Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пластинина И.В, судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело N 3а-1/2024 по апелляционным жалобам Александровой Людмилы Александровны, Козенкова Александра Сергеевича, Пановой Яны Александровны, Шерстянникова Сергея Юрьевича, общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" на решение Архангельского областного суда от 1 марта 2024 года, которым оставлены без удовлетворения административные иски Александровой Людмилы Александровны, Брянцевой Ирины Сергеевны, Губинской Марины Алексеевны, Илюхина Сергея Валерьевича, Казиханова Анатолия Хасановича, Козенкова Александра Сергеевича, Пазюры Надежды Анатольевны, Пановой Яны Александровны, Сабуровой Зинаиды Станиславовны, Спициной Натальи Владимировны, Хлыбовой Галины Иосифовны, Шерстянникова Сергея Юрьевича, общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" о признании не действующим в части постановления Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В.; объяснения административного истца и представителя административных истцов Александровой Л.А, Пановой Я.А, Шерстянникова С.Ю. - Козенкова А.С.; представителя административных истцов общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат", садоводческого некоммерческого товарищества "Борок", заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Спектр плюс" - Большакова Д.В.; представителя административного ответчика Правительства Архангельской области - Шестаковой Ю.В.; представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Макарова А.В.; представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" - Барболина М.С.; заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп (далее - Постановление N 144-пп) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области (далее - Территориальная схема).
Постановление N 144-пп опубликовано 17 апреля 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года N 995-пп (далее - Постановление N 995-пп) Территориальная схема утверждена в новой редакции.
Постановление N 995-пп опубликовано 5 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 3 введения Территориальной схемы предусмотрено, что одним из принципов Территориальной схемы является укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату услуг.
Согласно абзацу третьему подраздела 5.3.1 раздела 5 в рамках Территориальной схемы предусмотрено строительство необходимых мощностей для обработки твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Из абзацев второго-шестого подраздела 8.2 раздела 8 следует, что анализ схемы движения потоков отходов с учетом прогнозной инфраструктуры обращения с отходами (ввода в эксплуатацию новых мощностей и вывода из эксплуатации действующих) показал необходимость изменения схемы транспортирования (приложение В1).
При построении схемы потоков твердых коммунальных отходов в электронной модели территориальной схемы решалась задача оптимизации расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов. Для каждого муниципального образования были составлены маршруты движения до объектов по обращению с отходами. В случае, если в качестве таких объектов рассматривались сортировки, были составлены маршруты движения отходов на полигоны (с учетом снижения расходов на транспортирование отходов после их сортировки). Все ценовые показатели определены без учета налога на добавленную стоимость, в ценах базового года и в дальнейшем индексировались на индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
Для каждого муниципального образования были определены оптимальные направления транспортирования отходов исходя из минимальных расходов на их транспортирование.
Результатом решения оптимизационной задачи является схема потоков твердых коммунальных отходов, образованных на территории Архангельской области. Данная схема составлена отдельно на каждый год действия территориальной схемы обращения с отходами. Перспективная схема потоков отходов на каждый год действия территориальной схемы представлена в приложении В1 и действует с момента утверждения территориальной схемы в обновленной редакции.
Графическое отображение перспективной системы транспортирования отходов на каждый год действия отображено в электронной модели территориальной схемы обращения с отходами.
Абзацами шестым-десятым подраздела 9.1 раздела 9 предусмотрено, что на первом этапе рекомендуется внедрение селективного накопления на территориях крупных городских агломераций. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения раздельного накопления на большей территории, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1, 1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества: уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки; снижение затрат на обустройство контейнерной площадки; снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка; снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная. Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" городов. Внедрение целесообразно начинать с крупных населенных пунктов, а также населенных пунктов, рядом с которыми расположены сортировочные мощности.
В таблице 9.4 указан перечень мероприятий, предлагаемых Территориальной схемой, в том числе указаны мероприятия на 2023-2025 годы, на 2030 год.
В абзаце двадцать четвёртом раздела 1 приложения А13 Территориальной схемы говорится об укруплении объектов утилизации отходов и уменьшении общего числа объектов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия.
