Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Камкина Александра Альбертовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Горного судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 1 декабря 2023 года и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2024 года, вынесенные в отношении Камкина Александра Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Горного судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 1 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2024 года, временно исполняющий обязанности главы МО ГО "Воркута" - руководитель администрации МО ГО "Воркута" Камкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Камкин А.А. выражает несогласие с приведенными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Прокурор г.Воркуты, а также потерпевший Р.Ю.С, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Камкиным А.А. жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражений на нее не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения адвокатских запросов предусмотрен Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон "Об адвокатской деятельности").
Пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона "Об адвокатской деятельности" адвокату предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Федерального закона.
Статьей 6.1 Закона "Об адвокатской деятельности" установлено право адвоката направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Закона "Об адвокатской деятельности" органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения.
В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
В силу части 4 статьи 6.1 Закона "Об адвокатской деятельности" в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если: 1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; 2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; 3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
Согласно части 5 статьи 6.1 Закона "Об адвокатской деятельности" неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушения сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном порядке федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Как следует из материалов дела, 28 августа 2023 года в администрации МО ГО "Воркута" зарегистрирован запрос адвоката Р.Ю.С. от 24.08.2023 N о предоставлении информации о служебной деятельности ФИО1, ранее замещавшего должность "данные изъяты" администрации МО ГО "Воркута".
Согласно запросу N от 24.08.2023, направленному в адрес администрации МО ГО "Воркута" адвокатом Р.Ю.С, оказывавшим юридическую помощь ФИО1, на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, исстребовалась информация за период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" администрации МО ГО "Воркута" (УКХиБ), в частности сведения о количестве подписанных ФИО1 письменных ответов на обращение граждан; количество подписанных ФИО1 письменных ответов по запросам правоохранительных органов, министерств и ведомств, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; количество подписанных ФИО1 письменных ответов по запросам судов различных уровней; количество подписанных ФИО1 протоколов по результатам конкурсов, аукционов на право заключения договоров аренды, договоров на право безвозмездного пользования и количество утверждённой ФИО1 конкурсной документации; количество подписанных ФИО1 протоколов и актов по инвентаризации коммунальной инфрактустуры, по списанию объектов коммунального хозяйства, по приёмке завершённых работ по переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД и в отделено стоящих зданиях, по признанию помещений жилыми, жилого помещения непригодным для проживаний, подлежащими сносу или реконструкции МКД.
Указанная информация истребована с целью представления интересов ФИО1 в гражданском деле N, рассматриваемом "данные изъяты" по иску ФИО1 к администрации МО ГО "Воркута" о восстановлении на работе.
27.09.2023 в адрес адвоката Р.Ю.С. посредством электронной почты направлен ответ N от 27.09.2023, подписанный врио главы администрации МО ГО "Воркута" - руководителем администрации МО ГО "Воркута" Камкиным А.А, в котором указано, что предоставить запрашиваемые сведения не представляется возможным ввиду того, что данного рода статистика в администрации МО ГО "Воркута" не ведётся, гарантировать обеспечение достоверности предоставленных сведений невозможно, журналы регистрации документов администрации МО ГО "Воркута", в том числе сведения, содержащиеся в системе электронного документооборота, могут быть предоставлены на обозрение по запросу судебных органов.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 07.11.2023 заместителем прокурора города Воркуты постановления о возбуждении в отношении Камкина А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в последующем привлечения мировым судьей к административной ответственности по указанной статье.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая Камкина А.А. к административной ответственности по указанной статье, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о непредоставлении адвокату Р.Ю.С. в связи с поступившим от него запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о том, что администрация МО ГО "Воркута", получившая адвокатский запрос и являвшаяся работодателем ФИО1, не располагала запрошенными сведениями о его трудовой деятельности, при рассмотрении настоящего дела и жалоб не установлено.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 17.07.2023 N 506 первый заместитель администрации МО ГО "Воркута" Камкин А.А. назначен на должность врио главы МО ГО "Воркута" ? руководителя администрации МО ГО "Воркута".
Согласно части 9 статьи 46 Устава МО ГО "Воркута" глава МО ГО "Воркута", возглавляя администрацию МО ГО "Воркута", организует прием граждан, рассмотрение обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, принимает по км решения.
Правомерность привлечения указанного лица к административной ответственности по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, сомнений не вызывает.
Действия указанного лица квалифицированы по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Закона "Об адвокатской деятельности".
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее указанное нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Деяние ВриО главы местной администрации городского округа "Воркута" Камкина А.А, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с запрашиваемой информации.
Приведенные заявителем жалобы доводы ранее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Камкина А.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Камкину А.А. в пределах санкции статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Горного судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 1 декабря 2023 года и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2024 года, вынесенные в отношении Камкина Александра Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Камкина Александра Альбертовича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции К.В. Рябинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за отказ в предоставлении информации по адвокатскому запросу. Установлено, что запрашиваемые сведения не были предоставлены в установленный срок, что нарушает требования законодательства. Судебные инстанции обоснованно квалифицировали действия ответчика как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.