Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Ковалёвой Ю.В, Щербаковой Ю.А, при ведении протокола помощником судьи Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3352/2024 по административному исковому заявлению Регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 21 июня 2024 года N 94/2 "О списке кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России"
по апелляционной жалобе Регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" на решение Московского городского суда от 1 июля 2024 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя Регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" по доверенности Р.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Московской городской избирательной комиссии по доверенности П.И, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2024 года N 56 "О назначении выборов депутатов Московской городской Думы восьмого созыва" на 8 сентября 2024 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы восьмого созыва.
21 июня 2024 года Московской городской избирательной комиссией издано решение N 94/2 "О списке кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России" в городе Москве по одномандатным избирательным округам", которым отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России".
Региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" обратилось в суд с административным иском об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 21 июня 2024 года N 94/2, возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности заверить список кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России", ссылаясь в обоснование требований на допущенные избирательной комиссией избыточные ограничения при выявлении устранимых недостатков при оформлении документов, касающихся выдвижения политической партией списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам.
По мнению административного истца, избирательная комиссия необоснованно не уведомила Региональное отделение партии о недостатках в документах в выдвижении списка, носившие устранимый характер.
Обращает внимание на тот факт, что основания для отказа в заверении списка кандидатов, предусмотренные подпунктами "а", "в"-"ж" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отсутствовали, поскольку необходимые документы региональным отделением были поданы.
Полагает, что копия документа о государственной регистрации Регионального отделения партии заверена уполномоченным лицом, поскольку должность секретаря Совета Регионального отделения партии являлась вакантной, а решением Регионального совета партии приведенные полномочия предоставлены председателю Регионального совета.
Решением Московского городского суда от 1 июля 2024 года административные исковые требования Регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель Регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" ссылается на тот факт, судом первой инстанции неверно истолкован пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку административным истцом представлены необходимые документы для заверения списка. Оформление документов с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не является основанием для отказа.
Указывает, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2023 года N 31-П, в случае обнаружения в документах, представленных избирательным объединением в организующую выборы избирательную комиссию для заверения выдвинутого им списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, ошибок (опечаток) в их оформлении соответствующая избирательная комиссия прежде всего обязана предпринять, в том числе совместно с заинтересованным избирательным объединением, все зависящие от нее меры для уточнения сведений, содержащихся в таких документах, что избирательной комиссией выполнено не было.
На доводы апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении и разрешении данного дела законодательной основой регулирования отношений, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела в спорных правоотношениях Региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" в городе Москве, обладающее в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федеральный закон N 67-ФЗ статусом избирательного объединения, реализует правомочие, предусмотренное пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 1 статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы, утвержденного Законом г. Москвы от 6 июля 2005 N 38 (далее по тексту Избирательный кодекс города Москвы), на выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, который подлежит заверению Московской городской избирательной комиссией.
Московская городская избирательная комиссия, отказывая Региональному отделению политической партии "Партия Возрождения России" в заверении списка, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России", исходила из не соблюдения избирательным объединением предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ, требований об удостоверении списка кандидатов печатью избирательного объединения и заверения копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом.
Анализируя суждения суда первой инстанции по вопросу обоснованности отказа Московской городской избирательной комиссии, судебная коллегия приходит к выводу, что они являются правильными, так как соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям избирательного законодательства.
Так, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в комиссию предусмотренный пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ пакет документов, среди которых значится:
список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (подпункт "а" пункта 14.1 статьи 35);
решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (подпункт "в" пункта 14.1 статьи 35);
нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (подпункт "г" пункта 14.1 статьи 35);
для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения (подпункт "д" пункта 14.1 статьи 35);
решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (подпункт "е" пункта 14.1 статьи 35);
документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "ж" пункта 14.1 статьи 35).
Согласно пункту 14.4 статьи 35 указанного Федерального закона, воспроизведенный в той же редакции в части 3 статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы, список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Формы списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва по одномандатным избирательным округам утверждены решением Московской городской избирательной комиссии от 21 мая 2024 года N 87/4.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы одновременно со списками кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 1 статьи 32 настоящего Кодекса, представляет нотариально удостоверенную или заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 9 статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы основанием для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов по одномандатному избирательному округу является отсутствие документов, предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ, Избирательным кодексом города Москвы, а также несоблюдение требований Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона "О политических партиях" к выдвижению кандидатов.
К требованиям законодательства к выдвижению кандидатов относится соблюдение нормативных предписаний о виде, форме и содержании документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, а также осуществление юридически значимых действий по выдвижению кандидатов (представление соответствующих документов) уполномоченным лицом избирательного объединения.
Московская городская избирательная комиссия исходила из невыполнения Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России" обязанности по представлению списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, поскольку последний не заверен печатью регионального отделения, а также по представлению надлежащим образом заверенного документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом.
Как следует из материалов дела 19 июня 2024 года в числе документов необходимых для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Московской городской Думы восьмого созыва Региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России", обладающее статусом юридического лица, предоставило список кандидатов, не заверенный печатью отделения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что отсутствие в списке кандидатов печати регионального отделения политической партии не тождественно отсутствию списка, основано на неправильном толковании норм материального права, поскольку избирательным объединением нарушены требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ в части нормативных предписаний об удостоверении списка кандидатов собственной печатью избирательного объединения, что явилось основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты.
В составе документов Региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" представило копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 29 декабря 2017 года, заверенную председателем Регионального отделения А.В, который по мнению административного истца, вправе действовать от лица постоянно действующего руководящего органа регионального отделения.
Между тем, анализ пунктов 15.13, 15.13.3, 15.15.1, 15.17.14 Устава Политической партии "Партия Возрождения России", утвержденного решением Учредительного съезда партии 26 октября 2012 года с изменениями от 2 апреля 2013 года, 22 ноября 2014 года, 24 декабря 2016 года, позволяет прийти к выводу, что постоянно действующим руководящим органом Регионального отделения является Совет Регионального отделения в лице секретаря Совета. При этом, председатель регионального отделения, в настоящем случае А.В, заверивший копию свидетельства, не вправе совмещать свою должность с должностью секретаря Совета регионального отделения партии. С учетом изложенного, представленное в материалы дела решение Совета регионального отделения политической партии от 22 мая 2024 года о поручении председателю регионального отделения А.В. подписывать документы, касающиеся заверения списков кандидатов, не подтверждает полномочия А.В. как постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения.
Таким образом, избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Партия Возрождения России" были нарушены требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ, Избирательным кодексом города Москвы в части нормативных предписаний об удостоверении списка кандидатов печатью избирательного объединения, представлению заверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом. Данные нарушения императивных требований федерального закона являются существенными.
Вопреки утверждению избирательного объединения, к требованиям законодательства к выдвижению кандидатов в числе прочего относится соблюдение нормативных предписаний о виде, форме и содержании документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов. Иное толкование положений Федерального закона N 67-ФЗ позволяло бы избирательным объединениям представлять документы для выдвижения кандидатов произвольной формы и содержания.
Доводы апелляционной жалобы о возможности применения по аналогии закона положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаны на неверном понимании норм материального права и не изменяют правовую оценку спорных правоотношений.
Тем самым, вопреки доводам подателя жалобы, при правильном определении судом юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела, правильном применении норм материального права в строгом соблюдении норм процессуального права судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 1 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.