Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Головкиной Л.А, судей Пластинина И.В, Вдовиченко С.В, при секретаре Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2024 по апелляционным жалобам Воронова Сергея Геннадьевича, Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, апелляционному представлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, общества с ограниченной ответственностью "Ямал Экология" на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года, которым административный иск Воронова Сергея Геннадьевича о признании недействующим постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2017 года N 719-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе", удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Головкиной Л.А, объяснения административного истца Воронова С.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб административного ответчика, заинтересованного лица и общества с ограниченной ответственностью "Ямал Экология", представителя Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - Демина Д.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражавшего против доводов апелляционной жалобы административного истца и апелляционного представления, представителя заинтересованного лица Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Мурашко Б.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражавшего против доводов апелляционной жалобы административного истца и апелляционного представления, представителя общества с ограниченной ответственностью "Ямал Экология" - Абрамовой Т.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражавшего против доводов апелляционной жалобы административного истца и апелляционного представления, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение подлежит изменению, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2017 года N 719-П (далее - Постановление N 719-П), опубликованным на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа: http://правительство.янао.рф, утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе (Т.1 л.д.10).
В соответствии с Постановлением N 719-П годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов для "Жилых помещений в многоквартирных домах и общежитиях" установлен в размере 366, 35 кг/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); 3, 10 м3/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); плотность 118 кг/м3. Для "Жилых помещений в жилых домах" в размере 422, 89 кг/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); 3, 58 м3/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); плотность 118 кг/м3.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2018 года N 119-П (далее - Постановление N 119-П), опубликованным на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа: http://правительство.янао.рф, 14 февраля 2018 года, внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе (Т.3 л.д.126).
В соответствии с Постановлением N 719-П (в редакции Постановления N 119-П) годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов для "Жилых помещений в многоквартирных домах и общежитиях" установлен в размере 301, 23 кг/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); 2, 41 м3/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); плотность 125 кг/м3. Для "Жилых помещений в жилых домах" в размере 378, 75 кг/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); 3, 03 м3/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); плотность 125 кг/м3.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2019 года N 122-П (далее - Постановление N 122-П), опубликованным на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.yanao.ru, 19 февраля 2019 года, внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года (Т.3 л.д.130).
В соответствии с Постановлением N 719-П (в редакции Постановления N 122-П) годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов для "Жилых помещений в многоквартирных и жилых домах, общежитиях" установлен в размере 301, 23 кг/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); 2, 41 м3/чел.в год (с учетом крупногабаритных отходов); плотность 125 кг/м3.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2019 года N 441-П (далее - Постановление N 441-П), опубликованным на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.yanao.ru, 26 апреля 2019 года, внесены изменения в Постановление N 719-П (Т.3 л.д.131).
В преамбуле Постановления N 719-П (в редакции Постановления N 441-П), слова "Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заменены словами "Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пункт 2 Постановления N 719-П изложен в следующей редакции: "2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере жилищно-коммунального комплекса и обращения с твердыми коммунальными отходами.".
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2021 года N 1258-П внесены изменения в некоторые постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, в том числе в Постановление N 719-П. Пункт 2 Постановления N 719-П признан утратившим силу.
Воронов С.Г. обратился в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования, в котором просил признать недействующим Постановление N 719-П со дня его принятия (Т.3 л.д.127-129).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр и нарушает его права, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном в городе Губкинский, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года административный иск Воронова С.Г. удовлетворен частично. С учетом определения от 4 апреля 2024 года об исправлении описки. Суд признал недействующим с даты вступления в законную силу решения суда Постановление N 719-П в редакции Постановления N 122-П и более поздних редакциях (Т.3 л.д.176-187, Т.4 л.д.128-129).
Административным истцом Вороновым С.Г. на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года подана апелляционная жалоба, в которой административный истец просит решение изменить и признать недействующим Постановление N 719-П с даты его принятия, поскольку признание Постановления N 719-П недействующим с даты вступления решения суда в законную силу не восстановит имущественные права административного истца (Т.3 л.д.209-210).
В апелляционных жалобах Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы административный ответчик и заинтересованное лицо указали, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального права, а также норм процессуального права (Т.3 л.д.200-202, 217-219).
Прокурором, участвующим в деле, подано апелляционное представление и дополнение к апелляционному представлению, в котором прокурор просит изменить решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года, указав, что Постановление N 719-П подлежит признанию недействующим в редакциях Постановления N 119-П, Постановления N 122-П, Постановления N 441-П, Постановления N 1258-П (Т.4 л.д.111-113).
