Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу защитника Храмова В.В., действующего на основании доверенности в интересах администрации Одинцовского городского округа Московской области, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 04 февраля 2022 года, решение судьи Истринского городского суда Московской области от 06 октября 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 12 января 2023 года, вынесенные в отношении администрации Одинцовского городского округа Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 04 февраля 2022 года, администрация Одинцовского городского округа Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.
Решением судьи Истринского городского суда Московской области от 06 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 12 января 2023 года, указанное постановление должностного лица изменено в части назначения наказания.
Администрации Одинцовского городского округа Московской области назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Храмов В.В. приводит доводы о незаконности состоявшихся по делу актов и просит прекратить рассмотрение данного дела.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Одинцовского городского округа Московской области к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 данной статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правил санитарной безопасности в лесах.
В силу подпункта "а" пункта 20 указанных Правил в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Понятие отходов производства и потребления определено в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, 12 ноября 2021 г. проведено патрулирование территории лесного фонда государственным инспектором Московской области.
В ходе данного патрулирования установлено, что около Советского проспекта села Немчиновка Одинцовского городского округа Московской области, в выделе 26 квартала 61 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", относящего к защитным лесам, расположенным в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в точке координат ("данные изъяты"), в полосе отвода автомобильной дороги на расстоянии не более трех метров от края дорожного полотна выявлено загрязнение лесного участка бытовым мусором объемом около 1 м3 на общей площади 0, 002 га.
Наличие данного загрязнения оказывает негативное воздействие на лес.
Собственником указанной автомобильной дороги общего пользования местного значения является муниципальное образование "Одинцовский городской округ Московской области".
Ответственность за загрязнение леса отходами потребления в связи с нарушением части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах несет администрация Одинцовского городского округа Московской области.
В соответствии с пунктами 1, 13 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2009 года N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
Следовательно, собственник автомобильной дороги, которая примыкает к лесу, обязан не допускать загрязнения леса отходами потребления на территории земельного участка, относящегося к полосе отвода.
Факт совершения администрацией Одинцовского городского округа Московской области административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями нижестоящих инстанций дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, наличие бытового мусора в полосе отвода, в указанном в акте осмотра территории лесного участка от 12 ноября 2021 года месте, относящемся к территории Одинцовского участкового лесничества достоверно установлено и подтверждено доказательствами, в том числе фототаблицей, чертежом-схемой места нарушения лесного законодательства, и при обжаловании постановления должностного лица в нижестоящие судебные инстанции администрацией Одинцовского городского округа Московской области не оспаривалось.
Указанный акт соответствует требованиям, содержащимся в пункте 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 31 августа 2015 года N 373.
Довод заявителя жалобы о том, что администрация Одинцовского городского округа Московской области не была уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, материалами дела не подтвержден.
Исходя из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N, уведомление о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении с указанием даты (18 января 2022 года в 11 часов 30 минут) и места было получено администрацией Одинцовского городского округа Московской области 10 января 2022 года (л.д. 61).
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация Одинцовского городского округа Московской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от неё меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия указанной администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в настоящей жалобе направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации Одинцовского городского округа Московской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов судей и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела защитником не представлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации Одинцовского городского округа Московской области в пределах, установленных законом.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 04 февраля 2022 года, решение судьи Истринского городского суда Московской области от 06 октября 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 12 января 2023 года, вынесенные в отношении администрации Одинцовского городского округа Московской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Храмова В.В. - без удовлетворения.
Судья А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения администрации к ответственности за загрязнение лесов бытовым мусором, установив, что нарушение произошло в защитных лесах. Судебные инстанции отклонили доводы о незаконности актов, указав на достаточность доказательств и соблюдение процессуальных норм. Административный штраф был назначен в пределах, установленных законом, и оснований для его изменения не выявлено.