Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Осетрова Д.А. (далее - Осетров Д.А.), действующего в интересах Усманова Ш.А., на вступившие в законную силу постановление судьи Домодедовского городского суда Московской области от 2 августа 2023 г. и решение судьи Московского областного суда от 10 октября 2023 г., вынесенные в отношении Усманова Ш.А. (далее - Усманов Ш.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Домодедовского городского суда Московской области от 2 августа 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 10 октября 2023 г, Усманов Ш.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Осетров Д.А, действуя в интересах Усманова Ш.А, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Усманова Ш.А. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии с частью 2 статьи 18.10 названного Кодекса нарушение, предусмотренное частью 1 указанной статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (пункт 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент (пункт 16 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проверочных мероприятий 31 июля 2023 г. в 12 часов 00 минут по адресу: Московская область, город Домодедово, село Ям, ЖК "Прибрежный парк", третья очередь строительства Урбан - блок 6, корпус 6.1 и корпус 6.2, уполномоченным должностным лицом выявлен гражданин Республики Узбекистан Усманов Ш.А, который осуществлял трудовую деятельность в качестве отделочника по монтажу утеплителя, не имея разрешения либо патента на осуществление трудовой деятельности с территорией действия по Московской области, чем нарушены положения статьи 13, 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: рапортом УУП УМВД России по городскому округу Домодедово Московской области от 31 июля 2023 г. (л.д. 1); протоколом об административном правонарушении от 31 июля 2023 г. (л.д. 2); письменными объяснениями Усманова Ш.А. от 31 июля 2023 г. (л.д. 3, 4); протоколом осмотра от 31 июля 2023 г. с фототаблицей (л.д. 8-10); справкой ОВМ УМВД России по городскому округу Домодедово Московской области от 31 июля 2023 г. (л.д. 11); сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ от 31 июля 2023 г. (л.д. 12-14), и иными материалами дела, которые оценены в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, действия Усманова Ш.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, непосредственно выявившими факт совершения правонарушения в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, предыдущие судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности Усманова Ш.А. в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, перечисленные в части 2 указанной статьи. Процессуальные права, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 названного Кодекса, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, в том числе, право пользоваться помощью переводчика, до Усманова Ш.А. доведены, ему предоставлена возможность дать объяснения относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения, копия протокола вручена. При этом ходатайства о необходимости участия переводчика в производстве по делу об административном правонарушении Усмановым Ш.А. заявлены не были.
Допущенные при составлении данного процессуального документа, рапорта сотрудника полиции и письменных объяснений описки в одной букве отчества лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении (Аллёрович вместо Аллаерович), не повлекло неверное установление личности указанного лица и не повлияло на подлежащие доказыванию обстоятельства.
Ссылка в жалобе на неверное единичное указание судьей городского суда одной цифры в номере паспорта лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не является основанием к отмене постановления судьи, поскольку очевидно является технической опиской, которая может быть устранена судьей, вынесшим названный акт, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя в жалобе о недопустимости протокола осмотра несостоятелен. Данный довод заявителя, как и довод о необходимости проведения осмотра в соответствии с положениями статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сводятся по существу к субъективной оценке доказательств, представленных в материалы дела.
Принимая во внимание, что собранные по делу доказательства, в том числе протокол осмотра и приложенный к нему фотоматериал, содержат сведения, согласующиеся между собой, логически дополняющие друг друга, то оснований не согласиться с их оценкой как относимых, допустимых и достоверных, в своей совокупности достаточных для установления виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, постановление судьи городского суда и решение судьи областного суда отвечают требованиям, установленным статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в них содержатся сведения, предусмотренные данной нормой.
Утверждение заявителя в жалобе о получении Усмановым Ш.А. копии постановления по делу об административном правонарушении непосредственно после разъяснения ему прав и обязанностей, материалами дела не подтверждается. Наличие соответствующих строк на одном листе (бланке) не является этому однозначным свидетельством.
Доводы жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в действиях Усманова Ш.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Постановление о привлечении Усманова Ш.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок его привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса, является обоснованным и соразмерным.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Домодедовского городского суда Московской области от 2 августа 2023 г. и решение судьи Московского областного суда от 10 октября 2023 г, вынесенные в отношении Усманова Ш.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Осетрова Д.А, действующего в интересах Усманова Ш.А, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал виновным иностранного гражданина в осуществлении трудовой деятельности без разрешения, что нарушает нормы законодательства о правовом положении иностранных граждан. Судебные акты предыдущих инстанций, наложившие штраф и административное выдворение, оставлены без изменения, так как доводы жалобы не подтвердили незаконность решений.