Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Хаметовой А.В, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1048/2024 по апелляционной жалобе ФИО9 на решение Московского городского суда от 27 февраля 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО10 о признании недействующим пункта N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Перепелкина И.А, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Новиковой В.И, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 2 поименовано Перечнем нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень) и изложено в новой редакции. Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 N 2564-ПП Перечень объектов был изложен в новой редакции, действовавшей с 1 января 2023 года. Указанное постановление размещено на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 23 ноября 2022 года, и опубликовано 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы" N 67, том 1.
Под пунктом N в Перечень на 2023 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, расположенное по адресу "адрес"
ФИО11, являющийся собственником указанного нежилого помещения, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, указав в обоснование своих требований, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из его кадастровой стоимости. Оспариваемая норма противоречит действующему законодательству и нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество физических лиц.
Решением Московского городского суда от 27 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО12 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО13 просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные административные исковые требования. Указывает на то, что акты обследования N от 23 сентября 2020 года, N от 3 августа 2021 года неверно приняты в качестве оснований для включения объекта недвижимости в Перечень на 2023 года, поскольку они составлены в отношении иного объекта, им уже была дана правовая оценка при вынесении вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 16 марта 2023 года по административному делу N об оспаривании включения нежилого помещения в Перечни на 2021, 2022 годы. Дополнительно акты обследования по включению объекта недвижимости в Перечень на 2023 год не составлялись, фактическое использование помещения не устанавливалось. Фактически в 2023 году административный истец не использовал спорное помещение более чем на 20% от общей площади в коммерческих целях, что подтверждается представленными в материалы дела договором аренды, справкой о фактическом использовании. В основу решения суда необоснованно положены cведения сети Интернет, которые не представляется возможным оценить на предмет их достоверности. Акт N от 10 апреля 2023 года подтверждает размещение в помещении винного магазина, который занимал менее 20 % его площади, а акт N от 7 февраля 2024 года отражает обстоятельства за пределами спорного периода.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив оспариваемые положения на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о том, что включение помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год не противоречит действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 15, 406 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 64 "О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами, а именно, общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. м, и не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО14 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, расположенного в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв. м, по адресу: "адрес" (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13 октября 2022 года, от 1 декабря 2023 года N).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости площадь расположенных в жилом доме нежилых помещений составляет "данные изъяты" кв. м кв. м (сообщение ППК "Роскадастр" от 8 декабря 2023 года N). Техническая инвентаризация здания в полном объеме не проводилась (сообщение ГБУ МосгорРБТИ от 20 декабря 2023 года N).
Согласно материалам дела нежилое помещение включено в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, исходя из его фактического использования.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения установлен постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.4, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций (пункт 2.4).
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Согласно материалам дела, объяснениям лиц, участвующих в деле, основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемый Перечень явился акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости в городе Москве от 3 августа 2021 года N, согласно выводам которого 100 % площади помещения используется для размещения объекта общественного питания (327 кв. м).
Оценив содержание указанного акта, составленного с доступом в помещение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что им подтверждается использование помещения под размещение объекта общественного питания.
Вместе с тем судом не было учтено, что в названном акте зафиксированы недостоверные сведения о характере использования помещения с кадастровым номером N, поскольку согласно содержанию акта (раздел 2), а также фототаблице обследование проводилось в ином нежилом помещении, расположенном в том же многоквартирном доме, в котором зафиксировано размещение кафе "BREWDOG".
Названные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 16 марта 2023 года (дело N), которым рассмотрены требования административного истца об оспаривании Перечней на 2021, 2022 годы в части включения в него спорного помещения, и не подлежат переоценке в рамках настоящего дела.
Оценив указанный акт на соответствие Порядку определения вида фактического использования, суд в ранее вынесенном решении установил, что им достоверно не подтверждается использование более 20 % площади в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при вынесении указанного решения судом было установлено, что согласно договору аренды нежилого помещения от 1 апреля 2018 года с учетом дополнительных соглашений, действующих в 2021-2022 годах, в аренду ООО "Винные игры" сдавалось "данные изъяты" кв. м помещения, что составляет 18 % площади помещения и недостаточно для включения объекта в Перечни.
Из представленного в материалы настоящего дела договора аренды от 1 апреля 2018 года усматривается, что первоначально ООО "Винные игры" были переданы помещения площадью "данные изъяты" кв. м (20 %). На основании дополнительного соглашения N от 14 апреля 2018 года площадь переданных в аренду помещений была снижена до "данные изъяты" кв. м (18 %), а на основании дополнительного соглашения N от 31 марта 2021 года, действующего на начало спорного налогового периода, площадь переданных в аренду помещений была увеличена до "данные изъяты" кв. м, что составляет 19, 8 % общей площади помещения.
Проанализировав содержание указанных договора и соглашений, суд пришел к выводу о том, что их содержание не отражает фактически переданную арендатору площадь, поскольку не учитывает помещение "данные изъяты" кв. м, первоначально переданную арендатору по договору и используемую согласно акту N от 7 февраля 2024 года для целей приема пищи.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, поскольку договор аренды, а также дополнительные соглашения N от 14 апреля 2018 года, N от 31 марта 2021 года, N от 31 августа 2023 года прошли государственную регистрацию, сведения о них, включая площадь переданных в аренду помещений, внесены в ЕГРН, доказательств, опровергающих указанные сведения о площади переданных в аренду помещений, в материалы дела не представлено.
Суждение о том, что помещение площадью 3, 1 кв. м подлежит отнесению к числу используемых под размещение магазина на основании акта N от 7 февраля 2024 года, не соответствует его содержанию, так как согласно разделам 2, 6 акта данное помещение представляет собой комнату приема пищи и инспекторами к числу помещений, используемых для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не отнесено.
При таком положении оснований полагать, что на начало налогового периода 2023 года под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически использовалось более 20 % площади помещения, не имеется.
Данных, указывающих на нахождение в помещении на момент утверждения Перечня на 2023 год или начало налогового периода иных коммерческих объектов по адресу нахождения помещения, в том числе ателье штор, туристического агентства, парикмахерской, в ходе рассмотрения дела установлено не было. Данные организации согласно акту N от 7 февраля 2024 года и представленным в материалы дела договорам аренды осуществляют свою деятельность в помещении с начала 2024 года. Актом N от 10 апреля 2023 года их размещение в помещении не установлено.
Предоставление договоров аренды, действующих в 2023 году, не на всю площадь помещения не может быть истолковано как недоказанность административным истцом обстоятельств, положенных в основу его административного иска, поскольку бремя доказывания обоснованности включения объекта недвижимости в Перечень лежит на административном ответчике.
Сведения сети Интернет о нахождении в многоквартирном доме с 2022 года ателье и кафе сами по себе при отсутствии иных достоверных данных не свидетельствуют об их размещении в спорном нежилом помещении.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на дату утверждения Перечня на 2023 года, а также на начало налогового периода 2023 года в установленном порядке вид фактического использования нежилого помещения установлен не был, следовательно, основания для отнесения его к числу объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отсутствовали.
В качестве доказательств обоснованности включения нежилого помещения в Перечень на 2023 год административный ответчик представил акты Госинспекции по недвижимости N от 10 апреля 2023 года, N от 7 февраля 2024 года, которые составлены после начала налоговых периодов и подлежат учету при формировании Перечней на 2024 и 2025 годы.
Таким образом, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленные административные исковые требования подлежали удовлетворению.
В связи с изложенным решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права, неверном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела. По делу надлежит принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, признании оспариваемого положения недействующим с начала действия соответствующей редакции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 27 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать недействующим пункт N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП с 1 января 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.