Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Гатауллиной Гульсины Ильдаровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N4 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 14 марта 2024 года, решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гатауллиной Гульсины Ильдаровны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением постановление мирового судьи судебного участка N4 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 14 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 апреля 2024 года, Гатауллина Г.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Гатауллина Г.И. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, прекращении производства по делу.
Одновременно указанным лицом заявлено ходатайство об организации видеоконференц-связи для рассмотрения названной жалобы в целях участия в судебном заседании, которое не подлежит удовлетворению, поскольку рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, данное процессуальное действие не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гатауллиной Г.И. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В силу пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил достаточными основаниями полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, находится в состоянии опьянения, является наличие признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке.
В соответствии с пунктом 8 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 30 января 2024 года в 21 час 47 минут на "адрес" водитель Гатауллина Г.И. управляла транспортным средством "Сузуки 3x4", государственный регистрационный знак "данные изъяты", при наличии достаточных оснований полагать, что она находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивая поза, нарушение речи, поведение не соответствующее обстановке, резкое изменение окраски кожных покровов лица).
Должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Гатауллиной Г.И. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Поскольку от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Гатауллина Г.И. отказалась, то есть при наличии законных оснований в соответствии с пунктом 8 упомянутых Правил, Гатауллина Г.И. была направлена на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения 30 января 2024 года в 21 час 55 минут по адресу: 14 километр автодороги Оренбургский тракт-Аэропорт г. Казани она не выполнила законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Гатауллиной Г.И. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Правил в присутствии понятых с применением видеозаписи.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 4); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 5); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 6); протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 7); письменными объяснениями понятых ФИО4 и ФИО5 (л.д. 8, 9); рапортом должностного лица (л.д. 10); копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гатауллиной Г.И, а также иными процессуальными документами, оформленными по факту дорожно-транспортного происшествия (л.д. 11-14); карточкой операции с водительским удостоверением (л.д. 15); списком административных правонарушений (л.д. 16); видеозаписью (л.д. 32) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в деянии Гатауллиной Г.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Все процессуальные документы, в том числе протокол по делу об административном правонарушении, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством оформлены должностным лицом ГИБДД при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий, существенных нарушений требований закона, влекущих признание их недопустимыми доказательствами, при их составлении не допущено.
Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколах и акте отражены, в них содержится вся необходимая информация о совершаемых действиях сотрудником полиции, имеются записи о совершении процессуальных действий в присутствии понятых.
Оснований сомневаться в достоверности изложенных в протоколах и акте сведений не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен и подписан уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие административного правонарушения в протоколе описано полностью в соответствии с диспозицией части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, Гатауллиной Г.И. разъяснены уполномоченным должностным лицом надлежащим образом, что подтверждается подписью Гатауллиной Г.И. в соответствующей строке протокола об административном правонарушении, а также содержанием видеозаписи.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при применении к Гатауллиной Г.И. мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Наличие законных оснований для направления Гатауллиной Г.И. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения зафиксировано в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.
Доводы Гатауллиной Г.И. о том, что от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения она не отказывалась, опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе видеозаписью, и не свидетельствуют о незаконности привлечения Гатауллиной Г.И. к административной ответственности.
Оснований полагать, что подписи и записи в процессуальных документах от имени Гатауллиной Г.И. проставлены иным лицом, а не собственноручно Гатауллиной Г.И, не имеется, доводы в данной части опровергаются содержанием видеозаписи, показаниями допрошенных в качестве свидетелей понятого ФИО4 и инспектора ДПС ГИБДД ФИО6, полученных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оцененных по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержание составленных по делу процессуальных документов изложено в достаточной степени ясно, поводы, которые послужили бы основаниями полагать, что Гатауллина Г.И. была введена в заблуждение, не осознавала содержание и суть подписываемых документов, а также порождаемых для нее правовых последствий, отсутствуют.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что мировым судьей и судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Гатауллиной Г.И. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N4 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 14 марта 2024 года, решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гатауллиной Гульсины Ильдаровны, оставить без изменения, жалобу Гатауллиной Гульсины Ильдаровны - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным привлечение к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Установлено, что у водителя были достаточные основания для направления на освидетельствование, однако она не выполнила законное требование должностного лица. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.