Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Сиюхова А.Р, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Костюкова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Костюкова С.А, поступившей с делом 1 апреля 2024 г, на решение Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 29 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Костюкова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костюков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (далее - ОСФР по Астраханской области), указав, что с 6 марта 2008 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной ему по достижении возраста 52 лет на основании абзац второго подпункта 2 пункта 1 статьи 27 и пункта 2 статьи 28.1. Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Все необходимые документы для назначения и расчета размера пенсии, в том числе справка о заработке N 271 от 9 марта 2004 г. за 5 лет работы в районах Крайнего Сквера (далее - РКС) в ОАО "Буровая компания Пурнефтегазгеология" с коэффициентом 1, 7 и отношением заработка 5, 144 были учтены при назначении пенсии. На дату назначения досрочной пенсии для определения права на пенсию в возрасте 52 лет его стаж составил календарно: страховой стаж более 28 лет при требуемом 25 лет, стаж по Списку N2 более 14 лет при требуемом 12 лет 6 месяцев, стаж работы в РКС более 16 лет 6 месяцев при требуемом 15 лет. Для конвертации пенсионных прав до 2002 г. страховой стаж в льготном исчислении за работу в РКС составляет у него более 25 лет, общий трудовой стаж 21 год 11 месяцев (в льготном исчислении за работу в РКС более 25 лет), стаж в РКС 16 лет 6 месяцев календарно, стаж по списку N2 - 8 лет 1 месяц календарно (при требуемом 7 лет 6 месяцев в возрасте 57 лет).
С 1 января 2020 г..ответчиком произведен перерасчет размера его пенсии на основании представленных справок о заработной плате в РКС за 5 лет с коэффициентом заработных плат 1, 7. На обращение о порядке перерасчета размера пенсии, ему дан ответ от 7 апреля 2023 г, из которого следует, что кроме перерасчета пенсии по архивным справкам о заработке в РКС конвертация выполнена по специальному стажу при снижении требований к достижению возраста назначения пенсии. Поскольку дополнительных документов в пенсионный орган он не предоставлял, то перерасчет размера пенсии необходимо произвести по ранее предоставленным и учтенным документам пенсионного дела на дату назначения пенсии. Право выбора для конвертации пенсионных прав по специальному стажу ответчиком ему не предоставлено, что привело к уменьшению размера начисленной пенсии. Считает, что действовавшим на дату назначения пенсии законодательством были предусмотрены более льготные условия для лиц, работавших в условиях Крайнего Севера, которые дают право на снижение пенсионного возраста дополнительно еще на 5 лет при стаже в РКС 15 лет. Таким образом, конвертация его пенсионных прав по неполному общему стажу при назначении пенсии 6 марта 2008 г..произведена в нарушение требований пенсионного законодательства, поскольку размер пенсии с даты ее назначения ответчик обязан был определить исходя из специального стажа по Списку N2 на 1 января 2002 г..продолжительностью в 8 лет 1 месяц. Его неоднократные заявления о перерасчете размера пенсии по специальному стажу с даты назначения пенсии ОСФР по Астраханской области оставлены без удовлетворения.
Просил суд признать отказ ответчика о перерасчете размера пенсии по специальному стажу с даты ее назначения 6 марта 2008 г..по ранее предоставленным и учтенным при назначении пенсии документам пенсионного дела незаконным; отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г..Астрахани (далее - УПФР в Ленинском районе) о назначении пенсии с 6 марта 2008 г..в части исчисления размера пенсии по неполному общему стажу по учтенным документам пенсионного дела; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с даты назначения 6 марта 2008 г..по специальному стажу с учетом стажевого коэффициента 0, 55 по учтенным при назначении пенсии документам пенсионного дела согласно статьям 17 и 19 Закона о трудовых пенсиях (с применением при конвертации пенсионных прав стажа на соответствующих видах работ) с выплатой недополученных сумм пенсии с 6 марта 2008 г..по 1 января 2020 г..
Определением Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 29 сентября 2023 г. производство по гражданскому делу в части исковых требований Костюкова С.А. об отмене решения УПФР в Ленинском районе о назначении пенсии с 6 марта 2008 г. в части исчисления размера пенсии по неполному общему стажу по учтенным документам пенсионного дела прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 29 сентября 2023 г. исковые требования Костюкова С.А. к ОСФР по Астраханской области о перерасчете пенсии оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 19 декабря 2023 г. исковые требования Костюкова С.А. к ОСФР по Астраханской области о признании отказа о перерасчете размера пенсии по специальному стажу с даты ее назначения 6 марта 2008 г. по ранее предоставленным и учтенным при назначении пенсии документам пенсионного дела незаконным оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что на дату назначения пенсии 6 марта 2008 г. все необходимые документы для конвертации пенсионных прав по специальному стажу и для валоризации пенсионных прав с 1 января 2010 г. были предоставлены в полном объеме единовременно, в том числе и справка N271 о заработке в РКС с коэффициентом 1, 7.
