Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Администрации г. Омска, поданную 8 мая 2024 г, на определение Центрального районного суда г. Омска от 17 октября 2023 г. о прекращении производства по делу (в части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 8 февраля 2024 г, кассационную жалобу Администрации г. Омска, поданную 8 мая 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 февраля 2024 г, по административному делу N 2а-3231/2023 по административному исковому заявлению Администрации города Омска о признании акта проверки и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области) незаконным.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя администрации г. Омска Ермолаевой Е.В, поддержавшей доводы кассационных жалоб, представителя ГУ МЧС России по Омской области Шатохина А.Ю, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Администрация города Омска (далее также Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований о признании незаконным акта ГУ МЧС России по Омской области от 13.04.2023 N 3 в части: пунктов N 1, 2, 5, 7-11, 13, 15-18, 20-48, 51-53, 57, 59, 62, 64, 73, 75-77, 79, 80, 83, 84, 87, 90, 93, 95-97, 99, 100, 103, 105-107, 112-119, 125, 128, 130, 132, 134-138, 140-147 приложения N 1 "Перечень земельных участков г. Омска. На которых не произведены уборка мусора, сухой травянистой растительности, покос травы" к пункту 1 акта проверки;
пунктов 1-5, 7, 9-23 приложения N 2 "Перечень земельных участков г. Омска на которых допускается устройство свалок горючих отходов" к пункту 2 акта;
пункта 3 акта проверки;
приложение N 3 "Перечень участков городского округа г. Омска на которых не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения" к пункту 4 акта;
о признании незаконным предписания ГУ МЧС России по Омской области от 13.04.2023 N 3/1 в части: пункту 1 (в части пунктов N 1, 2, 5, 7-11, 13, 15-18, 20-48, 51-53, 57, 59, 62, 64, 73, 75-77, 79, 80, 83, 84, 87, 90, 93, 95- 97, 99, 100, 103, 105-107, 112-119, 125, 128, 130, 132, 134-138, 140-147 приложения N 1 к акту проверки); пункта 2 (в части пунктов 1-5, 7, 9-23 приложения N 2 к акту проверки); пункта 3; пункта 4 (в части приложения N 3 к акту проверки).
В обоснование требований указано, что на основании распоряжения ГУ МЧС России по Омской области от 04.04.2023 N 3 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении Администрации г. Омска была проведена внеплановая проверка, по результатам которой ГУ МЧС России по Омской области составлен акт проверки от 13.04.2023 N 3 и вынесено предписание ГУ МЧС России по Омской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 13.04.2023 N 3/1, которым на Администрацию г. Омска возложена обязанность устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, установлены сроки.
В удовлетворении жалобы Администрации г. Омска, поданной в ГУ МЧС России по Омской области на указанные акт проверки и предписание, мотивированным решением Главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от 11.05.2023 отказано, результаты проверки оставлены без изменения.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 17.10.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Омского областного суда от 08.02.2024, прекращено производство по делу в части требований о признании незаконным акта проверки Главного управления МЧС России по Омской области от 13.04.2023 N 3.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 17.10.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28.02.2024, административные требования удовлетворены частично, признано незаконным предписание ГУ МЧС России по Омской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 13.04.2023 N 3/1 в части пункта N 1 пунктов NN 9, 10, 15, 18, 27, 29, 37, 51, 59, 128, 136-138, 140-143 приложения N 1 к акту проверки от 13.04.2023 N 3 в части пунктов NN 15, 17 приложения N 2 к акту проверки от 13.04.2023 N 3, в части установленного срока исполнения пункта N 4 пунктов NN 1-9, 11, 13, 16, 24-36, 38, 40 приложения к N 3 к акту проверки от 13.04.2023 N 3, установлен срок исполнения в соответствии с решением Центрального районного суда г. Омска от 29.03.2023 по гражданскому делу N 2-253/2023 в срок до 31.12.2025, в части установленного срока исполнения пункта N 4 приложения к N 3 к акту проверки от 13.04.2023 N 3, установлен срок исполнения в соответствии с решением Центрального районного суда г. Омска от 16.08.2017 по делу N 2-2857/2017 и определением Центрального районного суда г. Омска от Центрального районного суда г. Омска от 07.07.2022. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Омска ставит вопрос об отмене определения и апелляционного определения о прекращении производства по делу.
