Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Сиюхова А.Р, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Р.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, учебы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, поступившей с делом 29 марта 2024 г, на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Мащенко Д.С, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанов Р.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области) о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы и учебы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что 29 марта 2022г. истец обратился в ГУ ОПФР по РО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ГУ ОПФР по РО от 1 июня 2022 г. N162955/22 ему было отказано в этом по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены периоды работы с 16 сентября 1985 г. по 22 апреля 1990 г. в должности помощника машиниста тепловоза электровоза Локомотивного Депо Грозный, с 23 апреля 1990 г. по 25 ноября 1991 г. в должности машиниста электровоза Локомотивного Депо Грозный, период обучения на курсах повышения квалификации с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г, поскольку по данным индивидуального лицевого счета установить льготный характер работы невозможно.
Истец не согласен с решением пенсионного органа и просил суд обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы с 16 сентября 1985 г. по 22 апреля 1990 г. в должности помощника машиниста тепловоза электровоза Локомотивного Депо Грозный, с 23 апреля 1990 г. по 25 ноября 1991 г. в должности машиниста электровоза Локомотивного Депо Грозный, период обучения на курсах повышения квалификации с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ с 29 марта 2022 г, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 ноября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал ОСФР по Ростовской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 16 сентября 1985 г. по 22 апреля 1990 г. в должности помощника машиниста тепловоза, электровоза Локомотивное Депо Грозный, с 23 апреля 1990 г. по 25 ноября 1991 г. в должности машиниста электровоза Локомотивное Депо Грозный, период прохождения курсов повышения квалификации с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г. и назначить Степанову Р.А. досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 марта 2022 г.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области обязанности о включении в специальный страховой стаж периода прохождения курсов повышения квалификации с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г. и назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 марта 2022 г, принять новое судебное постановление, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать. В обоснование доводов указывает, что суды первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, не учли, что Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, судами не было учтено, что согласно пункту 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Иными словами, такая работа должна быть предусмотрена Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, или Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021.
Суды первой и апелляционной инстанции не учли, что пункт 109 Положения применяется только при исчислении периодов работы, указанных в Списке N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173, и не применяется при исчислении периодов работы, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 либо Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N272.
Истец работал по профессиям, которые пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 272. Однако это не является основанием для приравнивания к спорным периодам работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку Список N 272 принят после 1 января 1992 г, когда пенсионный закон не предусматривал включение периодов обучения в специальный стаж.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции проигнорировали то обстоятельство, что при назначении страховой пенсии в соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, пункт 109 Положения N590 о включении в специальный стаж курсов повышения квалификации применяться не может.
Учитывая, что оснований для приравнивания к работе в особых условиях труда периода нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, требуемый для досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ у судов не имелось, полагает также незаконным выводы о назначении досрочной страховой пенсии с 29 марта 2022 г.
При включении в специальный страховой стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периодов работы с 16 сентября 1985 г. по 22 апреля 1990 г. (04/07/07), с 23 апреля 1990 г. по 25 ноября 1991 г. (01/07/03), с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г. - (00/01/04), общая продолжительность льготного стажа составила 12 лет 06 месяцев 04 дня.
Соответственно, при исключении из подсчета периода нахождения на курсах повышения квалификации (продолжительностью 1 месяц 4 дня), необходимая продолжительность для назначения пенсии по рассматриваемому основанию будет отсутствовать, так как специальный страховой стаж составит менее 12 лет 6 месяцев.
Истец Степанов Р.А, ответчик - представитель Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо - представитель ОАО РЖД, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Степанов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, 29 марта 2022 г. обратился в ГУ ОПФР по РО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по РО от 1 июня 2022 г. N162955/22 Степанову Р.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 марта 2022 г. по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, пенсионным органом истцу не зачтены периоды работы с 16 сентября 1985 г. по 25 ноября 1991 г. в должности помощника машиниста Локомотивное Депо Грозный в связи с тем, что по данным индивидуального лицевого счета (далее ИЛС) установить льготный характер работы заявителя невозможно.
