Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при секретаре Мельниченко Е.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-912/2024 по административному исковому заявлению Строк Дмитрия Алексеевича, Строк Владимира Алексеевича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на налоговый период 2021 - 2024 годы, по апелляционной жалобе Строк Дмитрия Алексеевича, Строк Владимира Алексеевича, апелляционному представлению прокуратуры города Москвы на решение Московского городского суда от 6 февраля 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителя административных истцов - Хохриной С.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Чуканова М.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным на официальном сайте Правительства Москвы 28 ноября 2014 года (http:www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, приведенный в приложении 2 к указанному нормативному правовому акту, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень N 700-ПП), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действовавшей с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП Перечень N 700-ПП изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года. Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечень N 700-ПП изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года. Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП Перечень N 700-ПП изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП Перечень N 700-ПП изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2024 года.
Согласно пункту 10638 приложения 2 Перечня N 700-ПП на 2021 год нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном доме адресу: "адрес", является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Данное нежилое помещение также включено в приложение 2 Перечня N 700-ПП на 2022 год под пунктом 5236, на 2023 год под пунктом 4755, на 2024 год под пунктом 204.
Строк В.А. и Строк Д.А, являясь долевыми собственниками (доля в праве ? у каждого) нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 60, 5 кв.м, обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечня N 700-ПП, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости не обладает признаками, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку площадь нежилых помещений многоквартирного дома не превышает 3000 кв.м.
Решением Московского городского суда от 6 февраля 2024 года в удовлетворении административного искового требования Строк Д.А. и Строк В.А. отказано.
В апелляционной жалобе административными истцами поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного при неверном применении норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
По мнению авторов апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о соответствии спорного нежилого помещения признакам, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Суд не дал надлежащей оценки доводам административных истцов об отсутствии в многоквартирном доме нежилых помещений площадью более 3000 кв.м, что подтверждается данными технического паспорта, электронного паспорта на многоквартирный дом и сведениям из ЕГРН. Согласно данных документов, общая площадь нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в том числе тех, которые принадлежат отдельным собственникам, не превышает 1930, 1 кв.м, то есть составляет менее 3000 кв.м.
Кроме того, по мнению апеллянтов суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что в расчет площади нежилых помещений многоквартирного дома должна быть включена площадь помещений, не входящая в общую площадь многоквартирного дома.
Не согласившись с решением суда, прокуратурой города Москвы подано апелляционное представление, в котором просит отменить названный выше судебный акт, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Как указано в представлении, имеющиеся в деле документы подтверждают, что площадь нежилых помещений многоквартирного дома не превышает 3000 кв.м, соответственно спорное нежилое помещение не могло быть включено в перечень объектов. При этом в площадь нежилых помещений не может быть включена площадь помещений, не входящая в общую площадь здания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении, представителем Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Строк Д.А. и Строк В.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно, надлежащим образом.
Учитывая положения статей 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неверном применении норм материального права.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка его опубликования. По данному основанию решение суда сторонами не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В преамбуле Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" указано, что настоящим Законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Из положений статей 399, 401, 403 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" следует, что в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена повышенная ставка налога на имущество физических лиц.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения поименованных объектов (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" установлено, что начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв.м.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое нежилое помещение, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Строк В.А. и Строк Д.А. являются долевыми собственниками нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0013006:22207, площадью 60, 5 кв.м, расположенного на 1 этаже многоквартирного дома с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", помещение 1/1.
Согласно акту обследования от 14 июля 2020 года N/ОФИ, составленному сотрудниками ГБУ "МКМЦН", спорное помещение используется под размещение объекта торговли. Из фототаблицы, приложенной к акту, следует, что в помещении размещен магазин суши (Сети магазинов "Суши шоп").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что акт обследования составлен в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. Также суд указал, что общая площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет более 3000 кв.м, при этом суд сложил площадь нежилых помещений 574, 7 кв.м, а также площадь, не входящую в площадь многоквартирного дома 2700, 1 кв.м.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что ни Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", ни федеральное налоговое законодательство не содержит определение понятия "нежилое помещение" для целей налогообложения, в связи с чем, в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, данный термин следует применять в том значении, в котором он используется в гражданском и жилищном законодательстве при определении обоснованности включения спорного помещения в Перечень.
В силу пункта 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом (далее - МКД) как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Пунктом 3.23 данного стандарта определено, что нежилое помещение в МКД это помещение, которое не является жилым помещением и/или общедолевым имуществом собственников, которое встроено (находящееся) в многоквартирном доме или пристроено и имеет с многоквартирным домом общий фундамент и (или) крышу.
На основании пункта 1 статьи 141.4 Гражданского кодекса Российской Федерации помещением признается обособленная часть здания или сооружения, пригодная для постоянного проживания граждан (жилое помещение) либо для других целей, не связанных с проживанием граждан (нежилое помещение), и подходящая для использования в соответствующих целях. Согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Из положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" следует, что нежилое помещение - это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. При этом, к нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
В свою очередь, исходя из положений статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, относятся общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункт 2 статьи 287.6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к общему имуществу многоквартирного дома относятся: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма); 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункт 2 статьи 287.6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества, помимо указанных в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, включаются также:
- технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета;
- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела сведения электронного паспорта дома, техническую документацию на МКД и выписки из ЕГРН в отношении МКД и нежилых помещений в нем, приходит к выводу о том, что общая площадь МКД этажностью 14-18 этажей с двумя подземными этажами по сведениям электронного паспорта жилого дома составляет 8906, 6 кв.м, аналогичное значение содержится и в выписке из ЕГРН на МКД.
В свою очередь, нежилые помещения в данном МКД согласно сведений электронного паспорта дома составляют 277, 7 кв.м, жилые 5455, 7 кв.м, площадь помещений общего пользования в МКД выделена в отдельную графу и составляет 2701, 1 кв.м.