Указывают, что Администрацией г. Омска был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Предписание от 13.04.2023 N 3/1 выдано на основании акта внеплановой проверки от 13.04.2023 N 3, подготовленного с грубым нарушением требований законодательства при отсутствии оснований для проведения проверки. Настаивают, что акт проверки может являться предметом проверки в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В кассационной жалобе Администрация г. Омска ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований, настаивают на удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы, ссылаясь на незаконность, необоснованность судебных актов, указывают, что рассматривая заявленные требования, суды не учли представленные акты выполненных работ за октябрь-ноябрь 2022 года, в том числе по исполнению пунктов предписания ГУ МСЧС России по Омской области от 06.10.2022 N 10/1/1. Кроме того, полагают, дана неправильная оценка доводам ответчика в части земельных участков, в отношении которых необходимо произвести уборку мусора, сухой травянистой растительности, покос травы, указанных в пункте 1 Предписания от 13.04.2023 N 3/1, приложении N 1 к Акту проверки от 13.04.2023 N 3 (147 земельных участков), поскольку администраций г..Омска представлялись доказательства (акты выполненных работ) об исполнении работ по покосу сухой травянистой растительности на протяжении 2022-2023 годов на спорных земельных участках, уборки несанкционированных свалок горючих отходов на земельных участках, на лесных участках, в том числе, путем установления запрещающих знаков, оборудованию противопожарных минерализованных полос (путем отпашки), которые были исполнены, в том числе ранее в рамках предписания от 06.10.2022 N 10/1/1. Настаивают, что на органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности, выводы судов об обратном противоречат законодательству. Кроме того, указывают, что для нужд пожаротушения на территории города Омска на сетях городского хозяйственно-питьевого водопровода установлено 3 408 пожарных гидрантов, обслуживаемых акционерным обществом "ОмскВодоканал".
Обязанность по обеспечению объектов противопожарной защиты источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров лежит как на органах местного самоуправления, так и на организациях и предприятиях; при этом наличие у органов местного самоуправления полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности не освобождает организации, указанные в части 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", от обязанности по выполнению требований пожарной безопасности. Указывают, что не приняты во внимание при рассмотрении дела ранее вынесенные судебные акты относительно пунктов 1-7, 10, 11, 23-36, 38, 40 Приложения N 3 к акту проверки, согласно которым судом установлен срок для исполнения 31.12.2025. Суд апелляционной инстанции, установив, ошибочность включения в оспариваемом приложении N 3 пункта 37, к акту проверки от 13.04.2023 N 3, необоснованно не исключил его из приложения N 3. Настаивают, что орган местного самоуправления не несет обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности на участках, занятых СНТ. Указывают, что предписание должно быть исполнимо и однозначно в толковании. Судом не дана оценка позиции МЧС по отношению к какой территории подлежит исполнению обязанность по обеспечению водоснабжением. Судом необоснованно отказано также в признании незаконным предписания в части пунктов, по которым имеется признание ответчиком, а также необоснованно прекращено производство по делу в части оспаривания акта проверки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части.
Судами установлено и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору Клецова А.Ю. от 04.04.2023 N 3 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении Администрации г. Омска государственным инспектором Омской области по пожарному надзору Красноусовым А.Б. в период с 07.04.2023 по 13.04.2023 проведена внеплановая проверка по контролю соблюдения органом местного самоуправления требований пожарной безопасности (реализации полномочий в области пожарной безопасности).
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного надзора органа местного самоуправления от 13.04.2023 N 3 (далее также - акт проверки N 3), о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, а именно:
пункт 1 - на территории общего пользования г. Омска, правообладателем которой является Администрация г. Омска, имеются земельные участки на которых не произведены уборка мусора, сухой травянистой растительности, покос травы (Перечень земельных участков с кадастровыми номерами представлен в приложении N 1);
пункта 2 - на территории общего пользования г. Омска, правообладателем которой является Администрация г. Омска, имеются земельные участки на которых допускается устройство свалок горючих отходов (перечень земельных участков с кадастровыми номерами представлен в приложении N 2);
пункт 3 - на территории городского округа г. Омска не созданы (не обновлены) вокруг города Омска противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м. (фактически созданная минерализованная полоса частично не соответствует требованиям;
пункт 4 - администраций г. Омска для целей пожаротушения не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения на территории городского округа вокруг города (перечень участков представлен в приложении N 3);
По результатам проведенной внеплановой проверки государственным инспектором Омской области по пожарному надзору Красноусовым А.Б. администрации г. Омска вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 3/1 от 13.04.2023 (далее также - Предписание N 3/1), в соответствии с которым необходимо устранить следующие нарушения, выявленные в ходе проверки, а именно:
- пункт 1 - на земельных участках, расположенных на территории общего пользования, правообладателем которых является Администрация города Омска произвести уборку мусора, сухой травянистой растительности, покос травы (перечень земельных участков с кадастровыми номерами представлен в приложении N 1 к акту проверки от 13.04.2023 N 3) - срок исполнения 15.05.2023;
- пункт 2 - с земельных участков города Омска, расположенных на территории общего пользования, правообладателем которых является Администрация города Омска убрать свалки горючих отходов (перечень земельных участков с кадастровыми номерами представлен в приложении N 2 к акту проверки от 13.04.2023 N 3) - срок исполнения 15.05.2023;
- пункт 3 - создать (обновить) на территории городского округа города Омска вокруг города Омска, противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (фактически созданная минерализованная полоса частично не соответствует требованиям) - срок исполнения 15.05.2023;
- пункт 4 - создать источники наружного противопожарного водоснабжения на территории городского округа города Омска (перечень участков представлен в приложении N 3 к акту проверки от 13 апреля 2023 года N 3) - срок исполнения 01.04.2024.