По расчету ответчика продолжительность специального страхового стажа в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 6 лет 2 месяца 20 дней, при необходимом стаже 12 лет 6 месяцев. Страховой стаж составил 35 лет 5 месяцев 21 день.
8 августа 2022 г. истец повторно обратился в ОПФР по РО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ ОПФР по РО от 2 сентября 2022 г. N300325/22 Степанову Р.А. отказано с 20 июня 2022 г. в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности 12 лет 6 месяцев. В стаж, дающий право для назначения на досрочное пенсионное обеспечение, не зачтены периоды работы с 16 сентября 1985 г. по 25 ноября 1991 г. помощником машиниста Локомотивное Депо Грозный.
Кроме того, истцу не включен в специальный стаж период работы с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г.
Согласно записей в трудовой книжке АТ-1 N с датой заполнения 1 октября 1979 г, Степанов Р.А, 20 июня 1962 года рождения, работал в Локомотивном Депо ст. Грозный с 3 декабря 1982 г. слесарем по ремонту подвижного состава, 16 сентября 1985 г. переведен помощником машиниста тепловоза, 23 апреля 1990 г. переведен машинистом электровоза, 25 ноября 1991 г. уволен переводом в Грозненское отделение СКЖД.
18 июня 1992 г. истец принят на работу в порядке перевода из Грозненского отделения СКЖД дублером помощника машиниста электровоза в Локомотивное Депо ст. Лиховская, 24 июня 1992 г. переведен помощником машиниста, 17.03.1993г. переведен дублером машиниста электровоза, 02.04.1993г. переведен машинистом электровоза, 17 марта 1994 г. ему присвоена квалификация машиниста электровоза 2 класса, 15 декабря 1998 г. уволен (л.д.24-38).
Согласно архивной справке от 20 мая 2022 г. N548/СКАВ НДА, выданной службой управления делами отделом архивов объединенный архив г. Грозный, в период военных действий на территории Чеченской Республики в 1994-1999 гг. архивные документы локомотивного депо Грозный Северо-Кавказской железной дороги сохранились частично. В частично сохранившихся документах (приказы по личному составу, приказы по основной деятельности, карточки ф.-2, бухгалтерские документы табеля выхода на работу) с 16 сентября 1985 г. по 25 ноября 1991 г. на Степанова Р.А. отсутствуют (л.д.48).
Архивной справкой объединенного архива г. Ростов-на-Дону от 21 апреля 2022 г. подтверждаются сведения о работе Степанова Р.А. с 18 июня 1992 г. по 15 декабря 1998 г, в том числе о курсах повышения квалификации в Дортехшколе с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г. (л. д.45-47).
Кроме того, в материалы дела истцом представлены копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации и присвоении соответствующих квалификаций, в том числе от 17 марта 1994 г. (л. д. 55-57).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Степанова Р.А. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с 16 сентября 1985 г. по 22 апреля 1990 г. в должности помощника машиниста тепловоза электровоза Локомотивное Депо Грозный, с 23 апреля 1990 г. по 25 ноября 1991 г. в должности машиниста электровоза Локомотивное Депо Грозный, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 4, 8, 11, 13, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 66 Трудового кодекса РФ, пункта 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N162, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. N258н, и исходил из того, что при разрешении вопроса о включении в специальный стаж периодов работы истца юридически значимым является только установление факта выполнения им работ, соответствующих Списку N2 1956 г. Доводы истца о его постоянной занятости ответчиком не опровергнуты, записи в трудовой книжке о занятости истца в спорные периоды работы не сопровождаются указанием на условия выполнения работы неполный рабочий день либо на условиях совместительства, в связи с чем оснований полагать, что работа истца в спорные периоды проходила в режиме неполного рабочего времени, не имеется. Отсутствие возможности исследования справок, уточняющих льготный период работы, первичных учетных документов по оплате труда, не должно отражаться на реализации прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и не может служить основанием для ограничения его права на пенсионное обеспечение.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины, суд первой инстанции исходил из того, что причиной обращения истца в суд с иском явилось его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, поэтому участие пенсионного органа в рассмотрении дела в качестве ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области публично-властных полномочий в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, в связи с чем ответчик в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины. Данный вопрос не подлежит разрешению в порядке статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж периода обучения на курсах повышения квалификации с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 187, 196 Трудового кодекса РФ, подпунктом "З" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 29 января 2004 г. N2-П, от 10 июля 2007 г. N 9-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и исходил из того, что поскольку за время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялись место работы и заработная плата, то спорный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив, что общая продолжительность специального страхового стажа истца на день обращения к ответчику за назначением пенсии с учетом включенных судом периодов составит более 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о том, что у истца возникает право на пенсию с 29 марта 2022 г, в связи с чем удовлетворил требование о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию с 29 марта 2022 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в частности, Список N2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 г.
