Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Черкасова Е.В., рассмотрев кассационную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области на решение мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 6 августа 2023 года и апелляционное определение Советского районного суда города Волгограда от 16 января 2024 года по гражданскому делу по иску прокурора Тракторозаводского района города Волгограда в интересах законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 - ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Тракторозаводского района города Волгограда обратился в суд с иском в интересах законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1, - ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов.
Решением мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 6 августа 2023 года исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 - ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов удовлетворены.
Взыскано с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу ФИО2 денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата: "Майфортик" в размере 9505, 99 руб.
Дополнительным решением мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 12 октября 2023 года исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 - ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Взыскано с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда за нарушение порядка предоставления лекарственных препаратов в размере 1000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением Советского районного суда города Волгограда от 16 января 2024 года решение мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 6 августа 2023 года, дополнительное решением мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 12 октября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения
В кассационной жалобе Комитет здравоохранения Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявители указывают, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что несовершеннолетняя ФИО1, является ребенком-инвалидом и состоит на диспансерном учете в ГУЗ "Детская поликлиника N3" и является получателем бесплатных лекарственных препаратов. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и подтверждается сведениями, имеющимися в материалах дела.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на лечении в ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. ФИО5".
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного От ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 помимо прочего, рекомендовано применение медицинского препарата Микофеноловая кислота "Майфортик" -180 мг п/к х 3 раза в сутки не менее двух лет, также врачом указано, что медицинский препарат "Майфортик" назначен по жизненным показаниям.
ДД.ММ.ГГГГ ребенок осмотрен врачом-нефрологом ГУЗ "Детская поликлиника N3", по результатам осмотра ФИО1 рекомендовано продолжить прием терапии назначенной в ФГАОУВО "Российский национальный Исследовательский медицинский университет им. ФИО5".
ДД.ММ.ГГГГ администрация ГУЗ "Детская поликлиника N3" обратилась в Комитет здравоохранения Волгоградской области с ходатайством об Обеспечении ребенка лекарственным препаратом Микофеноловая кислота "Майфортик" из расчета 180 мг п/к х 3 раза в сутки не менее двух лет.
ДД.ММ.ГГГГ в Комитете здравоохранения Волгоградской области состоялось заседание рабочей группы по вопросам организации обеспечения Населения Волгоградской области лекарственными препаратами, где принято решение об обеспечении ФИО1 лекарственным препаратом с МНН "Микофеноловая кислота" и о направлении с остатков, имеющихся на складе.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ребенку выписаны льготные рецепты установленного образца на лекарственный препарат с МНН "Микофеноловая кислота".
В материалах дела имеется письменный отказ от медицинского вмешательства, согласно которому законный представитель ФИО1 - ФИО6 от получения препарата с ТН "Никвесел" - отказалась.
В связи с отказом законного представителя ребенка от получения препарата с ТН "Никвесел", врачебной комиссией ГУЗ "Детская поликлиника N3" принято решение: о назначении лекарственного препарата "Микофеноловая кислота" по ТН "Майфортик", что подтверждается протоколом врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ в Комитете здравоохранения Волгоградской области состоялось заседание рабочей группы, где, был рассмотрен протокол заседания врачебной комиссии ГУЗ "Детская поликлиника N 3" об обеспечении ФИО1 лекарственным препаратом по ТН "Майфортик".
Обеспечение ФИО1 вышеуказанным лекарственным препаратом будет произведено по мере его поступления на логистический склад Волгоградского областного государственного унитарного предприятия "Волгофарм".
В связи с несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами, законным представителем ФИО1 - ФИО2 за собственные денежные средства ДД.ММ.ГГГГ приобретен медицинский препарат Микофеноловая кислота "Майфортик" 1 упаковка на сумму 4853, 99 руб. и ДД.ММ.ГГГГ приобретен медицинский препарат Микофеноловая кислота "Майфортик" 1 упаковка на сумму 4652 руб. стоимость понесенных расходов подтверждается чеками
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.
В связи с приобретением льготных медицинских изделий за личные денежные средства, истцом понесены убытки на общую сумму 9505, 99 руб.
Разрешая заявленные требования, и частично удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Приказом Министерства Труда Российской Федерации N929н, Министерства Здравоохранения Российской Федерации N1345н от 21 декабря 2020 года "Об утверждении порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", пришел к выводу о том, что денежные средства в размере 9505, 99 руб, затраченные законным представителем ФИО1 - ФИО2 на приобретение лекарственных препаратов подлежат взысканию с ответчика в его пользу, поскольку Комитетом здравоохранения Волгоградской области нарушены сроки предоставления медицинского изделия на отсроченном обслуживании, нарушено право истца на бесплатное обеспечение жизненно важных для него медицинских препаратов.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, Советский районный суд города Волгограда согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона (в редакции, действующей на момент возникших спорных правоотношений) в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным - инвалидам I и II групп, а также больным шизофренией и эпилепсией.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 года.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 3 Закона Волгоградской области от 21 декабря 2008 года N 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в Волгоградской области" органы исполнительной власти Волгоградской области осуществляют в пределах компетенции контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области комитет здравоохранения Волгоградской области осуществляет следующие полномочия: организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных Комитету государственных учреждений здравоохранения, в том числе их оснащение оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностям; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета (пункты 2.1.17, 2.1.18, 2.1.39).
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие эпилепсией, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Суды первой и апелляционной инстанций вследствие правильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия, а также устанавливающих сроки и механизм обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, пришли к обоснованному выводу о том, что расходы, понесенные гражданином на самостоятельное приобретение лекарственного препарата за свой счет, подлежат компенсации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по требованиям Тракторозаводского прокурора города Волгограда о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, установили названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у ФИО1 права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение необходимого ей лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны работников комитета здравоохранения Волгоградской области, выразившиеся в неисполнении возложенной на организацию законом обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае ФИО1) в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями последствиями - приобретение ФИО2 необходимого ребенку-инвалиду лекарственного препарата за счет собственных средств.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах судебные акты являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 6 августа 2023 года и апелляционное определение Советского районного суда города Волгограда от 16 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Судья Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.