Юридически важным считает тот факт, что с 1 января 2020 г. Пенсионный фонд в добровольном порядке пересчитал размер пенсии с конвертацией по специальному стажу, так как этот вариант наиболее выгоден для истца, но не выплатил разницу недоплаченных сумм пенсии с 6 марта 2008 г. Приводя собственное толкование норм материального права полагает, что для возникновения у него права на конвертацию по специальному стажу соблюдены все необходимые условия: специальный стаж для права на конвертацию по Списку N2 до 2002 г. составляет календарно 8 лет 1 месяц (в льготном исчислении за работу в РКС более 11 лет), при требуемом 7 лет 6 месяцев; страховой стаж до 2002 г, для права на конвертацию по специальному стажу, с учетом льготного порядка исчисления, составляет более 25 лет, при требуемых 25 годах в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173; достижение возраста 52 года (при дополнительном снижением на 5 лет) при совокупном применении абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 и пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона N173-ФЗ от 17 декабря 2001 г.
Выражает несогласие с выводами суда, что он должен был обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера пенсии при валоризации пенсионных прав с 1 января 2010 г. Право на применение отношения заработков 1, 7 возникло в связи с изменением законодательства, и реализация права, при изменении закона, носит без заявительный порядок в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N213.
Полагает ссылки судов первой и апелляционной инстанций на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда по делу N 33-1146/2021 от 14 апреля 2021 г, которым Костюкову С.А. отказано в перерасчете пенсии с 1 января 2010 г. незаконным, так как указанное апелляционное определение не имеет преюдициальное значения для разрешения настоящего спора. Суд апелляционной инстанции 14 апреля 2021 г. рассматривал право истца на перерасчет размера пенсии с отношением заработных плат 1, 7 с 1 января 2010 г. с учетом архивных справок, предоставленных Пенсионному фонду 23 декабря 2019 г. В настоящем случае следует исполнить не перерасчет, а автоматический пересчет размера пенсии при валоризации с 1 января 2010 г. на основании совершенно другой, учтенной справки N271, предоставленной в соответствии со статьей 19 Федерального закона N173-ФЗ для назначения пенсии 6 марта 2008 г.
По мнению истца, перерасчет размера пенсии с даты ее назначения 6 марта 2008 г. с конвертацией по специальному стажу обусловлен правом на такую оценку пенсионных прав заработанных до 2002 г. Весь дальнейший порядок определения размера пенсии подлежит пересчету по тому основанию, что размер пенсии изначально был определен в невыгодном для истца варианте, по общему стажу, а не по специальному стажу в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ.
Ответчик - представитель ОСФР по Астраханской области, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебное извещение вручено адресату.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Костюков С.А. с 6 марта 2008 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной ему по достижении возраста 52 лет в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Продолжительность страхового стажа истца на дату назначения досрочной трудовой пенсии, установленная по материалам пенсионного дела (л. д. 81-82), составила 28 лет 1 месяц 21 день, специальный стаж - 14 лет 1 месяц 9 дней, который определен в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях за работу по Списку N 2 - 7 лет 1 месяц 7 дней и в полевых условиях по подпункту 6 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях- 7 лет 2 дня).
Стаж за работу в районах Крайнего Севера на основании пункта 2 статьи 28.1 Закона о трудовых пенсиях на дату назначения досрочной трудовой пенсии установлен у Костюкова С.А. в размере 16 лет 6 месяцев 23 дня.
23 декабря 2019 г. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом заработной платы за период с 1 ноября 1987 г. по 31 октября 1992 г. (л. д. 88).
Распоряжением УПФР в Ленинском районе г. Астрахани Астраханской области Костюкову С.А. произведен перерасчет размера страховой пенсии с 1 января 2020 г. (л. д. 87) с учетом специального стажа из сниженных стажевых требований, так как данный вариант расчета является для истца наиболее выгодным, исходя из повышенного размера отношения среднего заработка застрахованного лица и средней заработной платы в стране (от 1, 4 до 1, 9), установленного для мужчин, достигших 55 лет, имеющих по состоянию на 1 января 2002 г. трудовой стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при наличии страхового стажа 25 лет.