В приложении Б2 Территориальной схемы содержится сводная информация об объектах обращения с твёрдыми коммунальными отходами, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы; в приложении В1 - перспективная логистическая модель (схема потоков твёрдых коммунальных отходов на период 2023-2032 годов.
Александрова Л.А, Брянцева И.С, Губинская М.А, Илюхин С.В, Казиханов А.Х, Козенков А.С, Пазюра Н.А, Панова Я.А, Сабурова З.С, Спицина Н.В, Хлыбова Г.И, Шерстянников С.Ю, являясь жителями Архангельской области, обратились с административными исковыми требованиями о признании недействующими пункта 3 введения, абзаца третьего подраздела 5.3.1 раздела 5, абзацев второго-шестого подраздела 8.2 раздела 8, абзацев шестого-десятого подраздела 9.1 раздела 9; таблицы 9.4 в части мероприятий на 2023-2025 годы, на 2030 год; абзаца двадцать четвёртого раздела 1 приложения А13; приложений Б2, В1 Территориальной схемы.
В обоснование заявленных требований указали, что Территориальной схемой запланировано размещение трёх объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а именно: комплекса обработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, муниципальное образование "Черемушкинское" (кадастровый номер земельного участка 29:07:180101:150); комплекса обработки, утилизации и захоронения твёрдых коммунальных отходов мощностью 60 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Няндомский район (кадастровый номер земельного участка 29:12:010501:80); комплекса обработки, утилизации и захоронения твёрдых коммунальных отходов мощностью 275 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район (кадастровый номер земельного участка 29:19:210101:258), а также направление на них потоков твёрдых коммунальных отходов. Размещение указанных объектов в непосредственной близости от городов Няндомы и Коряжмы, в том числе на водосборных площадях, а также направление на них всех потоков твёрдых коммунальных отходов предусмотрено Территориальной схемой с нарушением требований пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), требований природоохранного законодательства и нарушает их право на благоприятную среду обитания. Расчёт количества твердых коммунальных отходов произведен способом, не предусмотренным действующим законодательством, решение о строительстве поименованных выше объектов принято произвольно без должного экономического обоснования, рост инвестиционной составляющей, а также кратное увеличение транспортных плеч и, соответственно, расходов на транспортировку ведёт к увеличению размера тарифа на обращение с твёрдыми коммунальными отходами для населения и нарушает их права на оплату услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов в экономически обоснованном размере.
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" (далее - ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат") просило признать Территориальную схему не действующей в части не включения ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" в приложение Б2 "Сводная информация об объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы"; приложение В1 "Перспективная логистическая модель (схема потоков твердых коммунальных отходов на период 2023-2032 годов)"; приложение Б3 "Расширенный баланс количественных характеристик в части твердых коммунальных отходов, целевые показатели"; приложение Г1 "текущая схема транспортирования".
В обоснование иска указало, что имеет в собственности действующий объект обработки твердых коммунальных отходов (мусороперерабатывающий комбинат) по адресу: г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), д. 8, на основании лицензии имеет право на осуществление соответствующего вида деятельности. В таблице 5.5 раздела 5.3.1 Территориальной схемы ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" поименовано как действующий объект обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в приложении А7 зафиксированы его характеристики. Однако в нарушение требований действующего законодательства в приложениях Б2, Б3, В1, Г1 сведения об ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" отсутствуют. Невключение ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" в соответствующие разделы Территориальной схемы носит произвольный и дискриминационный характер, ведет к ограничению конкуренции и препятствует осуществлению законной экономической деятельности.
Решением Архангельского областного суда от 1 марта 2024 года данные административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Указанное решение по заявленным требованиям садоводческого некоммерческого товарищества "Борок" не обжаловалось.
В апелляционной жалобе административные истцы Александрова Л.А, Козенков А.С, Панова Я.А, Шерстянников С.Ю. просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права и норм процессуального права.
В апелляционной жалобе административный истец ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и норм процессуального права.
На апелляционные жалобы Правительством Архангельской области, Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, прокурором представлены возражения.
