Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пацикивского С.Н. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года по административному исковому заявлению Пацикивского С.Н. к отделу по вопросам миграции ОМВД России г. Феодосии, ОМВД России по городу Феодосии, МВД по Республике Крым, инспектору ОВМ ОМВД России по городу Феодосии лейтенанту полиции Мамбетовой В.А. о признании незаконными действий должностных лиц, признании незаконным и недействующим заключения проверки законности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, заинтересованные лица: начальник ОМВД России по г. Феодосии Юдин В.В, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пацикивский С.Н. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к отделу по вопросам миграции ОМВД России г. Феодосии, ОМВД России по г. Феодосии, в котором с учетом уточнений просил: признать действия должностных лиц ОМВД России по г. Феодосии по проведению проверки, по факту выдачи Пацикивскому С.Н. паспорта гражданина РФ N, выдан отделом УФМС России по "данные изъяты" незаконным; признать незаконным и недействующим заключение проверки от 21 марта 2022 года N 5 о законности документирования паспортом гражданина Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: МВД по Республике Крым, ОМВД России по городу Феодосии, инспектор ОВМ ОМВД России по г. Феодосии лейтенант полиции Мамбетова В.А.; в качестве заинтересованных лиц: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, начальник ОМВД России по городу Феодосии Юдин В.В.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 г. отказано в удовлетворении административных требований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 апреля 2024 года и в дополнениях к ней, административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы суда не советуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 17 апреля 2024 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, назначена к рассмотрению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административной истец в дополнениях к кассационной жалобе просил, в том числе, рассмотреть дело в его отсутствие. ОСФР по Республике Крым в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнениях к ней, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
В силу части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный истец, как гражданин Украины был документирован паспортом серии ЕТ N, выданным ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" В соответствие с указанным паспортом и данными адресно - справочного бюро, Пацикивский С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ имеет зарегистрированное место проживания в "адрес" по адресу: "адрес" Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г.N 1745-6/14 "О независимости Крыма" Республика Крым провозглашена независимым суверенным государством (пункт 1 постановления). 18 марта 2014 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов
Согласно статье 5 указанного Договора, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" указано, что статья 5 рассматриваемого Договора, согласно которой со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не принуждает к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия.
В пункте 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в первоначальной редакции) указано, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2016 г..N18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой О.", пункт 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г..N 6-ФКЗ, обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации граждан Украины, по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживавших на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, - и. соответственно, в силу названного Федерального конституционного закона (статьи 4 и 6) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (статьи 5 и 6), их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в ее экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, - гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (пункт 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г..N 6-ФКЗ).
При этом, статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (в первоначальной редакции) определено, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г..действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В 2015 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являлась Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России), ее территориальным органом в Республике Крым - Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Крым (УФМС России по Республике Крым).
20 февраля 2015 года Пацикивский С.Н. на основании статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов обратился в территориальное подразделение ФМС России код N с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. К заявлению приложен паспорт гражданина Украины серия ЕТ N. В графе 7 формы N1П Пацикивский С.Н. указал, что зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Крым, г "адрес" с 30 декабря 2005 года. В графе 8 формы 1П указал, что ранее состоял в гражданстве государства "данные изъяты" В графе 9 формы 1П указал, что паспорт гражданина "адрес" получает впервые. На основании поданного Пацикивским С.Н. заявления и ст. 5 Договора, административному истцу ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по Республике Крым в г..Феодосии выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии 39 14 N. При этом, 17 ноября 2003 г..Пацикивский С.Н. в ОВД Приморского округа города Новороссийска Краснодарского края документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии 0305 N098488, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", войсковая часть N. Получение указанного паспорта стороной истца не оспаривается. Из пояснений истца усматривается, что по достижении 45-летнего возраста указанный паспорт им был сдан в кадровое подразделение ЧФ РФ. На дату подачи заявления 20 февраля 2015 г..база АС "Российский паспорт" не была введена в эксплуатацию на территории Республики Крым, в связи с чем, информация о наличии гражданства Российской Федерации у органов ФМС отсутствовала. В соответствие с заключением проверки N5, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ в ОВМ ОМВД России по г..Феодосии проводилась проверка в отношении Пацикивского С.Н. о наличии двух действительных паспортов гражданина Российской Федерации.