При перерасчете пенсии истцу учтен заработок согласно архивных справок о заработной плате N С-2685 и N С-2686 от 1 ноября 2019 г, выданных Отделом по делам архивов (муниципальный архив) МО Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа за период с января 1985 г. по декабрь 1992 г. и архивной справки о переименовании N С-2789 от 1 ноября 2019 г, выданной Отделом по делам архивов (муниципальный архив) МО Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, за период с 1 ноября 1987 г. по 31 декабря 1992 г. Отношение заработной платы к средней заработной плате по стране за указанный период составило 5.399, учитывается в размере 1.7.
Обращаясь с настоящим иском,. указал, что имеет право на конвертацию пенсионных прав с даты назначения досрочной страховой пенсии (6 марта 2008 года), поскольку его страховой стаж на 1 января 2002 года в льготном исчислении за работу в РКС составляет более 25 лет, а так как дополнительных документов в пенсионный орган он не предоставлял, то перерасчет размера пенсии необходимо произвести по ранее предоставленным и учтенным документам пенсионного дела на дату назначения пенсии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Костюкова С.А. о признании решения пенсионного органа незаконным и его отмене, перерасчете размера пенсии с даты назначения 6 марта 2008 г, суд первой инстанции исходил из несоблюдения истцом условий для конвертации пенсионных прав с использованием стажа на определенных видах работ, установленных положениями пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку на дату назначения досрочной трудовой пенсии (6 марта 2008 г.) Костюков С.А. не достиг возраста 55 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (далее Закон о трудовых пенсиях) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Право на трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона о трудовых пенсиях имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Закона о трудовых пенсиях лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 -18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Правовым основанием для назначения досрочной трудовой пенсии Костюкову С.А. с 6 марта 2008 г. послужило двойное снижение пенсионного возраста при наличии одновременно работы в особых условиях труда и в районах Крайнего Севера, что предусмотрено частью 2 статьи 28.1 Закона о трудовых пенсиях.
Установлено, что после назначения пенсии истец осуществлял трудовую деятельность и ему в соответствии с положениями пенсионного законодательства, действующего в эти периоды, ежегодно производились перерасчеты пенсии из страховых взносов, начисленных работодателем.
В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий, в том числе по старости, с даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. с 1 января 2002 г, законодатель в статье 30 данного Федерального закона установилдля застрахованных лиц преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии. Для лиц, пенсия которым была назначена до указанной даты, перерасчет размеров трудовых пенсий, установленных по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", может осуществляться по правилам, предусмотренным пунктами 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в пункте 2 данной статьи закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г, что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
На основании пункта 9 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях).
Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").
На основании изложенного, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии.
Исходя из требований приведенных норм пенсионного законодательства конвертация пенсионных прав с использованием стажа на определенных видах работ возникает при соблюдении на 1 января 2002 г. определенных условий, к которым относятся наличие специального стажа на определенных видах работ, необходимого для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, страхового стажа не менее 25 лет для мужчин, а также достижение определенного возраста (55 лет для мужчин в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях), дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на 6 марта 2008 г. - дату назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости, Костюков С.А. не достиг возраста 55 лет и его страховой стаж на 1 января 2002 г, исчисляемый в календарном порядке, составил 21 год 11 месяцев 20 дней.
Суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для конвертации пенсионных прав истцу с использованием стажа на определенных видах работ на дату назначения досрочной страховой пенсии, поскольку условия, необходимые для определения права на конвертацию по специальному стажу, Костюковым С.А. не соблюдены.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что им выработан стаж на соответствующих видах работ до 1 января 2002 г, в том числе и необходимый трудовой стаж не менее 25 лет до 2002 г, с учетом работы в РКС, исчисляемого в льготном порядке, противоречат пунктам 9 и 10 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, в которых отсутствует указание на льготное исчисление общего трудового стажа, в том числе и с учетом работы в РКС.
Ссылка истца в кассационной жалобе на подпункт 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 повторяет доводы апелляционной жалобы истца, проверена судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонена ввиду отсутствия у Костюкова С.А. страхового стажа на 1 января 2002 г. в размере 25 лет, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что указанный пункт постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 не разъясняет вопросы конвертации пенсионных прав граждан, которым назначена досрочная страховая пенсия за работу в РКС на основании статей 28 и 28.1 Закона о трудовых пенсиях.
Также к спорным правоотношениям не применимы и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре судебной практики от 27 сентября 2006 г. (пункт 20), в силу следующего.