На апелляционную жалобу ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" представлены возражения.
Административный истец и представитель административных истцов Александровой Л.А, Пановой Я.А, Шерстянникова С.Ю. - Козенкова А.С.; представитель административных истцов общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат", садоводческого некоммерческого товарищества "Борок", заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Спектр плюс" в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб.
Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" просили оставить решение суда без изменения.
Прокурор дал заключение об отмене обжалуемого судебного акта в части требований ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат".
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив административное дело, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Территориальная схема, в том числе в редакции Постановления N 995-пп утверждена в пределах предоставленных полномочий Правительству Архангельской области, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
Указанные обстоятельства были предметом судебной проверки, что подтверждается вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда от 24 января 2024 года по делу N 3а-9/2024.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Александровой Л.А, Брянцевой И.С, Губинской М.А, Илюхину С.В, Казиханову А.Х, Козенкову А.С, Пазюре Н.А, Пановой Я.А, Сабуровой З.С, Спициной Н.В, Хлыбовой Г.И, Шерстянникову С.Ю, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Территориальная схема в указанной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оснований не согласиться с таким выводом судебная коллегия не находит.
Территориальная схема (таблица 9.4) предполагает ввод в эксплуатацию в 4 квартале 2024 года:
комплекса обработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, муниципальное образование "Черемушкинское", географические координаты 61.267558 47.134756, кадастровый номер земельного участка 29:07:180101:150 (отбор ВМР не менее 15%; отбор сырья для компостирования не менее 40%. Площадка компостирования мощностью 28 тыс. тонн в год;
комплекса обработки, утилизации и захоронения твёрдых коммунальных отходов мощностью 60 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Няндомский район, географические координаты 61.698196 40.316078, кадастровый номер земельного участка 29:12:010501:80 (отбор ВМР не менее 15%, отбор сырья для компостирования не менее 40%. Площадка компостирования мощностью 24 тыс. тонн в год. Объект захоронения мощностью 35 тыс. тонн в год, вместимостью 875 тыс. тонн);
комплекса обработки, утилизации и захоронения твёрдых коммунальных отходов мощностью 275 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, географические координаты 64.20835 40.887386, кадастровый номер земельного участка 29:19:210101:258 (отбор ВМР не менее 15%, отбор сырья для компостирования не менее 40%. Площадка компостирования мощностью 110 тыс. тонн в год. Объект захоронения мощностью 160 тыс. тонн в год, вместимостью 4 000 тыс. тонн).
Согласно статьям 1, 3, пунктам 2, 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; максимальная утилизация отходов, в том числе утилизация отходов от использования товаров; обезвреживание отходов.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами указаны в пункте 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ; территориальная схема должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения
предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Частью 2 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.
Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения.
Проанализировав указанные положения законодательства, суд первый инстанции пришёл к правильным выводам, что границы муниципального образования могут не совпадать с границами населенных пунктов, что позволяет при осуществлении градостроительного зонирования выделять зоны специального назначения, соблюдая требования законодательства в области охраны окружающей среды, запрещающие размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и захоронение отходов в границах населенных пунктов.
При этом не запрещается строительство и эксплуатация объектов размещения отходов на земельных участках, которые находятся вне границ населенных пунктов и имеют соответствующий вид разрешенного использования.
В данном случае земельные участки с кадастровыми номерами: 29:07:180101:150, 29:12:010501:80, 29:19:210101:258 относятся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В районе расположения земельного участка с кадастровым номером 29:12:010501:80 отсутствуют особо охраняемые территории федерального, регионального и местного значения. Территории, расположенные в непосредственной близости от проектируемого комплекса представляют собой земли лесного фонда (т. 6, л.д. 129).
Земельный участок с кадастровым номером 29:07:180101:150 граничит с существующим полигоном ТКО и ПО города Коряжмы, а также с землями лесного фонда, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (т. 6, л.д. 182).