Обществом с ограниченной ответственностью "Ямал-Экология" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии") (далее - ООО "Ямал Экология"), подана апелляционная жалоба, в которой ООО "Ямал Экология", просит решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции поскольку, судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях ООО "Ямал Экология", которое является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, которое не было привлечено к участию в административном деле, при этом оспариваемым решением затрагиваются его права и интересы (Т.4 л.д.1-2).
Вороновым С.Г. представлены возражения на апелляционные жалобы Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (Т.3 л.д.211-212, 233-234).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 24.10).
Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 (действовали на момент принятия Постановления N 719-П, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1390), установлено, что нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2) (далее - Правила, Правила определения нормативов накопления ТКО).
Судом первой инстанции установлено, что Постановление N 719-П, а также нормативные правовые акты, которыми внесены изменения, приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме при соблюдении установленной процедуры для их принятия, опубликованы в установленном порядке. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
Воронов С.Г. с 2 апреля 2012 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский (Т.3 л.д.136), производит оплату коммунальных услуг в соответствии с тарифами, рассчитанными с применением нормативов определенных Постановлением N 719-П, соответственно, с учетом положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Как установлено пунктом 4 Правил определения нормативов накопления ТКО нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Пунктом 7 Правил определения нормативов накопления ТКО установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов накопления ТКО, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В силу пункта 5 статьи 24.11 Федерального закона N 89-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям N 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 18 апреля 2016 года издан приказ N 15-р (далее - Приказ N 15-р) "О порядке предоставления данных для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Т.3 л.д.58-76).
Приказом N 15-р утвержден Порядок предоставления данных для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно приложению к настоящему приказу (пункт 1). В Порядок предоставления данных для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа вносились изменения (Т.3 л.д.70-76, 78-80).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления данных для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяются по категориям объектов в соответствии с Приложениями NN 2, 6 к настоящему Порядку.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из несоответствия норматива принципу экономической обоснованности, учитывая, что при его установлении не осуществлялись предварительные обязательные процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами основано на принципах экономического регулирования.
Правила определения нормативов накопления ТКО устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов накопления ТКО нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 7 - 12 Правил, формулы для расчета нормативов приведены в пунктах 15 - 22 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Пунктами 7, 8 Правил определения нормативов накопления ТКО установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в процентном отношении в зависимости от общей численности населения поселения или городского округа; на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее трех объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов накопления ТКО замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 11 Правил определения нормативов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1390 "О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 1390).
Правилами N 1390, как и Правилами определения нормативов накопления ТКО, предусмотрен дифференцированный подход к категориям потребителей услуги по обращению с отходами, а также видам и (или) группам отходов (групп однородных отходов), в том числе раздельно накопленных отходов, отходов при совместном накоплении (далее - виды отходов).
Разделом II Правил N 1390 определен порядок расчета нормативов методом измерения отходов, который также предусматривает необходимость использовать измерения количества отходов, проведенные в течение 4 сезонов года (зима, весна, лето, осень) на протяжении не менее чем 7 дней подряд в каждом сезоне не менее чем на 5 контейнерных площадках, иных местах накопления отходов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований (групп муниципальных образований, в том числе зон деятельности региональных операторов по обращению с отходами, либо частей муниципальных образований), в отношении которых определяются нормативы накопления.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также Методические рекомендации).
Указанными Методическими рекомендациями замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь (пункт 9); работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет (пункт 15).
Следовательно, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов предусматривает обязательное соблюдение последовательности определенных процедур, которые направлены на установление действительного объема отходов, в том числе процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов, соответствует приведенному правовому регулированию.
Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения указанных процедур, в то время как в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, возложено на административного ответчика.
Согласно акту N 1 от 20 января 2023 года документы (анализ, расчеты, сведения) по формированию нормативов потребления коммунальных услуг; документы (переписка с муниципальными образованиями, паспорта объектов, ведомости замеров твердых коммунальных отходов, расчеты, анализ, сведения) за 2016 год по формированию нормативов накопления твердых коммунальных отходов по 13 муниципальным образованиям (город Губкинский, город Салехард, город Лабытнанги, город Новый Уренгой, город Ноябрьск, город Муравленко, Ямальский район, Красноселькупский район, Шурышкарский район, Пуровский район, Приуральский район, Надымский район, Тазовский район) уничтожены путем сожжения (Т.3 л.д.55-57).