Пунктом "а" укрупненной позиции 23001000 подраздела 1 Железнодорожный транспорт раздела XXVIII. Транспорт Списка N2 от 26 января 1991 г. предусмотрен перечень позиций рабочих, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
На основании пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, В соответствии с Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 по выбору застрахованного лица при исчислении периодов работы могут применяться соответствующие нормы пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу статьи 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительно профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности; работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором; при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Как установлено судом, решениями ГУ ОПФР по РО от 1 июня 2022 г. N162955/22 и от 2 сентября 2022 г. N300325/22 в бесспорном порядке в специальный страховой стаж Степанова Р.А. включены периоды работы с 2 апреля 1993 г. по 13 февраля 1994 г, а также с 18 марта 1994 г. по 21 февраля 1996 г. в должности помощника машиниста Локомотивное Депо ст. Лихая на основании архивной справки от 30 мая 2022 г. Таким образом, данные периоды работы истца учтены ответчиком в качестве работы, соответствующей Списку N2 1991 г.
Судебная коллегия находит обоснованными доводы кассационной жалобы ответчика, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации в Дортехшколе имел место после 1 января 1992 г. и пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 не подлежит применению к спорному периоду.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з").
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период прохождения повышения квалификации, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Данное Положение от 3 августа 1972 г. N 590 фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 декабря 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 введен в действие с 1 января 1992 г. Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее до 1 января 1992 г, позволяло включать периоды нахождения на курсах повышения квалификации как в общий, так и в специальный (льготный) стаж с соблюдением приведенных выше условий.
Вместе с тем, согласно пункту 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в специальный стаж включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, которые являются условием выполнения работником определенного вида деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя, если в течение этих периодов работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования засчитываются, если это обучение и профессиональное образование являются необходимостью для продолжения работы и работник направляется на обучение работодателем.
Согласно свидетельству N238052, выданному 17 марта 1994 г, Степанову Р.А. присвоена квалификация машиниста 2-го класса электровоза (л. д. 55).
Также соответствующие сведения были внесены работодателем в трудовую книжку истца записью N19 от 17 марта 1994 г. (л. д. 29).
Кроме того, из архивной справки объединенного архива г. Ростов-на-Дону от 21 апреля 2022 г. следует, что на курсы повышения квалификации в Дортехшколе с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г. Степанов Р.А. был направлен приказом работодателя N85 от 10 февраля 1994 г, за ним сохранялись место работы и заработная плата (л. д. 45-47).
Поскольку, как до начала спорного периода, так и после прохождения повышения квалификации с 14 февраля 1994 г. по 17 марта 1994 г. истец работал в должности помощника машиниста Локомотивное Депо ст. Лихая СКЖД, и данные периоды работы включены ответчиком в бесспорном порядке в его специальный страховой стаж, суд первой инстанции правильно включил спорный период нахождения на курсах повышения квалификации в специальный страховой стаж Степанова Р.А.
Принимая во внимание, что специальный страховой стаж истца с учетом включенных судом первой инстанции периодов работы составил более требуемой законом продолжительности 12 лет 06 месяцев, дающей право истцу на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также соблюдение иных условий предусмотренных статьями 8, 35 Закона N400-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с момента его первого обращения 29 марта 2022 г.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи А.Р. Сиюхов
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.