Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Головкиной Л.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-70/2024 по апелляционной жалобе Комитета градостроительной политики Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2024 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СТОУН" о признании не действующим в части приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя Комитета градостроительной политики Ленинградской области Красноруженко Ю.С, представителя Правительства Ленинградской области Большаковой О.А, поддержавших апелляционную жалобу, представителя административного истца Гулевского Ю.А, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области (далее также - Комитет) от 26 января 2022 года N 7 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" согласно приложению к данному приказу (далее также - Правила землепользования и застройки).
Названный приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области N 7 опубликован 26 января 2022 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://npa47.ru.
Статьёй 13 Правил землепользования и застройки установлен перечень территориальных зон и подзон, главой 12 указанных Правил представлена карта градостроительного зонирования, где в числе приложений содержится, в том числе картографический материал "Сведения о границах территориальных зон".
ООО "СТОУН" (далее также Общество) обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просит признать не действующим с момента издания приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
в части отнесения к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) следующих земельных участков с кадастровыми номерами:
N:6113, N:6112, N:6111, N:6096, N:6097, N:6098, N:6099, N:6109, N:6110, N:6108, N:6106, N:6107, N:6252, N:6261, N:6253, N:6262, N:6254, N:6264, N:6255, N:6265, N:6257, N:6263, N:6256, N:6266;
в части неутверждения территориальной зоны в отношении следующих земельных участков с кадастровыми номерами:
N:6259, N:6271, N:6260, N:6267, N:6273, N:6268, N:6272, N:6274, N:6270, N:6269.
Заявленные требования мотивированы тем, что вновь установленное градостроительное зонирование лишает Общество возможности использовать вышеназванные земельные участки, принадлежащие ему на праве частной собственности, в целях жилищного строительства, т.е. в соответствии с их разрешённым использованием и с учётом документации по территориальному планированию, принимая во внимание, что постановление Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N 853 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области", которым спорная территория исключена из функциональной зоны Ж3 (зона среднеэтажной жилой застройки) с отнесением её к функциональной зоне Р2 (зона зелёных насаждений общего пользования), в соответствующей части признано в судебном порядке не действующим. Истец полагает, что в настоящее время земельные участки находятся в функциональной зоне Ж3, и потому оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы (генеральному плану), а также не отвечают общеправовому критерию формальной определённости.
Решением Ленинградского областного суда от 5 апреля 2024 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СТОУН" удовлетворено; признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N6113, N:6112, N:6111, N:6096, N:6097, N:6098, N:6099, N:6109, N:6110, N:6108, N:6106, N:6107, N:6252, N:6261, N:6253, N:6262, N:6254, N:6264, N:6255, N:6265, N:6257, N:6263, N:6256, N:6266 к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары), и в той мере, в которой не определена территориальная зона для территории, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами N:6259, N:6271, N:6260, N:6267, N:6273, N:6268, N:6272, N:6274, N:6270, N:6269.
В апелляционной жалобе Комитет градостроительной политики Ленинградской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что после вступления в силу постановления Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N 853 функциональное назначение земель в пределах муниципального образования "Город Всеволожск" определено исключительно указанным нормативным правовым актом, но не ранее действующими; в той части, в которой оспорен генеральный план, функциональное зонирование является неустановленным. При таких обстоятельствах ответчик полагает, что утверждённое Правилами землепользования и застройки градостроительное зонирование не может не соответствовать функциональному зонированию, в том числе и в части земельных участков, в отношении которых территориальная зона не определена.
Не явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и/или ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана муниципального образования, правил застройки и землепользования, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
На основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допускающей перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ряд полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области, в том числе в области градостроительной деятельности, областным законом Ленинградской области от 7 июля 2014 года N 45-оз отнесены к полномочиям Правительства Ленинградской области, компетентных органов исполнительной власти Ленинградской области.
С учётом положений статьи 1 названного областного закона Ленинградской области N 45-оз, пункта 2.13 Положения о комитете градостроительной политики Ленинградской области, утверждённого постановлением Правительства Ленинградской области от 9 сентября 2019 года N 421, а также вышеприведённых норм и статьи 8 областного закона Ленинградской области от 11декабря 2007 года N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме, с соблюдением порядка опубликования и введения в действие.
Как следует из материалов административного дела, распоряжением Правительства Ленинградской области от 18 декабря 2007 года N 566-р в целях жилищного строительства в границы населённого пункта город Всеволожск муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области включён земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 580 000 квадратных метров, кадастровый номер N:0018, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Прищегловский.