Для земельного участка с кадастровым номером 29:07:180101:150 расстояние до ближайшего населенного пункта по дорогам общего пользования (транспортная доступность) составляет 0, 64 км, наименьшее расстояние между точкой границы земельного участка и точкой границы ближайшего населенного пункта (прямая видимость) составляет 0, 37 км; для земельного участка с кадастровым номером 29:12:010501:80 транспортная доступность составляет 3, 8 км, прямая видимость - 2, 9 км; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:210101:258 транспортная доступность составляет 10, 8 км, прямая видимость - 8, 9 км (т. 8, л.д. 99-103).
Согласно санитарно - эпидемиологическим заключениям от 14 сентября 2022 года N N (т. 6, л.д. 126), от 18 августа 2022 года N N (т. 6, л.д. 178) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области требования, установленные в проектной документации "Проект санитарно-защитной зоны для объекта: "Комплекс обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов мощностью 60 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Няндомский район", а также требования, установленные в проектной документации "Проект санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта: "Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область. Котласский район, муниципальное образование "Черемушкинское" соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Размер санитарно-защитной зоны для каждого из указанных объектов составляет 1 000 метров (т. 6, л.д. 124-125, 128, 182). Проект санитарно-защитной зоны для объекта "Комплекс обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов мощностью 275 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район" находится в стадии разработки (т. 6, л.д. 125).
Таким образом, поименованные земельные участки находятся за пределами населенных пунктов, в том числе городов Няндомы и Коряжмы, к их территории не прилегают, поскольку общих границ с ними не имеют.
Вопреки доводам административных истцов расстояние от земельного участка с кадастровым номером 29:12:010501:80 до ближайшего источника водоснабжения составляет 3, 5 км, зоны санитарной охраны по данному источнику не установлены (т. 6, л.д. 129); земельный участок с кадастровым номером 29:07:180101:150 находится за пределами поясов зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Коряжмы (т. 6, л.д. 183) и за пределами водосборной площади Коряжемского месторождения питьевых подземных вод. Одиночных скважин вблизи участка нет (т. 10, л.д. 180).
При указанных обстоятельствах оспариваемые нормы Территориальной схемы, предусматривающие строительство объектов обращения с отходами на конкретных земельных участках, а также направление потоков отходов на них, положениям статей 3, 12, 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, пункту 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ, части 2 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации не противоречат и право административных истцов на благоприятную окружающую среду не нарушают.
Кроме того с целью соблюдения баланса публичных и частных интересов необходимо учитывать размеры земельных участков, наличие на них обременений, транспортную доступность, наличие необходимых электрических мощностей.
Вопреки доводам административных истцов оспариваемые нормы не носят произвольный характер.
Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в адрес органов местного самоуправления направлялись запросы с целью выявления земельных участков, удовлетворяющих требованиям действующего законодательства для размещения объектов подобного рода (письма от 19 февраля 2018 года N N, от 26 августа 2021 года N N, от 7 сентября 2021 года N N, от 5 октября 2021 года N N). Наличие участков, отвечающих заявленным требованиям, подтвердили администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" в письме от 8 ноября 2021 года N N, администрация городского округа Архангельской области "город Коряжма" в письме от 4 марта 2022 года N N, администрация Няндомского муниципального района Архангельской области в письме от 28 октября 2021 года N N (т. 9, л.д. 145, 146-147, 149, 151, 152, 180-186, 189-194).
Из письма Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 февраля 2024 года (т. 10 л.д. 91-104) следует, что по состоянию на 20 февраля 2024 года исчерпана вместимость и (или) закончен срок эксплуатации по проекту полигонов твердых бытовых отходов: в г. Онеге; в муниципальном образовании "город Архангельск"; в муниципальном образовании "Котлас"; в поселке Приводино, в г. Северодвинске (ул. Первых причалов, д. 6); в д. Кононовская Ленского района Архангельской области; Урдомского ЛПУМГ. Остаточную вместимость менее 10% имеет полигон твердых бытовых отходов в поселке Шипицыно. Полигоны твердых бытовых отходов в г. Коряжме, г. Северодвинске (Тепличный проезд, д. 8), г. Мирном, Архангельске (общество с ограниченной ответственностью "Профреал", общество с ограниченной ответственностью "Резалит"), в Красноборском районе (муниципальное образование "Алексеевское", квартал N 3 Красноборского участкового лесничества N 1), в поселке Ясный Пинежского района, в поселке Березник Виноградовского района, селе Лешуконском, поселке Светлом Холмогорского района, в г. Каргополе, г. Няндоме, селе Яренске не соответствуют единым требованиям к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года N 1657.
