Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Стрельбицкого С.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 12 Киевского судебного района города Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым - мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым от 29 июня 2023 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Стрельбицкого С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 12 Киевского судебного района города Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым - мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым от 29 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2023 года Стрельбицкий С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Стрельбицкий С.В. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу в отношении него судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события вмененного административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФИО2 уволена с муниципальной службы и ранее занимаемая её должность не включена в соответствующий перечень, установленный для целей статьи 12 Закона о противодействии коррупции. Обращает внимание, что обязанность сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе, либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" (далее - Правила) установлен перечень сведений, подлежащих указанию в сообщении работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (услуг) с гражданином, ранее замещавшим должности государственной и муниципальной службы. Так, сообщение должно содержать: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); б) число, месяц, год и место рождения гражданина; в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением главы администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прекращено и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной службы с должности заведующего сектором по обеспечению закупок управления учета, отчетности и материального обеспечения.
Перечень должностей муниципальной службы Администрации г. Симферополя, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также список должностей муниципальной службы, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 и ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", утвержден постановлением администрации г. Симферополя N163 от 02.04.2015 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими администрации г. Симферополя Республики Крым сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера".
Согласно приложению N 2 к постановлению администрации г. Симферополя N 163 от 02 апреля 2015, ограничения и обязанности, предусмотренные ст. 12 и ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", распространяются на должность заведующего сектором в составе управления.
В ходе проведенной прокуратурой Киевского района г. Симферополя проверки установлено, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в лице директора Стрельбицкого С.В. и ФИО2, издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N о приеме на должность специалиста по закупкам.
В нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации директором Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Стрельбицким С.В. сообщение о заключении трудового договора с ФИО2 представителю нанимателя (работодателю) - администрация г. Симферополя в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, не направлено.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Стрельбицкого С.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1-7), решением о проведении проверки (л.д. 8), сведениями о застрахованных лицах (л.д. 9-17), информацией в отношении бывшего муниципального служащего ФИО2 (л.д. 19-20), распоряжением о переводе Шинкаревской (л.д. 21), распоряжением о назначении ФИО2 (л.д. 22), распоряжением об отпуске с последующим увольнением ФИО2 (л.д. 23), постановлением Администрации города Симферополя "Об утверждении положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы сведений о доходах" от 02 апреля 2015 года (л.д. 24-32), письменными объяснениями Стрельбицкого С.В. (л.д. 33), приказом о назначении Стрельбицкого С.В. (л.д. 35), уставом (л.д. 35-52), трудовым договором (л.д. 53-55), приказом о приеме на работу (л.д. 56), копией трудовой книжки (л.д. 57-86) и иными материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность Стрельбицкого С.В, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Директор Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Стрельбицкий С.В, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Препятствий к выполнению обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, у названного лица не имелось.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы об отсутствии в деянии Стрельбицкого С.В. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании приведенных выше положений статьи 12 Федерального закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и пункта 5 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, из которого, как указывалось выше, следует, что исходя из смысла статьи 12 данного закона обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Нарушений, влекущих невозможность использования приведенных выше и иных исследованных судами доказательств, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено.
Таким образом, в действиях Стрельбицкого С.В, не исполнившего надлежащим образом возложенные на нее законом обязанности усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Стрельбицкого С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Стрельбицкому С.В. в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 12 Киевского судебного района города Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым - мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым от 29 июня 2023 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Стрельбицкого С.В, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за неисполнение обязанности по уведомлению о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим, что нарушает требования антикоррупционного законодательства. Судебные инстанции установили наличие события правонарушения и виновность лица, отклонив доводы о его отсутствии. Наказание назначено в пределах санкции закона.