В 2023 году Общество приобрело в собственность земельные участки с кадастровыми номерами N:216, N:217 - по договору купли-продажи от 20 февраля 2023 года (л.д.131-135 том 1), земельные участки с кадастровыми номерами N:1112, N:1113, N:1114 - по договору купли-продажи от 1 сентября 2023 года (л.д.136-139 том 1), которые, согласно объяснениям представителя административного истца, образованы в результате раздела вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N:0018.
19 апреля и 19 сентября 2023 года зарегистрировано право собственности ООО "СТОУН" на указанные земельные участки (соответственно); по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) участки отнесены к категории земель населённых пунктов, предназначены для жилищного строительства, исходя из их вида разрешённого использования (л.д.21-30 том 1).
В дальнейшем Обществом "СТОУН" произведён раздел земельных участков, образованы новые земельные участки:
с кадастровыми N:6096, N:6097, N:6098, N:6099, N:6113, N:6112, N:6111, N:6109, N:6110, N:6108, N:6106, N:6107 (в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами N:216, N:217);
с кадастровыми номерами N6259, N:6271, N:6260, N:6267, N:6273, N:6268, N:6272, N:6274, N:6270, N:6269, N:6274 (в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N:1114).
с кадастровыми номерами: N:6252, N:6261, N:6253, N:6262, N:6254, N:6264, N:6255, N:6265, N:6257, N:6263, N:6256, N:6266 (в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами N:1112, N:1113).
В 2023 году осуществлена государственная регистрация прав ООО "СТОУН" в отношении вновь образованных земельных участков, сведения о категории, виде разрешённого использования данных земель в ЕГРН не изменились (л.д.203-248 том 1).
Из положений частей 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли, отнесённые частью 1 названной статьи к той или иной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Данная норма корреспондирует одному из основных принципов земельного законодательства, закреплённому в пункте 2 части 1 статьи 1 указанного Кодекса, устанавливающему приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и непосредственно определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешённых или вспомогательных видов разрешённого использования; любой основной или вспомогательный вид разрешённого использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы территориальных зон, в свою очередь, устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учётом, в том числе функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует, что приобретение обществом с ограниченной ответственностью "СТОУН" земельных участков с кадастровыми номерами N:216, N:217, N:1114 обусловлено инвестиционным соглашением - Соглашением от 9 сентября 2021 года о взаимодействии в целях завершения строительства многоквартирных домов (л.д.160-172 том 1), осуществлено в целях строительства многоквартирных жилых домов и соответствующей инфраструктуры.
Данным Соглашением также оговорены условия о том, что Правительство Ленинградской области, Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в пределах собственных полномочий оказывают содействие во внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части изменения функционального зонирования земельных участков инвестиционного проекта с зоны рекреационного назначения "Р2" на зону застройки малоэтажными жилыми домами "Ж2" (пункты 2.2.2, 2.3.1 Соглашения).
В частности ранее, 24 декабря 2020 года, постановлением Правительства Ленинградской области N 853 утверждены изменения в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области согласно приложению (поименованному как генеральный план муниципального образования), в соответствии с которыми приобретенные административным истцом земельные участки, находящиеся до этого в функциональной зоне Ж3, отнесены к функциональной зоне Р2.
До внесения указанных изменений функциональное назначение территории муниципального образования "Город Всеволожск" определялось решением Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 7 октября 2014 года N 12 "Об утверждении проекта Генерального плана муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Вступившими в законную силу решениями Ленинградского областного суда признано недействующим постановление Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N 853 в части отнесения к функциональной зоне озеленённых территорий общего пользования Р2 земельных участков с кадастровым номером N:1114 (решением от 6 августа 2021 года по административному делу N 3а-280/2021), с кадастровыми номерами N:216, N:217 и др. (решением от 10 декабря 2021 года по делу N 3а-456/2021), с кадастровыми номерами N:1112, N:1113 (решением от 18 марта 2022 года по делу N 3а-17/2022).
Оспариваемыми в настоящем деле Правилами землепользования и застройки, согласно фрагменту карты градостроительного зонирования, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N:216, N:217, N:1112, N:1113 располагались в границах территориальной зоны ТР2 - зоны размещения зелёных насаждений общего пользования; сведений о том, в пределах какой зоны был расположен земельный участок с кадастровым номером 47:07:0957004:1114, картографический материал не содержит, т.е. территориальная зона для такого земельного участка не установлена (оборот л.д.55 том 1).
Соответствующие сведения следуют и из материалов, представленных суду апелляционной инстанции относительно земельных участков, образованных из вышеназванных.
Согласно статье 39 Правил землепользования и застройки для зоны размещения зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) установлены следующие основные виды разрешённого использования: предоставление коммунальных услуг, парки культуры и отдыха, площадки для занятий спортом, природно-познавательный туризм, деятельность по особой охране и изучению природы, земельные участки (территории) общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории; условные виды разрешённого использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование, обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий, обеспечение занятий спортом в помещениях.
