Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-3967/2023, по административному иску Главного управления Минюста России по Приморскому краю к Приморскому общественному о ликвидации Фонда и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного ответчика фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" Каплюка В.Б, представителя административного истца Главного управления Министерства юстиции РФ по Приморскому краю Гордеева А.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции РФ по Приморскому краю (далее - Минюст России по Приморскому краю) обратилось в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просило принять решение о ликвидации Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" (далее - Фонд, Фонд "Солдат)", исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска указано, что согласно письмам МИФНС N15 по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и приложенным актам осмотра Фонд не осуществляет свою деятельность по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу, и не уведомил уполномоченный орган о смене адреса (места нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, в связи с чем в адрес Фонда неоднократно направлялись предупреждения, которые возвращены отправителю с отметкой о неудачной попытке вручения, предупреждения не исполнены, нарушения не устранены. Кроме того, президенту Фонда ФИО1 В.Б. ДД.ММ.ГГГГ за N, ДД.ММ.ГГГГ за N по месту его жительства направлялись предупреждения с уведомлением о необходимости устранить выявленное нарушение действующего законодательства, которые получены адресатом, но предупреждение не исполнено, нарушения не устранены. Вместе с тем неоднократное непредоставление некоммерческой организацией в установленный срок необходимых сведений, осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 октября 2023 года, административный иск удовлетворен частично. Принято решение ликвидировать Приморский общественный фонд социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" (ИНН 2511046418, ОГРН 1062500001850, дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения: 692500, "адрес").
Ликвидатором Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" назначен Каплюк Владимир Борисович, на ликвидатора возложена обязанность по проведению всех необходимых действий, связанных с ликвидацией Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
10 апреля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат", поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 28 марта 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права и неправильным установлением обстоятельств по делу.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что Фонд продолжает осуществлять свою деятельность по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу, что подтверждается фотосьемкой, осуществленной им в августе 2022 года. Заявитель указывает, что, несмотря на его ходатайства в судебное заседание не был вызван и опрошен владелец ТЦ "Экспресс". Кроме этого, Минюст России по Приморскому краю и МИФНС по Приморскому краю не пригласили его для участия при проведении осмотра.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2024 года кассационная жалоба Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителя административного ответчика и представителя административного истца не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доводы административного ответчика, представителя административного истца, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона N7 - ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Из пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона N 7- ФЗ следует, что контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее - Положение).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции России по Приморскому краю является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Как следует из материалов дела и установлено судами распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N Главного управления Минюста России по Приморскому краю Приморский общественный фонд социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" зарегистрирован в качестве юридического лица, сведения об административном ответчике внесены ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером N.
В Главное управление Минюста России по Приморскому краю из письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N поступила информация о недостоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в части адреса места нахождения Фонда по "адрес" края.
В ходе проведенных налоговым органом контрольных мероприятий, направленных на установление места нахождения Фонда, осуществлен выход по указанному в учредительных документах адресу. В ходе обследования налоговым органом выявлено отсутствие исполнительного органа Фонда, отсутствие признаков ведения деятельности по указанному адресу, косвенные признаки (вывески, таблички либо указатели), указывающие на местонахождение Фонда не обнаружены, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N).
Вместе с тем заявление на государственную регистрацию по форме N N о смене адреса юридического лица Фонд не подавал.
В связи с выявлением сведений о недостоверности адреса (места нахождения) Фонда ДД.ММ.ГГГГ N Главным управлением Минюста России по Приморскому краю в адрес Фонда направлено предупреждение, обязывающее административного ответчика в срок один месяц с момента получения указанного уведомления устранить нарушения требований закона, которое возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ с пометкой "неудачная попытка вручения", и осталось неисполненным.
ДД.ММ.ГГГГ копия предупреждения с уведомлением о необходимости устранить выявленное нарушение действующего законодательства Российской Федерации Главным управлением Минюста России по Приморскому краю (N) направлена в адрес места жительства президента Фонда ФИО1 В.Б. Данное письмо получено лично лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда ДД.ММ.ГГГГ.
Президент Фонда ФИО1 В.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации с жалобой на вынесенное Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в отношении Фонда предупреждение, в результате рассмотрения которой Департамент пришел к выводу о правомерности вынесенного предупреждения.
ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление Минюста России по Приморскому краю поступило заявление президента Фонда ФИО1 В.Б. N, содержащее просьбу отменить предупреждение. Письмом Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 В.Б. дан ответ с разъяснением необходимости обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими фактическое местонахождение Фонда.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N в адрес Фонда, указанном в ЕГРЮЛ, вновь направлена копия предупреждения с уведомлением о необходимости устранить выявленное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, которое возвращено в адрес Главного управления ДД.ММ.ГГГГ с пометкой "неудачная попытка вручения".
ДД.ММ.ГГГГ года письмом N в адрес места жительства президента Фонда ФИО1 В.Б. направлена копия предупреждения с уведомлением о необходимости устранить выявленное нарушение действующего законодательства Российской Федерации и информацией о том, что в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", указанное нарушение является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации Фонда. Данное письмо получено лично лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и протокола осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что налоговым органом повторно выявлены сведения о недостоверности адреса (места нахождения) Фонда.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление Минюста России по "адрес" поступило информационное письмо Фонда о продолжении деятельности по выполнению уставных целей в 2023 году, в котором в качестве адреса (места нахождения) Фонда указан адрес места жительства президента Фонда (692512, "адрес"), что также указывает на недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, где адресом (места нахождения) Фонда указан: "адрес".
Удовлетворяя частично требования Главного управления Минюста России по Приморскому краю, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что согласно представленных налоговым органом сведений Фонд длительное время по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, не располагается; учитывая, что обстоятельства о допущенных нарушениях законодательства административным ответчиком не опровергнуты; доказательств, подтверждающих сведения о месте нахождения организации, достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в части адреса места нахождения Фонда, об устранении допущенных нарушений не представлено, пришел к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат".
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Конституция Российской Федерации признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, обязывая граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15), допускает возможность ограничения права на объединение федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Из приведенных выше правовых норм следует, что неоднократные или грубые нарушения некоммерческой организацией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как ликвидация по решению суда.
Установив, что налоговым органом дважды (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) осуществлен выход по указанному в учредительных документах Фонда адресу ("адрес"), выявлено отсутствие исполнительного органа Фонда и признаков ведения деятельности по указанному адресу, а также отсутствие косвенных признаков, указывающих на местонахождение Фонда, - вывесок, табличек либо указателей; учитывая, что Главным управлением Минюста по "адрес" неоднократно в адрес Фонда и по адресу места жительства президента Фонда направлялись предупреждения с указанием срока предоставления соответствующих сведений, которые не были исполнены; доказательств осуществления деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ни в Минюст ни в судебное заседание не предоставлены; при этом в нарушение требований закона в установленном порядке сведения об изменении адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица Фонд не предоставил; несмотря на получение президентом Фонда соответствующих предупреждений до настоящего времени нарушения не устранены, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Фонда к возложенным на него законодательством Российской Федерации обязанностям, суды пришли к верному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
"адрес"нюю меру публично-правовой ответственности в виде ликвидации Организации, судебные инстанции обоснованно признали ее соразмерной исходя из характера допущенных административным ответчиком нарушений, а также с учетом того, что примененные Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации в отношении Организации меры реагирования не привели к устранению нарушений.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что Фонд осуществляет свою деятельность по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу, нельзя признать обоснованными, поскольку в подтверждение таких доводов заявителем не приложено каких либо достоверных документов, подтверждающих осуществление деятельности Фондом по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу, в частности договор аренды помещения или безвозмездного пользования помещением по указанному адресу. При этом согласно письмам и актам обследования МИФНС N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выявлено отсутствие исполнительного органа Фонда по указанному адресу и отсутствие признаков ведения деятельности по указанному адресу; а из акта осмотра объекта МИ ФНС N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно пояснениям собственника здания ЗАО Дом быта "Экспресс" от ДД.ММ.ГГГГ Фонд не располагается по указанному адресу с 2018 года, договор аренды расторгнут в 2018 году.
Кроме того, из письма Фонда от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в Управление Минюста России по "адрес", следует, что организация в 2023 году продолжит осуществлять свою деятельность, при этом в качестве адреса (места нахождения) Фонда указан адрес места жительства президента Фонда (692512, "адрес").
Доводы кассационной жалобы о нарушении налоговым органом порядка осмотра объекта, о необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции обоснованно мотивировано отклонены.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами нижестоящих судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты соответствует обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Приморского общественного фонда социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Солдат" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.