Перечень кадастровых номеров нежилых помещений в МКД приведен в соответствующем разделе выписки из ЕГРН и суммарно данные нежилые помещения составляют 1930, 1 кв.м, при этом в данную площадь вошли клетки лестничные и коридоры. Также в выписке из ЕГРН содержатся сведения о нежилых помещениях, составляющих общее имущество собственников помещений в МКД, на площадь 1345, 8 кв.м. Суммирование данных площадей указывает на то, что их общая площадь составляет 3275, 9 кв.м. Кроме того, по этой же выписке из ЕГРН общая площадь жилых помещений в МКД составляет 5454 кв.м.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в площадь нежилых помещений любых помещений МКД, не являющихся жилыми, в том числе помещений, относящихся к общему имуществу МКД.
Действительно, источником информации о наименовании и назначении помещения в целях налогообложения в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются сведения, содержащиеся в ЕГРН или документах технического учета.
В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных в том числе сведения о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение.
В соответствии с пунктом 1 Требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места, утвержденных приказом Росреестра от 23 октября 2020 года N П/0393 (далее - Требования П/0393), указанные Требования П/0393 применяются при подготовке документов для целей государственного кадастрового учета объектов недвижимости в случае определения площади зданий с назначением "жилое", "многоквартирный дом" (далее - жилые здания), "нежилое" (далее - нежилые здания), помещений с назначением "жилое", "нежилое" (далее соответственно - жилые, нежилые помещения), машино-мест, площади или площади застройки сооружений, основной характеристикой которых является площадь или площадь застройки.
Пунктом 10.1 Требований П/0393 определено, что в площадь жилого здания не включаются площади подполья для проветривания жилого здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводками, тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов.
Площадь нежилого помещения, в том числе расположенного в многоквартирном доме, определяется с учетом положений пунктов 2 - 4, 6, 7, 8.6, 11.1, 11.2 настоящих требований.
Положения Требований П/0393 основаны на правилах подсчета площади, указанных в приложении "А. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема" свода правил "СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003"; своде правил "СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001"; приложении "Г. Правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и количества этажей здания" свода правил "СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", в редакции, действовавшей в период разработки Требований П/0393.
Таким образом, следует констатировать, что в ЕГРН помещения, априори, относящиеся к общему имуществу МКД не подлежат учету в общей площади многоквартирного дома.
В свою очередь, Приказом Минкомсвязи России N 53, Минстроя России N 82/пр от 17 февраля 2016 года "Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур" определено, что: площадь здания (многоквартирного дома), определяется как сумма площадей всех жилых и нежилых помещений, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме. Общая площадь жилых помещений, как сумма площадей для всех жилых помещений в многоквартирном доме. Общая площадь нежилых помещений, за исключением помещений общего пользования как сумма площадей для всех нежилых помещений в многоквартирном доме. Общая площадь помещений общего пользования в многоквартирном доме как сумма площадей всех помещений в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Изложенное указывает на то, что подходы к порядку определения общей площади МКД с точки зрения жилищного законодательства и законодательства в области кадастрового учета различный.
Вместе с тем, в рассматриваемом в рамках настоящего спора случае, общая площадь здания по данным ЕГРН и по данным электронного паспорта дома является одинаковой.
Из приобщенного в материалы дела технического паспорта здания, составленного на дату последнего обследования от 11 марта 2015 года с учетом последних изменений по состоянию на 26 августа 2022 года, усматривается, что общая площадь построенного в 2015 году здания составляет 6028, 5 кв.м, общая площадь жилых помещений 5453, 7 кв.м, нежилых помещений 574, 8 кв.м.
В площадь нежилых помещений включены помещения "прочие" и "без конкретной технологии". В частности, к ним отнесены помещения с характеристиками "офис" и вспомогательные к нему помещения (коридор, санузел и т.п.). Кроме того, в здании учтена площадь, не входящая в общую площадь здания - 2701, 1 кв.м, то есть фактически площадь помещений, относящихся к общему имуществу МКД. Данные помещения имеют характеристику: подполье техническое, этаж технический, клетки лестничные и коридоры.
Согласно пунктам 8 и 11 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.
Таким образом, с учетом сведений ЕГРН и данных технического паспорта об общей площади нежилых помещений в МКД, можно прийти к выводу, что данные технического паспорта являются относимыми и допустимыми доказательствами, на основании которых можно сделать однозначный вывод о размере общей площади нежилых помещений в МКД, составляющей менее 3000 кв.м, а именно 574, 8 кв.м.
При этом, Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечень объектов на оспариваемые периоды, не представлено, отсутствовали они и в материалах дела.
Поскольку площадь нежилых помещений многоквартирного дома, в пределах которого расположено нежилое помещение административного истца, составляет менее 3000 кв.м, постольку отсутствовал критерий, установленный пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в перечень.
Судебная коллегия, оценив в порядке требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что оспариваемые положения перечня объектов на период 2021 - 2024 годов не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении требований административных истцов подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По делу следует принять новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить, признать недействующими опарываемые положения нормативного правового акта ввиду несоответствия спорного помещения условиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, судебная коллегия принимает во внимание положения статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, данные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", и признает нормативный правовой акт недействующим с 1 января года, с которого начала действовать оспариваемая административными истцами редакция.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 6 февраля 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования Строк Дмитрия Алексеевича, Строк Владимира Алексеевича удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт 10638 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2022 года пункт 5236 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2023 года пункт 4755 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2024 года пункт 204 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП.
Сообщение о принятом судебном акте подлежит размещению в официальном источнике информации в течение 1 месяца со дня принятия настоящего судебного акта.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.