При таком положении следует признать верными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые нормативы, установленны без соблюдения обязательных процедур анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов, не могут быть признаны правомерными и соответствующими принципу экономической обоснованности, и о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Представленные Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Приказ N 15-р (Т.3 л.д.58-76), акт проверки от 7 декабря 2023 года (Т.3 л.д.43-45), ответы на запрос Департамента из 3 муниципальных образований (Т.3 л.д.89-91), пояснительная записка к постановлению (Т.2 л.д.223), заключение на проект постановления (Т.2 л.д.224), расчеты накопления твердых коммунальных отходов (Т.2 л.д.54-89) вопреки доводам апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица, не свидетельствуют о том, что административным ответчиком соблюдена процедура утверждения норматива, ввиду отсутствия в них информации о том, в каком порядке проведены замеры и их результаты.
Отклоняя указанные доводы подателей жалобы, судебная коллегия учитывает тот факт, что согласно ответов глав муниципальных образований (Пуровский район, Приуральский район, город Новый Уренгой, Красноселькупский район, Тазовский район, Ямальский район, Надымский район, Шурышкарский район, город Лабытнанги город Ноябрьск) предоставить ведомости замеров, паспорта объектов не представляется возможным, в связи с истечением пятилетнего срока хранения (Т.3 л.д.92-105, Т.4 л.д.31-36).
Первичная документация, представленная администрацией города Салехард (Т.1 л.д.75-118, Т.2 л.д.37-38), города Муравленко (Т.1 л.д.119-196), города Губкинский (Т.1 л.д.197-250, Т.2 л.д.1-4) не подтверждает факт проведения замеров в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ, Правил определения нормативов накопления ТКО, Методических рекомендаций, по всем выбранным при проведении замеров в 2016 году участкам поселений и городских округов.
При этом факт отсутствия первичной документации по 10 из 13 участкам поселений и городских округов, не оспаривался сторонами по делу, необоснованность принятия решения об уничтожении документов 2016 года, подтверждена в ответе начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2023 года (Т.3 л.д.86).
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемые нормативы не соответствуют принципу экономической обоснованности, поскольку при их установлении в 2017 году не осуществлялись предварительные обязательные процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов, доказательств обратного в нарушение положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду первой и апелляционной инстанции не представлено, при этом установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов предусматривает обязательное соблюдение последовательности определенных процедур, направленных на установление действительного объема отходов, которые в настоящем случае не проводились.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, выраженной в кассационном определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 апреля 2024 года N 88а-7258/2024.
Размер нормативов, установленный Постановлением N 719-П в редакции Постановления N 119-П, также не соответствует указанному выше принципу, поскольку изменения в части размера нормативов накопления ТКО не сопровождались проведением повторных замеров, что не оспаривалось сторонами по делу. Как следует из пояснений административного ответчика основанием для принятия Постановления N 119-П послужили обстоятельства обнаружения ошибки, при принятии первоначальной редакции, в связи с чем, размер нормативов накопления ТКО был изменен.
Поскольку в ходе судебного следствия установлено, что нормативы, установленные Постановлением N 719-П приняты без соблюдения установленной процедуры сбора и анализа данных, Постановление N 719-П в редакции Постановления N 119-П также противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, по указанным выше основаниям.
Перечень категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы ТКО приведен в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям, а также определен Приказом N 15-р.
Судебная коллегия считает, что Постановление N 719-П в редакции Постановления N 122-П, также противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку объединение категорий объектов "Жилые помещения в многоквартирных домах", "Жилые дома", "Общежития" для которых установлен единый норматив, противоречит пунктам 4-6 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Поскольку Постановления N 441-П и N 1258-П, хоть и не изменяли размер и наименование категорий объектов, для которых Постановлением N 719-П, в редакции Постановлений N 119-П, 122-П утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов, однако норматив накопления определен без соблюдения установленных законодателем процедур, Постановление N 719-П в редакции Постановлений N 441-П и N 1258-П также подлежит признанию недействующим, поскольку противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе пунктам 4-8 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционного представления и дополнения к апелляционному представлению заслуживают внимания.
