 2021 года, составленный в плановом порядке, согласно выводам которого нежилое помещение фактически используется под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса, а именно используется для размещения офисов (100 %).
Указанный акт составлен и подписан уполномоченными должностными лицами, с соблюдением требований, подготовлен на основании документов технического учета, с доступом в нежилое помещение, с фотофиксацией помещений, однозначно свидетельствующей об использовании помещений в качестве офисов.
Акт от 29 сентября 2022 года составлен после утверждения оспариваемого Перечня на 2022 год и наступления налогового периода 2022 года, он не опровергает выводы Акта от 16 сентября 2021 года, который составлен в соответствии с утвержденным Порядком и являлся предусмотренным законом основанием для включения указанного помещения в Перечень на 2022 год.
Судом также установлено и это подтверждается материалами дела, что в Помещении 1891 размещалось генеральное представительство АО "ПО "Кристалл".
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительство должно быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 20 февраля 2023 года, с 5 июля 2020 года по адресу: г. Москва, проезд Шмитовский, д. 16, корп. 2 находилось генеральное представительство АО "ПО "Кристалл".
Это представительство снято с налогового учета в связи с прекращением деятельности данного обособленного подразделения только 23 мая 2023 года (т. 2 л.д. 201).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2019 года N2027-р принято решение об отчуждении находящихся в федеральной собственности обыкновенных именных бездокументарных акций АО "ПО "Кристалл" в количестве 5538550 штук акционерной компании "Алроса".
Соглашениями о консолидированной продаже имущества от 25 июня 2021 года и от 5 сентября 2022 года, заключенными АО "ПО "Кристалл" с ООО "Ювелирная группа "Алроса", стороны договорились о совместной продаже принадлежащих им помещений, расположенных по адресу: "адрес" посредством заключения единого договора купли-продажи с победителем конкретных процедур продажи объекта.
Однако из вышеназванных документов не следует, что в связи с принятым решением о продаже помещений деятельность генерального представительства АО "ПО "Кристалл" прекращается.
Как следует из письменного сообщения директора ООО ЦОП "Тайфун" от 28 июня 2023 года (т. 2 л.д. 181), данная организация с 1 августа 2019 года по настоящее время осуществляет охрану нежилых помещений генерального представительства АО "ПО "Кристалл" по адресу: "адрес" что подтверждает тот факт, что представительство в указанный период осуществляло свою деятельность, не было закрыто в связи принятым решением о продаже спорного помещения.
Из показаний свидетеля Костина И.Ю, директора генерального представительства АО "ПО "Кристалл", допрошенного в судебном заседании, следует, что это представительское помещение, там проходили презентации продукции сырья, велась работа с партнерами. С 2020 года началась интеграция в группу компаний "Алроса", шла речь о закрытии представительства, и за ним сохранялись функции, в том числе при получении и приемке товара на таможне, он участвовал в просмотрах и организовывал просмотры алмазного сырья, он остался один исполнять функции за все представительство.
Это свидетельствует о том, что несмотря на то, что в штате генерального представительства остался один директор, деятельность представительства продолжалась вплоть до снятия его с налогового учета в мае 2023 года.
То обстоятельство, в штате генерального представительства с 1 января 2020 года состоял только директор этого представительства и использовал для выполнения своих должностных обязанностей один кабинет, не опровергает выводы Акта от 16 сентября 2021 года о том, что вся площадь помещения использовалось в качестве офиса. На фототаблице, приложенной к данному акту, зафиксировано наличие офисных помещений, оснащенных офисной мебелью. Согласно экспликации (т. 1 л.д. 159) площадь помещений с наименованием "офис" составляет более 20 процентов (220, 3 кв. м).
Таким образом, из совокупности представленных в материалы доказательств однозначно следует, что Помещение 1891 на момент утверждения Перечня на 2022 год и на начало налогового периода 2022 года использовалось в качестве офиса.
Более того, исходя положений статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, представительство в отличие от филиала не занимается производственной деятельностью, а только представляет интересы юридического лица, что предполагает использование помещения, в котором размещается представительство, не в производственных целях, а именно в целях делового, административного или коммерческого назначения, предусмотренного абзацем 2 пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что имущественные налоги основываются на потенциальной доходности конкретного вида недвижимого имущества исходя из юридически допускаемой возможности наиболее рационального его использования в условиях обычной деловой обстановки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года N 374-О), реальная (фактическая) доходность объекта недвижимости, отраженная в конкретном налоговом периоде, не имеет правового значения, по крайней мере в тех случаях, когда невозможность извлекать доход была связана с действиями самого налогоплательщика, а не вызвана исключительно противоправными действиями третьих лиц или обстоятельствами непреодолимой силы. Это согласуется и с тем фактом, что экономическая, в частности предпринимательская, деятельность может быть сопряжена с рисками (в том числе и неполучения ожидаемого дохода), требующими проявления разумной осмотрительности при выборе контрагента и вступлении в гражданские правоотношения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2645-О).
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что Помещение 1891 по состоянию на начало 2022 года соответствовало условиям, установленным федеральным и региональным законодательством для включения его в перечень объектов на указанный период, в связи с чем оснований для признания недействующим нормативного правового акта в данной части не имелось, следовательно, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием нового акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Сторонами не спаривается, и подтверждается сведениями ЕГРН, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" превышает 3 000 кв. м. Согласно сведениям, указанным электронном паспорте многоквартирного дома, площадь нежилых помещений в данном доме составляет 28 805, 7 кв. м.
Исходя из вышеизложенного решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года в части признания недействующим с 1 января 2022 года пункта 13857 Перечня на 2022 год подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года сторонами не обжаловано, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года в части удовлетворения административного искового заявления акционерного общества "Производственное объединение "Кристалл" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) с 1 января 2022 года в части пункта 13857 отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества "Производственное объединение "Кристалл" отказать.
В остальной части решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.