Предписание получено контролируемым лицом 13.04.2023.
24.04.2023 на акт проверки N 3 и предписание N 3/1 подана жалоба руководителю надзорного органа.
По результатам рассмотрения жалобы 11.05.2023 главным государственным инспектором Омской области по пожарному надзору принято мотивированное решение, которым в удовлетворении требований по жалобе отказано, результаты проверки оставлены без изменения.
Полагая незаконными акт проверки N 3 и предписание N 3/1, администрация г. Омска обратилась в суд.
Прекращая производство по делу в части требований о признании незаконным акта проверки N 3, суды указали, что оспариваемый акт проверки не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей, не устанавливает (изменяет, прекращает) его права и обязанности, а носит исключительно информационный характер о результатах проверки, в связи с чем, не является решением, действием (бездействием) ГУ МЧС России по Омской области и его должностных лиц, поэтому его законность не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 22 КАС РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание N 3/1 вынесено государственным органом в пределах предоставленных полномочий, внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Администрации г. Омска проведена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, выявленные нарушения объективно подтверждены, основания для внесения предписания об устранении выявленных нарушений имелись. Вместе с тем, установив что в перечни, являющиеся приложениям к акту проверки, были включены земельные участки, находящиеся в собственности иных лиц, или переданные в аренду, суды пришли к выводу о незаконности предписания в соответствующей части.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и в соответствующей обжалованной части (в части отказа в удовлетворении требований) по доводам, изложенным в кассационных жалобах, не имеется.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима)
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В силу пункта 69 Правил противопожарного режима на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Пунктом 70 Правил противопожарного режима установлено: в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра или иным противопожарным барьером.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2 статьи 62 Технического регламента).
Требования Технического регламента в силу части 2 статьи 1 указанного Федерального закона обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Неисполнение Администрацией г. Омска указанных требований при исполнении полномочий по вопросам местного значения по обеспечению противопожарного режима, выявленных в ходе проведения внеплановой проверки, обосновано явилось основанием для выдачи предписания N 3/1, нарушений требований материального права при оценке его законности судами не допущено. Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушений, явившихся основанием для выдачи предписания, а также о выполнении необходимых мероприятий основаны на иной оценке представленных доказательств, выводов судов не опровергают. Сведения, представленные административным ответчиком о наличии выявленных нарушений, в ходе рассмотрения дела не опровергнуты, на что обоснованно указано судами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти.
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются, в том числе, соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
"Положением о федеральном государственном пожарном надзоре" утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 12 Положения государственные инспекторы городов по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности: проводить контрольные (надзорные) мероприятия; принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пунктах 12 - 16 настоящего Положения (пункт 17).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть, требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; поручение Президента Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
Требования к решению о проведении контрольного (надзорного)_ мероприятия установлены статьей 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт) (часть 2 статьи 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Основания для признания решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, установлены статьей 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", к которым отнесены поименованные в части 2 указанной статьи грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таких нарушений при проведении оспариваемой проверки, оформления ее результатов и выдаче предписания из материалов административного дела не следует, судами не установлено.
Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору Клецова А.Ю. от 28.03.2023 N 1 принято решение о проведении проверки в отношении Администрации г. Омска с целью исполнения указания заместителя Министра МЧС России - главного государственного инспектора России Федерации от 22.02.2023 N 2-АМ-41 в соответствии с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в противопаводковый период а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий от 08.02.2023, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 N Пр-267.
Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору Клецова А.Ю. от 04.04.2023 N 3 принято решение о проведении проверки в отношении Администрации г. Омска с цель исполнения требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия прокуратуры Омской области от 28.02.2023.
Нарушений требований Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", устанавливающих особенности проведения внеплановых проверок административным ответчиком не допущено, судами не установлено.
В обоснование незаконности акта проверки N 3 при обращении в суд и в ходе рассмотрения дела административным истцом было указано на нарушение требований к проведению проверки в связи с отсутствием основания для проведения внеплановой проверки, иных оснований для признания акта проверки незаконным не указано, принимая во внимание, что обстоятельства, связанные с процедурой проведения проверки, ее оснований и оформления ее результатов судами были установлены и получили правовую оценку, оснований для отмены определения и апелляционного определения, которыми производство по делу в части требований о признании незаконным акта проверки N 3 не имеется. Формальный пересмотр судебных актов, правильных по существу, не отвечает целям судебной защиты.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным заявителем в ходе рассмотрения административного дела, были подробно исследованы судами, им дана надлежащая правовая оценка с мотивированным изложением причин отклонения. Нарушений норм материального права при разрешении требований, вопреки доводам кассационной жалобы, судами не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалованной части, кассационные жалобы администрации г. Омска удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Центрального районного суда г. Омска от 17 октября 2023 г. о прекращении производства (в части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 8 февраля 2024 г, а также решение Центрального районного суда г. Омска от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 февраля 2024 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Омска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке предусмотренные положениями статей 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 3 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.