Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Телятниковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4642/2023 по иску Березина Сергея Викторовича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании права на получение пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, по кассационной жалобе Березина Сергея Викторовича на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Березин С.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми) о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части первой статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 июля 2022 г, взыскании недополученных сумм пенсии в размере 261 477, 63 руб.
В обосновании заявленных требований Березин С.В. указал, что решением Отделения пенсионного фонда России по Республике Коми от 19 октября 2021 г. истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера (далее РКС), так и в приравненных к ним местностях (далее МКС).
Полагая указанное решение незаконным, истец обратился с иском в суд.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 февраля 2024 г, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 15 мая 2024 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения по настоящему делу были допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 7 октября 2021 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Республике Коми от 19 октября 2021 г. истцу отказано в назначении пенсии по данному основанию, в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера (далее РКС), так и в приравненных к ним местностях (далее МКС).
Пенсионным органом в данном ответе указано, что у истца определён стаж работы в РКС с учётом работы в МКС - 11 лет 08 месяцев 08 дней, при необходимом 14 лет 08 месяцев для мужчин, достигших возраста 56 лет 04 месяца в 2021 году. При продолжении работы истца в северных районах, право на досрочную страховую пенсию может быть определено в 57 лет 02 месяца при стаже работы в МКС - 17 лет 04 месяца, РКС - 13 лет; в 59 лет - при наличии стажа работы в МКС - 16 лет, в РКС - 12 лет.
С 1 апреля 2023 г. Березину С.В. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
На обращение истца ответчиком в письме от 10 августа 2023 г. указано, что право на пенсию по указанному основанию у истца возникло 10 июля 2022 г. (л.д. 8).
В связи с данным ответом ответчика истец обратился в суд с настоящим иском, указывая о том, что о данном его праве не было указано в решении ОПФР по Республике Коми от 19 октября 2021 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 21, 22 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях", пункты 3 и 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N884н, принимая во внимание заявительный характер реализации права на пенсионное обеспечение, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что наличие права для назначения страховой пенсии не влечёт автоматическое назначение пенсии с момента возникновения данного права, поскольку для назначения пенсии необходимо волеизъявление обладателя права.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что начальником отдела установления пенсий N 2 ОСФР по Республике Коми в письме от 10 августа 2023 г. не верно указано о праве истца на пенсию по требуемому основанию с 10 июля 2022 г, что подтверждено представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
В письме от 10 августа 2023 г. указано о том, что требуемый стаж работы в РКС с учётом МКС в количестве 13 лет выработан истцом на 9 июля 2022 г, при этом выше в указанном письме указано о необходимости стажа работы исключительно в РКС не менее 13 лет.
Об этом же стаже (в РКС в количестве 13 лет) указано в решении ОПФР по Республике Коми от 19 октября 2021 г.
Обязательным условием для назначения истцу пенсии по требуемому основанию, при достижении возраста 57 лет, является наличие стажа работы в РКС в количестве не менее 13 лет, в МКС - не менее - 17 лет.
Из решения ОПФР по Республике Коми от 19 октября 2021 г. следует, что на 31 декабря 2020 г. стаж истца в РКС составляет 2 года 26 дней, в МКС - 12 лет 09 месяцев 27 дней, стаж в РКС с учётом МКС - 11 лет 08 месяцев 08 дней.
На 10 июля 2022 г. истец также не имел требуемого стажа работы в РКС, в том числе с учётом МКС.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не установилоснований для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального и процессуального права заслуживают внимания исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 12 Приложения N 7 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему "личный кабинет застрахованного лица", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
В пункте 64 Административного регламента предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста, утверждённого Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 206п, указано, что гражданин (представитель) имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц, многофункционального центра, а также работника многофункционального центра при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 21-0/10/В-10543, граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по месту жительства или работы по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.
Статус предпенсионера будет определяться по данным, имеющимся в распоряжении ПФР по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения.
В случае отсутствия в распоряжении ПФР соответствующих сведений гражданин будет информироваться об указанном факте, а также о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и возможности его дополнения (уточнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Таким образом, любое обращение в территориальный орган ПФР предпенсионера, не имеющего требуемой продолжительности стажа на соответствующем виде работ, будет рассматриваться как основание для проведения заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о его пенсионных правах, необходимых для своевременного назначения пенсии.
В письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. N ЛЧ-25-26/5481 "О реализации части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" разъяснено, что работа по уточнению сведений индивидуального (персонифицированного) учёта проводится в рамках проведения заблаговременной работы с застрахованными лицами, выходящими на пенсию. При этом каждый гражданин имеет право до обращения за пенсией ознакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 27-ФЗ, а также получить содержащиеся в его индивидуальном лицевом счёте сведения, предоставляемые посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
В соответствии с положениями пункта 22 Правил N 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР даёт оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов.
При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью девятой статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Такая проверка проводится в соответствии с правилами проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, определёнными Правилами N 884н.
В случае если период работы, по которому имеется несоответствие сведений индивидуального (персонифицированного) учёта сведениям документов, представленных для установления пенсии, влияет на право на страховую пенсию или на её размер, проводится работа по уточнению индивидуального лицевого счета застрахованного лица с учётом Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретённого до 1 января 2002 г, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждённого постановлением Правления ПФР от 14 декабря 2005 г. N 246 п.
Доводы Березина С.В. о том, что он является лицом предпенсионного возраста, неоднократно обращался в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии, в том числе в 2021 г, не получили оценки судов, в том числе суда апелляционной инстанции, несмотря на наличие соответствующих доводов в апелляционной жалобе.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Указанные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при проверке решения нижестоящего суда не были выполнены.
Ссылка только на заявительный характер назначения пенсии в данном случае не может быть признана достаточной для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании права на получение пенсии с более раннего периода с учётом доводов истца о том, что пенсионный фонд не разъяснил ему надлежащим образом право на назначении пенсии по достижении определённого возраста.
Судебные постановления не содержат вывода о том, с какой даты у Березина С.В. возникло право на назначение пенсии, были ли основания для её назначения с этой даты при наличии обращений в пенсионный фонд в 2021 и 2023 гг, в полном ли объёме сотрудниками пенсионного фонда истцу разъяснены его права относительно пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 февраля 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.