Использование "для жилищного строительства" применительно к территориальной зоне ТР2 градостроительным регламентом не предусмотрено.
Для земельного участка с кадастровым номером N:1114, равно как и для образованных из него участков с кадастровыми номерами N:6259, N:6271, N:6260, N:6267, N:6273, N:6268, N:6272, N:6274, N6270, N:6269, N:6274, перечень видов разрешённого использования не определён, что явилось следствием неустановления территориальной зоны.
Признавая не действующим приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 в той части, которой применительно к принадлежащим истцу земельным участкам территориальная зона не установлена, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснений законодательства и обладающих нормативными свойствами", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что названному критерию оспариваемый акт (в соответствующей части) не отвечает.
Данный вывод суда первой инстанции признаётся правильным.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривает необходимость соблюдения принципа правовой определённости режима использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В настоящем случае, однако, оспариваемый приказ не позволяет однозначно установить правовой режим земельных участков с кадастровыми номерами N:6259, N:6271, N:6260, N:6267, N:6273, N:6268, N6272, N:6274, N:6270, N:6269, N:6274, что свидетельствует о нарушении требований о формальной определённости нормативного правового акта, а также ограничивает заинтересованное лицо в законной реализации прав на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими ему земельными участками.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда не устраняет правовую неопределённость, связанную с неустановлением территориальной зоны, нельзя признать состоятельным, учитывая, что неопределённость содержания проверяемых судом норм не тождественно отсутствию всякого правового регулирования, влекущему необходимость устранения соответствующих пробелов.
В указанной части решение суда является законным и обоснованным.
Вместе с тем с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска Общества об оспаривании приказа в той его части, которой Правилами землепользования и застройки принадлежащие административному истцу земельные участки отнесены к территориальной зоне ТР2, судебная коллегия согласиться не может.
Разрешая указанное административное требование, суд первой инстанции исходил из того, что признание не действующими отдельных положений генерального плана в части отнесения спорных земель к функциональной зоне Р2 является самостоятельным основанием для признания не действующими соответствующих положений Правил землепользования и застройки в части отнесения данных земельных участков к территориальной зоне ТР2, поскольку территориальное зонирование не может основываться на признанном не действующим функциональном зонировании, при этом в отношении данных земельных участков сохраняется функциональное зонирование, установленное ранее действовавшим генеральным планом.
Однако в силу общего правила действия нормативных правовых актов во времени постановление Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N 853 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск", как принятое позднее, нивелирует действие решения Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 7 октября 2014 года N 12 "Об утверждении проекта Генерального плана муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Кроме того в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.
Следовательно, после вступления в силу постановления Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2020 года N 853 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Всеволожск" решение Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 7 октября 2014 года N 12 "Об утверждении проекта Генерального плана муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" со всеми внесёнными в него изменениями и дополнениями не применяется.
Таким образом, вопреки доводу административного иска о том, что земельные участки отнесены к функциональной зоне Ж3 в соответствии с положениями ранее действовавшего генерального плана в части территории, применительно к которой новый генеральный план признан Ленинградским областным судом не действующим, функциональное зонирование хотя и установлено, но не является действующим, в связи с чем Правила землепользования и застройки не могут быть проверены на соответствие признанных судом не действующими функциональным зонам.
В части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации сформулировано правило об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений; часть 3 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 названного Кодекса уточняют, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учётом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
В частности, из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны; несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Вместе с тем нормы законодательства в сфере градостроительной деятельности не содержат императивного требования о признании недействующим решения уполномоченного органа, которым утверждены правила землепользования и застройки, при признании недействующим акта об утверждении генерального плана.
Таким образом, отсутствие или признание судом не действующими отдельных положений о территориальном планировании само по себе не свидетельствует о противоречии действующих в данных условиях правил землепользования и застройки Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части предусмотрены пунктом 2 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.
На территории города Всеволожска генеральный план, правила землепользования и застройки утверждены актами Правительства Ленинградской области и Комитета градостроительной политики Ленинградской области, реализующими в обоих случаях, исходя из положений части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 1 областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 года N 45-оз, полномочия представительного органа муниципального образования "Город Всеволожск".
