Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года (N 2а-83/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 года по административному исковому заявлению Плашихина М.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации, возложении обязанности провести диагностику и лечение.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфенову Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за неоказание своевременной и надлежащей медпомощи в размере 300 000 рублей, возложении обязанности провести полную диагностику состояния его здоровья в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по заболеваниям "данные изъяты"", назначить лечение ввиду заболеваний "данные изъяты"" противовирусными препаратами. В обоснование требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с октября 2021 года, имеет хронические заболевания: "данные изъяты"", по которым ему не было проведено обследование, не назначено лечение, в том числе противовирусными препаратами.
Судом первой инстанции к участию в рассмотрении дела в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года требования Плашихина М.А. удовлетворены частично. Действия (бездействие) сотрудников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по ненадлежащему оказанию Плашихину М.А. медицинской помощи признаны незаконными. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Плашихина М.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 10 000 рублей. В удовлетворении требований Плашихина М.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказано. На ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России возложена обязанность провести в отношении Плашихина М.А. при наличии стадии обострения лечебно-диагностические мероприятия по заболеваниям " "данные изъяты"" в соответствии с установленными требованиями и согласно клиническим рекомендациям по данным заболеваниям. В удовлетворении требований Плашихина М.А. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о возложении обязанности провести лечебно-диагностические мероприятия по заболеванию " "данные изъяты"" в соответствии с установленными требованиями и согласно клиническим рекомендациям отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года в части возложения обязанности организовать Плашихину М.А. при наличии стадии обострения лечебно-диагностические мероприятия по заболеваниям "данные изъяты" в соответствии с установленными требованиями и согласно клиническим рекомендациям, отменено. По делу в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Плашихина М.А. к ФКУ3 МСЧ-11 ФСИН России о возложении обязанности провести полную диагностику состояния его здоровья в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по заболеваниям "данные изъяты" и назначить лечение "данные изъяты" противовирусными препаратами отказано. В остальной части решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 11 апреля 2024 года, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, ненадлежащей оценке доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Плашихин М.А. с 10 октября 2021 года отбывает уголовную меру наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, в период содержания в котором наблюдался в соответствующем филиале ФКУ3 МСЧ-11 ФСИН России.
В целях определения наличия у административного истца заболеваний, соответствия медицинской помощи стандартам ее оказания и ее своевременности, а также для установления недостатков в оказании медицинской помощи и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями, нуждаемости в диагностике состоянии здоровья и назначении лечения по имеющимся заболеваниям, определением суда первой инстанции от 15 июня 2022 года назначена судебно-медицинская экспертиза.
Согласно выводам комиссионной судебно-медицинской экспертизы N-П, проведенной на основании данных представленной медицинской документации, в период содержания в ФКУ ИК-8 с 17 октября 2021 года по 4 апреля 2023 года (дата последних записей в представленной медицинской документации), у Плашихина М.А. имеются заболевания: "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Одновременно экспертами отмечено, что вышеуказанный объем обследования не является врачебной рекомендацией и отражает только объем медицинских мероприятий, показанных пациенту в соответствии с действующими нормативными документами. Назначение обследования и лечения конкретному пациенту не входит в компетенцию судебно-медицинской экспертизы и является прерогативой лечащего врача.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", оценив представленные по делу доказательства в совокупности с заключением судебно-медицинской экспертизы, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для присуждения Плашихину М.А. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При этом принимая во внимание обстоятельства дела, характер и продолжительность нарушения, степень нравственных страданий истца, отсутствие на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния здоровья административного истца вследствие установленных в ходе судебного разбирательства дефектов оказания медицинской помощи, руководствуясь принципами разумности и справедливости, судом первой инстанции определена сумма компенсации в размере 10 000 рублей, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Плашихина М.А. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в той части, в которой на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России возложена обязанность провести в отношении Плашихина М.А. при наличии стадии обострения лечебно-диагностические мероприятия по заболеваниям "ВИЧ-инфекция" и "Хронический вирусный гепатит С" в соответствии с установленными требованиями и согласно клиническим рекомендациям по данным заболеваниям, судебная коллегия находит такие выводы, не соответствующими нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Возлагая на административного ответчика обязанность организовать Плашихину М.А. при наличии стадии обострения лечебно-диагностические мероприятия по заболеваниям "ВИЧ-инфекция" и "Хронический вирусный гепатит С" в соответствии с установленными требованиями и согласно клиническим рекомендациям, суд первой инстанции, исходя из выводов, изложенных в экспертном заключении N в котором экспертами в ответ на поставленный вопрос о нуждаемости истца в настоящее время в диагностике его состояния здоровья и назначения лечения по имеющимся заболеваниям, заключено, что истцу при наличии стадии обострения показаны лечебно-диагностические мероприятий по заболеваниям "ВИЧ-инфекция" и "ХВГ С" в соответствии с действующим Стандартом и Клиническим рекомендациям, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности организовать Плашихину М.А. при наличии стадии обострения лечебно-диагностические мероприятия по имеющимся заболеваниям в соответствии с установленными требованиями и согласно клиническим рекомендациям.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не согласился, поскольку из приведенного заключения экспертов следует, что в настоящее время у административного истца не зафиксировано стадии обострения заболеваний "ВИЧ-инфекция" и "Хронический вирусный гепатит С", с связи с чем, оснований для возложения на ответчика такой обязанности у суда не имелось. Исполнение обязанности лицом не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе на будущее время.
Доводы ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций, как не влекущие удовлетворение административного иска в полном объеме по мотивам, подробно приведенным в обжалуемых судебных актах, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неотмененной части решения суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года в неотмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 года части, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 3 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.