Как указано в абзацах 1 - 2 пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
В случае, когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Как следует из уточненного административного заявления и пояснений административного истца в суде первой и апелляционной инстанции, Воронов С.Г. оспаривал Постановление N 719-П по мотиву его противоречия законодательству, имеющему большую юридическую силу, по причине не проведения замеров, отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованность установленных нормативов, что свидетельствует о том, что административный истец приводил доводы и оспаривал, как первоначальную редакцию Постановления N 719-П, так и все последующие.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
С учетом указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года подлежит изменению с признанием недействующим со дня вынесения настоящего апелляционного определения Постановления N 719-П.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что Постановление N 719-П в первоначальной редакции к административному истцу не применялось, норматив для объектов "Жилые дома", "Общежития" не может затрагивать права Воронова С.Г, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку как указано ранее Постановление N 719-П противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, при установлении норматива, как в первоначальной редакции Постановления N 719-П, так и во всех последующих, не осуществлялись обязательные процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов, а объединение различных категорий объектов в единую категорию, противоречит положениям пунктов 4-6 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Тот факт, что Постановление N 719-П, как в первоначальной редакции, так и в редакции Постановления N 119-П не применялись к административному истцу, а редакции Постановлений N 441-П, 1258-П не изменяли размер определенного норматива, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в ходе судебного следствия установлено, что оспариваемый норматив, установленный без соблюдения обязательных процедур анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов, не может быть признан правомерным и соответствующим принципу экономической обоснованности.
Также не могут служить основанием для отмены судебного решения доводы Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которым судом в судебном заседании принято иное решение, что подтверждается копией решения направленного административному ответчику и заинтересованному лицу, а также уведомлением суда от 29 января 2024 года, поскольку в материалах административного дела N 3а-2/2024 имеется решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года, резолютивная часть решения, оглашенная в судебном заседании 19 января 2024 года полностью соответствует резолютивной части судебного акта имеющегося в материалах дела (Т.3 л.д.144-СД-диск, 176-187).
Присутствующий при оглашении резолютивной части решения административный истец Воронов С.Г. в суде апелляционной инстанции подтвердил судебной коллегии, что иного решения, отличного от имеющегося в материалах дела, Судом Ямало-Ненецкого автономного округа 19 января 2024 года не принималось и не оглашалось. Как следует из уведомления от 29 января 2024 года, в адрес лиц, участвующих в дела направленная сторонам копия решения не соответствует оригиналу решения и решению, оглашенному судом в судебном заседании (Т.3 л.д.192).
С учетом изложенного апелляционные жалобы Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
В соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2018 года N 416-П ООО "Ямал Экология" (ранее - ООО "Инновационные технологии") являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (Т.3 л.д.77), посчитав обжалуемое решение незаконным, также обратилось с апелляционной жалобой.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, по смыслу части 2 статьи 295, пунктов 2, 4 части 1 статьи 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная, частная жалоба, поданная лицом, которое не было привлечено к участию в деле, должна содержать сведения о правах и об обязанностях, вопрос о которых был разрешен в обжалуемом судебном акте. В противном случае такая жалоба подлежит оставлению без движения (часть 1 статьи 300 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности. При этом в случае оспаривания нормативного правового акта или акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, сам факт распространения на отдельных лиц норм оспариваемого акта не предоставляет им права на подачу апелляционной жалобы в отношении принятого судом решения.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела об оспаривании нормативного правового акта, имеющее статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Ямал Экология", заинтересованным лицом в смысле приведенных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации не является, право на подачу апелляционной жалобы у него отсутствует. Сам по себе факт признания либо отказа в признании Постановления N 719-П недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля права и обязанности ООО "Ямал Экология" при разрешении настоящего дела не затрагивает.
В этой связи не привлечение ООО "Ямал Экология" к участию в деле не свидетельствует о допущенном судом процессуальном нарушении, влекущим отмену обжалуемого решения.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 разъяснено, что апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление, поданные лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного акта, или на судебный акт, не подлежащий обжалованию в апелляционном порядке, оставляются судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 301, пункт 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного, доводы административного ответчика и заинтересованного лица о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, подлежат отклонению, по указанным выше основаниям.
Момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим определен судом в соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при этом судом учтено, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и юридических лиц, в связи с чем апелляционная жалоба Воронова С.Г. подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопреки утверждениям в апелляционных жалобах, судом исследованы и верно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
Руководствуясь положениями статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исправления описки, допущенной в решении Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года, указав номер дела "3а-2/2024", вместо "3а-55/2023", указанная ошибка носит технический характер, ее исправление возможно судом апелляционной инстанции без возвращения дела в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ямал Экология" оставить без рассмотрения.
Исправить описку в решении Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года, указав номер дела "3а-2/2024", вместо "3а-55/2023".
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2024 года изменить.
Признать недействующим со дня вынесения настоящего апелляционного определения постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2017 года N 719-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе".
Апелляционные жалобы Воронова Сергея Геннадьевича, Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - оставить без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.06.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.