Московский городской суд в составе:
судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора фио, при ведении протокола секретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3382/2024 по административному исковому заявлению Лузикова Евгения Анатольевича к Московской городской избирательной комиссии о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 6 и 34 Закона адрес от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс адрес городская Дума приняла постановление от 5 июня 2024 г. N 56 "О назначении выборов депутатов Московской городской Думы восьмого созыва" на 8 сентября 2024 года.
фио обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать решение Московской городской избирательной комиссии от 28 мая 2024 года в части утверждения формы подписного листа незаконным, обязать Московскую городскую избирательную комиссию утвердить новую форму подписного листа, в которой будут отсутствовать требования к заполнению серии и номера паспорта гражданина Российской Федерации, адреса места жительства или признать данные графы необязательными к заполнению, установить срок сбора подписей кандидатом в течение 30 дней с момента
вступления вынесенного решения в силу, обязать окружную избирательную комиссию по выборам депутата Московской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N1, в котором он выдвинут кандидатом-самовыдвиженцем в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва по одномандатным
избирательным округам, принять к подсчету подписные листы для
регистрации кандидата, собранные до вступления решения суда в силу и
признать эти подписи действительными.
В обосновании заявления ссылается на то, что утвержденная форма подписного листа противоречит Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку содержит обязательные для заполнения сведения, касающиеся персональных данных, для сбора которых необходима регистрация в Роскомнадзоре, и получение разрешения у субъекта персональных данных на их сбор и их обработку.
В судебное заседание административный истец явился, от требований в части обязания принять к подсчету подписные листы для
регистрации кандидата, собранные до вступления решения суда в силу и
признать эти подписи действительными, отказался, в остальной части исковые требования поддержал.
Определением Московского городского суда от 2 июля 2024 года производство по делу в части отказа от исковых требований прекращено.
Представитель Московской городской избирательной комиссии просил отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуются конституционное право достигших на день голосования 18 лет граждан Российской Федерации избирать (активное избирательное право) и право быть избранными (пассивное избирательное право) в органы публичной власти, а также право участвовать в референдуме, является Закон об основных гарантиях избирательных прав, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1 данного закона).
Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ, Закон об основных гарантиях) предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.
Возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума предоставляется избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, членам избирательной комиссии, комиссии референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума, участвовавшим в выборах, референдуме, и зависит от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту согласно избирательному законодательству (части 1 - 5 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Закон об основных гарантиях устанавливает в качестве формы поддержки выдвижения кандидатов, списка кандидатов на выборах, инициативы проведения референдума в том числе сбор подписей в поддержку такого выдвижения, а также порядок и правовые последствия его несоблюдения. В случаях, установленных законом, наличие поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов подтверждается необходимым количеством подписей избирателей, собранных посредством заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, которое определяется законом и является необходимым условием для регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах в органы публичной власти федеральной территории, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 34 Избирательного кодекса адрес подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Московской городской Думы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов - согласно приложению 7.1 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления - согласно приложению 8 к Федеральному закону.
В силу части 5.1 статьи 34 Избирательного кодекса адрес на основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом, организующая выборы избирательная комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа адрес, представительного органа местного самоуправления, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
В силу части 4 статьи 15 Избирательного кодекса адрес Городская комиссия является государственным органом адрес, организующим подготовку и проведение выборов в органы государственной власти адрес. Городская комиссия при проведении выборов Мэра Москвы осуществляет руководство деятельностью территориальных и участковых комиссий, действующих на территории адрес, а при проведении выборов депутатов Московской городской Думы - также деятельностью окружных комиссий, действующих на территории адрес, и является вышестоящей по отношению к этим комиссиям. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Городской комиссии определяются Законом адрес от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии".
При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец фио согласно информации с официального сайта Московской городской избирательной комиссии является кандидатом в депутаты, что не оспаривалось сторонами.
Московской городской избирательной комиссией 28 мая 2024 года принято решение N 88/7 28.05.2024 "Об образцах заполнения подписных листов на выборах депутатов государственной Думы восьмого созыва по одномандатным избирательным округам".
Согласно пункту 11 статьи 20 Федерального закона Об основных гарантиях решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Компетенция Московской городской избирательной комиссии на принятие оспариваемого решения под сомнение сторонами не ставилась.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее по тексту - Федеральный закон N 152-ФЗ).
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 этого же федерального закона).
Обработка персональных данных допускается в случаях, если она осуществляется с согласия гражданина, а также в случае, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункты 1 и 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ).
В пункте 1 оспариваемого решения указано, что образцы заполнения подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва по одномандатным избирательным округам утверждены и оформляются по форме согласно Приложений 1-45.
Подписные листы содержат графы: фамилия, имя, отчество гражданина, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, подпись.
Проанализировав в совокупности вышеуказанные нормы закона и содержание подписных листов, суд приходит к выводу о том, что внесение персональные данных о лице, поставившем подпись, обусловлена необходимостью идентифицировать подписавшееся лицо и установить достоверность указанных в листе сведений, а также подтвердить, что подписавшееся лицо является жителем избирательного округа, по которому выдвигается кандидат и обладает избирательным правом.
Суд считает, что в данном случае, лицо, поставившее подпись в подписном листе добровольно сообщает свои персональные данные и выражает свое согласие на поддержку кандидата в депутаты.
Кандидат же, в силу приведенного Федерального закона N 152-ФЗ, получивший доступ к персональным данным, должен соблюдать все нормы и требования федерального законодательства о персональных данных (не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом). При этом с учетом вышеприведенных положений закона обязанность не разглашать полученные сведения о персональных данных не ставится в зависимость от указания либо не указания на такую обязанность в документе (в данном случае в подписном листе). Запрет на разглашение персональных данных прямо установлен Федеральным законом N 152-ФЗ.
Таким образом, суд, считает, что решение от 28 мая 2024 года является законным, принятым в пределах полномочий Московской городской избирательной комиссии, с соблюдением процедуры принятия, а наличие в подписном листе персональных данных лиц, их подписавших, права кандидата в депутаты не нарушаются.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворении административного искового заявления о признании оспариваемого решения в части утверждения формы подписного листа незаконным, обязании утвердить новую форму, установлении нового срока для сбора подписей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175 - 180, 240, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лузикова Евгения Анатольевича к Московской городской избирательной комиссии о признании решения от 28 мая 2024 года в части утверждения формы подписного листа незаконным, обязании утвердить новую форму, установлении нового срока для сбора подписей отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 2 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании незаконным решения избирательной комиссии, касающегося формы подписного листа для сбора подписей в поддержку кандидатов. Суд установил, что наличие персональных данных в подписных листах необходимо для идентификации подписавшихся и не нарушает их права, а также соответствует требованиям законодательства о персональных данных.