Иными словами, нормативные правовые акты об утверждении документов территориального планирования и градостроительного зонирования в городе Всеволожске являются источниками равной юридической силы; также указанные акты не тождественны по содержанию, а потому положения части 2 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае неприменимы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на том лишь основании, что ранее оспорен нормативный правовой акт об утверждении генерального плана применительно к этой же территории, основан на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, основанием для признания не действующими отдельных положений генерального плана, как следует из вышеупомянутых решений судов, явилась неопределённость правового регулирования в части установления функциональной зоны, а именно, в неутверждённой текстовой части материалов по обосновании установлено два варианта функционального зонирования - отнесение к функциональной зоне Ж2 и функциональной зоне Р2, в то время как в утверждённой части на картах функционального зонирования данные земельные участки отображены в функциональной зоне Р2.
При этом из данных решений судов не следует, что в отношении этих земельных участков функциональная зона Р2 не может быть установлена.
Ссылка административного истца на то, что земельные участки состоят на кадастровом учёте с видом разрешённого использования "для жилищного строительства", также не является основанием для признания не действующим акта, которым установлена территориальная зона ТР2 применительно к территории принадлежащих истцу земель.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязательность градостроительных регламентов для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Если вид разрешённого использования земельного участка не входит в перечень видов разрешённого использования, установленный градостроительным регламентом, данный земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости признаются несоответствующими установленному градостроительному регламенту территориальных зон, что следует из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иными словами, по общему правилу вид разрешённого использования земельного участка обусловлен предписаниями градостроительного регламента, исходя из сведений последнего определяется допустимое его использование, но не наоборот, т.е. виды разрешённого использования устанавливаются действующим градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия также проверила процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии со статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учётом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 12 февраля 2021 года N 41 принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в виде новой редакции, сообщение о принятии которого опубликовано на официальном сайте Комитета градостроительной политики Ленинградской области.
Распоряжением главы Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 июля 2021 года N 48 решено провести публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области; срок проведения публичных слушаний установлен с 30 июля 2021 года по 1 октября 2021 года.
Публикация оповещения о проведении публичных слушаний размещена в газете "Всеволожск Городская Жизнь" N 28 (361) от 23 июля 2021 года, на официальных сайтах Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области, где также были размещены проект и информационные материалы к нему.
Кроме того организация экспозиции проекта и информационных материалов к нему произведена по адресу: г.Всеволожск, Колтушское шоссе, д.138, а также в здании районной администрации.
Количество участников публичных слушаний составило 68 человек.
Согласно протоколу публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29 сентября 2021 года N 48/4.3-07 рассмотрено 34 поступивших замечания (предложения).
В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки администрации Муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 30 сентября 2021 года N 48/4.3-08-01 и решения этой же комиссии от 6 октября 2021 года N 1/3.4-08-02 о внесении изменений в указанное заключение публичные слушания признаны состоявшимися (том 1, л.д.113-122).
Указанное заключение опубликовано в газете "Всеволожск Городская Жизнь" и размещено на официальных сайтах Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области.
Таким образом, процедура проведения публичных слушаний в соответствии с упомянутым нормативным регулированием соблюдена; административные истцы на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 8 областного закона от 11 декабря 2007 года N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" официальным опубликованием правового акта Ленинградской области считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании Ленинградской области либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или в официальном сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru).
Приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" 2 февраля 2022 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Следовательно, порядок введения в действие оспариваемого приказа административным ответчиком соблюдён.
Статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок установления территориальных зон.
Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учётом, в том числе видов территориальных зон, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны разных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также с учётом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (часть 2 статьи 36 названного кодекса).
Каких-либо доказательств того, что при установлении территориальной зоны в отношении спорных земельных участков были нарушены упомянутые требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Приведённые обстоятельства наряду с тем, что материалы административного дела не содержат сведений, которые бы свидетельствовали о несоответствии оспариваемого приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами:
N:6113, N:6112, N:6111, N:6096, N:6097, N:6098, N:6099, N:6109, N:6110, N:6108, N:6106, N:6107, N:6252, N:6261, N:6253, N:6262, N:6254, N:6264, N:6255, N:6265, N:6257, N:6263, N:6256, N:6266
к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары), законодательству большей юридической силы, в силу пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции о признании не действующим названного приказа в части отнесения принадлежащих административному истцу земельных участков к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары), и принятия нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих требований.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2024 года в части удовлетворения административного иска общества с ограниченной ответственностью "СТОУН" о признании не действующим приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами:
N:6113, N:6112, N:6111, N:6096, N:6097, N:6098, N:6099, N:6109, N:6110, N:6108, N:6106, N:6107, N:6252, N:6261, N:6253, N:6262, N:6254, N:6264, N:6255, N:6265, N:6257, N:6263, N:6256, N:6266
к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) - отменить, в удовлетворении названных требований общества с ограниченной ответственностью "СТОУН" отказать.
В остальной части решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета градостроительной политики Ленинградской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.