Так, при проверке по базе АС "Российский паспорт" было установлено наличие двух действительных паспортов гражданина РФ, оформленных на его имя: паспорт РФ серия N, выданный ДД.ММ.ГГГГ. ОВД Приморского округа ДД.ММ.ГГГГ и паспорт гражданина РФ серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Республике Крым в г..Феодосия. Пацикивский С.Н. при получении паспорта гражданина РФ серии N не сообщил, что у него имеется гражданство Российской Федерации и ранее ему уже был выдан паспорт гражданина РФ. На основании изложенного Пацикивский С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения считается гражданином Российской Федерации, на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N1948-1 от 28 ноября 1991 года. Паспорт гражданина Российской Федерации серии N признан оформленным и выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению (пункт "а"; в результате приема в гражданство Российской Федерации (пункт "б"); в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации (пункт "в"); по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (пункт "г").
В соответствии с пунктом "д" статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом, под иными основаниями согласно статье 22 указанного Федерального закона, подразумевается, в частности, отмена решения о приеме в гражданство, поскольку решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Таким образом, как указано судами, статья 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также пункта 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г..N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был установлен перечень лиц, признаваемых гражданами Российской Федерации, а именно граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на 18 марта 2014 г..на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. В свою очередь, по состоянию на 18 марта 2014 г..Пацикивский С.Н. являлся гражданином Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации Пацикивсого С.Н. не прекращалось вследствие выхода из гражданства РФ или по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" или международным договором Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N779, 7 июля 2016 г. N644).
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 11 марта 2014 г. N178, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. N391 с изменениями внесенными приказом ФМС России от 21 января 2014 г. N23, а именно:
-оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;
-оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;
-выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ;
-выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства РФ отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ;
-выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.
Пунктом 3 указанного Положения, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности.
Исходя из изложенного, приведенных норм права, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из невыполнения административным истцом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N28 в части замены паспорта по достижении 45-летнего возраста, а также не уведомлении органов ФМС о наличии гражданства Российской Федерации при подаче заявления от 20 февраля 2015 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, дополнительно указал следующее.
Из оспариваемого заключения проверки N5 следует, что 17 ноября 2003 г. на основании удостоверения личности офицера МА N в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ. Пацикивский С.Н. ОВД Приморского округа города Новороссийска Краснодарского края был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии N. 16 марта 2015 г. административный истец документирован паспортом гражданина РФ серии N. При получении паспорта Пацикивский С.Н. не сообщил о том, что он ранее уже был документирован паспортом.
Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности. Пунктом 2 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 марта 2014 года N 178, предусмотрено, что выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, а именно: оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем; оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта; выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации; выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства Российской Федерации отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации; выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.
При получении паспорта в ДД.ММ.ГГГГ. Пацикивский С.Н. указал на то, что он является гражданином "данные изъяты" и паспорт гражданина Российской Федерации получает впервые.
21 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Согласно части 3 статьи 1 указанного Закона, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Паспорт гражданина Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ. выдан Пацикивскому С.Н. на основании части 1 статьи 4 Закона N 6-ФКЗ, в связи с тем, что им были предоставлены сведения о том, что он не является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Республики Крым. Учитывая, как указал суд апелляционной инстанции, что Пацикивский С.Н. уже ранее (в ДД.ММ.ГГГГ документирован паспортом гражданина Российской Федерации и в последствии не был лишен гражданства Российской Федерации, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что им были предоставлены недостоверные сведения при получении паспорта в 2015 г, что является основанием для признания такого паспорта выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию.
Кроме того, Приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N773 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Пунктом 85 Административного регламента предусмотрено, что заявление о выдаче (замене) паспорта может быть подано непосредственно в подразделение по вопросам миграции при наличии следующих оснований: получение паспорта впервые (пункт 85.2); получение паспорта в связи с приобретением гражданства Российской Федерации (пункт 85.3); утрата (похищение) ранее выданного паспорта, паспорта гражданина СССР (пункт 85.4); достижение 45-летнего возраста (пункт 85.6). В зависимости от основания получения паспорта гражданина Российской Федерации, Административный регламент требует приложения разных документов к заявлению о получении паспорта.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, Административный регламент имеет дифференцированный подход к основаниям получения паспорта гражданина Российской Федерации. Учитывая, что Пацикивский С.Н. не приобретал гражданство Российской Федерации в порядке части 1 статьи 4 Закона N 6-ФКЗ, то и паспорт гражданина Российской Федерации он должен был получить в другом порядке, что свидетельствует о нарушении порядка выдачи паспорта.
По указанным основаниям, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой об отсутствии оснований для признания незаконным заключения проверки N от 21 марта 2022 г.
Вместе с тем, согласился суд апелляционной инстанций и с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц ОМВД России по г. Феодосии по проведению проверки, по факту выдачи Пацикивскому С.Н. паспорта гражданина РФ N серия N указав, что действующее законодательство допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации и его изъятия в определенных случаях.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами права, регулирующего возникшие правоотношения. Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом обсуждения в нижестоящими судами, которой суд дал надлежащую оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.