Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Живаевой Т.А., действующей на основании доверенности в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее также Министерство), на вступившие в законную силу постановление начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 8 февраля 2023г., решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2023г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 24 июля 2023г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 8 февраля 2023г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2023г. и решением судьи Забайкальского краевого суда от 24 июля 2023г, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Министерства настаивает на отмене постановления судебного пристава-исполнителя и судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 1 августа 2022г. исполнительному производству N Министерством не исполнены содержащиеся в исполнительном документе, выданном 31 мая 2022г. согласно решению Центрального районного суда г. Читы от 24 февраля 2022г. по гражданскому делу N 2-1733/2022, требования о предоставлении жилого помещения ФИО4 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный для добровольного исполнения.
9 августа 2022г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения - до 9 ноября 2022г, которое поступило в адрес Министерства 10 августа 2022г. и не было исполнено к установленному сроку.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, им дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Министерства квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что Министерство имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы поданной в кассационный суд общей юрисдикции жалобы заявителя аналогичны доводам жалоб на постановление должностного лица, рассмотренных районным и краевым судами, не свидетельствуют о невиновности Министерства.
Так, согласно п. 12.8.4 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016г. N 502 (далее - Положение о Министерстве труда), Министерство принимает решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы жалобы о том, что осуществление указанных полномочий Министерства зависит от других исполнительных органов власти субъекта, в частности, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта и Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, которые обязаны формировать специализированный жилищный фонд, и что у Министерства нет механизма влияния на исполнение указанными органами исполнительной власти возложенных на них функций и обязанностей; в частности, Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013г. N 22, не предусматривает такой механизм, несостоятельны ввиду следующего.
Из п. 3 Положения о Министерстве труда следует, что Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в пределах своих полномочий.
Указанная норма Положения о Министерстве предоставляет неограниченные полномочия Министерству в части механизма такого взаимодействия, в том числе путем доведения до компетентных органов власти субъекта сведений об отсутствии эффективного взаимодействия органов исполнительной власти по вопросу обеспечения жильем нуждающихся лиц, требований (предложений) о разрешения проблем ведомственного взаимодействия в вопросе обеспечения жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Из материалов дела не следует и в жалобе не приведены сведения, свидетельствующие о принятии Министерством всех возможных мер для осуществления своих полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным и краевым судами с соблюдением требований ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана оценка.
Порядок и срок привлечения Министерства к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Министерству в пределах санкции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 8 февраля 2023г, решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2023г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 24 июля 2023г. оставить без изменений, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края виновно в неисполнении требований исполнительного документа о предоставлении жилого помещения детям-сиротам, что повлекло административное наказание в виде штрафа. Доводы о невозможности исполнения обязательств были признаны несостоятельными, так как Министерство не предприняло всех необходимых мер для выполнения своих обязанностей.