В соответствии с пунктом 20 указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" связывает преобразование пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г, со стажем (общим или на соответствующих видах работ) и не связывает с возрастом лиц, пенсионные права которых подлежат оценке. Поэтому лица, указанные в пункте 1 статьи 27 и подпунктов 7 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым пенсия назначалась со снижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости досрочно, с применением статьи 28.1 названного Федерального закона, имеют право на преобразование их пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ.
Установлено, что Костюкову С.А. в 52 года назначена пенсия с 6 марта 2008 г. по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях с применением двойного снижения возраста по статье 28.1 данного Закона.
Согласно пункту 5 статьи 30 в редакции Закона о трудовых пенсиях от 1 декабря 2007 г. конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 настоящего закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В конкретном случае, Костюкову С.А. досрочная пенсия назначена по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях. Минимальный возраст, необходимый мужчинам для выхода на данный вид пенсии предусматривается 55 лет.
Таким образом, на дату назначения досрочной трудовой пенсии (6 марта 2008 г.) Костюков С.А. не достиг возраста 55 лет, в связи с чем право на конвертацию пенсионных прав с использованием стажа на определенных видах работ на дату назначения отсутствовало.
Изменения в Закон о трудовых пенсиях, исходя из заявленных Костюковым А.С. требований, внесены в статью 30 Федеральным законом N 213 от 24 июля 2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и пункт 5 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях указан как пункт 9 в следующей редакции: конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Данные изменения вступили в законную силу только с 1 января 2010 г, которые расширили круг лиц по возрасту, имеющих право на соответствующий перерасчет пенсии в сторону увеличения, но не отменили заявительный порядок обращения за ним.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно указал, что разъяснения Верховного суда Российской Федерации, утвержденные Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г. к спорной ситуации не могут быть применены, поскольку изменения, которые дают право выбора истцу произвести конвертацию пенсионных прав из наиболее выгодного варианта заменив общий трудовой стаж (имеющийся и полный) на стаж на соответствующих видах работ (имеющийся и полный) вступили в силу только с 1 октября 2010 г. и внесены данные изменения Федеральным законом N 213 от 24 июля 2009 г.
С 1 января 2020 г. на основании заявления Костюкова С.А. от 23 декабря 2019 г. ему произведен перерасчет размера пенсии с учетом заработной платы за период с 1 ноября 1987 г. по 31 октября 1992 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что при установлении факта неправомерности действий пенсионного органа относительно оценки пенсионных прав по представленным и учтенным для назначения пенсии документам, правило о заявительном характере правоотношений, связанных с перерасчетом пенсии не применяется, являются несостоятельными, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 г. в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 г, гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 37 Закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации в соответствии со статьями 30-30.2 Закона о трудовых пенсиях (в редакции настоящего Федерального закона) производится с 1 января 2010 г. при обращении с документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31 декабря 2010 г. включительно.
Таким образом, законодателем был установлен заявительный порядок перерасчета размеров пенсий в связи с изменениями, внесенными Законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, в том числе и в статью 30 Закона о трудовых пенсиях. Нарушений прав истца при назначении и последующем перерасчёте размера пенсии со стороны пенсионного органа судом не установлено.
Кроме того, вопрос о перерасчете размера пенсии Костюкову С.А. с учетом повышенного отношения заработков с 1 января 2010 г. был предметом рассмотрения судебных инстанций по его иску к УПФР в Ленинском районе г. Астрахани о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы, произвести перерасчет пенсии, взыскании недоплаченной пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 апреля 2021 г. Костюкову С.А. отказано в перерасчете размера пенсии с 1 января 2010 г. с применением повышенного отношения заработков при исчислении размера пенсии в связи с отсутствием для этого законных оснований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда обшей юрисдикции от 5 октября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 апреля 2021 г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба Костюкова С.А. - без удовлетворения.
Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета в связи с тем, что 6 марта 2008 г. истцу была назначена пенсия с применением двойного снижения пенсионного возраста. На основании представленных документов истец приобретает право на исчисление расчетного размера пенсии с применением повышенного отношения заработков в размере 1, 7 с учетом исчисления общего трудового стажа по ранее действующим нормам.
Также указано, что на момент назначения пенсии истец не достиг 55 лет. На 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в котором установлены районные коэффициенты к заработной плате, не проживал. В период с 1 января по 31 декабря 2010 г. с соответствующим заявлением в пенсионный орган не обращался. Соответственно, основания для применения повышенного отношения заработной платы с 1 января 2010 г. отсутствуют.
Приведенные судебные акты приняты во внимание судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора.
С учетом изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца и перерасчете размера пенсии с даты назначения 6 марта 2008 г, являются обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Костюкова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи А.Р. Сиюхов
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.