Строительство указанных в Территориальной схеме объектов предусмотрено постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 476-пп "О государственной программе Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области".
Указанные обстоятельства свидетельствуют об объективной необходимости модернизации существующих объектов обращения с отходами и строительстве перспективных объектов обращения с отходами, в том числе в целях охраны здоровья человека, поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации 12 октября 2020 года N 1657 утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - Единые требования).
Пунктом 3 Единых требований предусмотрено, что при выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности: обработка твердых коммунальных отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации; утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала материального ресурса; утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала энергетического ресурса; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов.
Выбор конкретных мероприятий по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения и обезвреживания отходов относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы административных истцов об отсутствии каких-либо расчётов, подтверждающих максимальную экономическую эффективность предложенных в Территориальной схеме мест размещения объектов обращения с отходами, также являются несостоятельными.
В пункте 5 Единых требований определено, что выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться с учетом схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в целях обеспечения максимальной экономической эффективности их функционирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем (далее - Правила).
Вместе с тем, положения пунктов 5-18 данных правил не содержит требований о включении в территориальную схему обращения с отходами расчётов экономической эффективности предложенных технологических решений и мест размещения объектов обращения с отходами.
Доводы административных истцов фактически сводятся к целесообразности выбора Правительством Архангельской области конкретного способа достижения целей организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Архангельской области, а также целесообразности строительства трёх поименованных объектов обращения с отходами, и направления на них потоков отходов.
В подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
По тем же причинам являются несостоятельными доводы административных истцов о нецелесообразности введения селективного накопления твердых коммунальных отходов на территории крупных городских агломерации и поэтапного введения раздельного их накопления (абзацы шестой-десятый подраздела 9.1 раздела 9 Территориальной схемы).
Пункт 3 введения, абзац третий подраздела 5.3.1 раздела 5, абзацы второй-шестой подраздела 8.2 раздела 8, абзац двадцать четвёртый раздела 1 приложения А13 Территориальной схемы не содержат нормативных предписаний, в связи с чем не могут нарушать прав административных истцов.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в указанной части, изложенные в обжалованном решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Утверждение в апелляционной жалобе о необоснованности таких выводов суда направлено на их переоценку, основано на ошибочном толковании норм права и не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административных истцов Александровой Л.А, Козенкова А.С, Пановой Я.А, Шерстянникова С.Ю. судебная коллегия не усматривает.
Разрешая требования ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" о признании Территориальной схемы не действующей в части, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Правительства Архангельской области от 29 августа 2019 года N 453-пп в Территориальную схему включён объект обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащий ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат", в связи с чем потоки твёрдых коммунальных отходов, образованных в Октябрьском, Соломбальском, Северном и Маймаксанском округах городского округа "Архангельск", а также сельского поселения "Талажское" Приморского муниципального района Архангельской области подлежали направлению на эксплуатируемый ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" объект обработки твёрдых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), строение 8.
Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (далее - ООО "ЭкоИнтегратор") 29 октября 2019 года заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (далее - Соглашение), ООО "ЭкоИнтегратор" наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Архангельской области и с 1 января 2020 года приступило к выполнению своих обязательств.
В целях исполнения своих обязательств по Соглашению, ООО "ЭкоИнтегратор" направило ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" оферту - проект договора на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности от 15 октября 2020 года N ЭИ/3/2020/07.
В ответ ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" не направило ООО "ЭкоИнтегратор" ни протокол разногласий к договору, ни новый проект договора на своих условиях. ООО "ЭкоИнтегратор" сочло общество уклонившимся от заключения договора и обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о возложении на общество обязанности заключить договор на условиях проекта договора от 15 октября 2020 года N N
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года по делу N А05-13991/2020 на ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" возложена обязанность заключить с ООО "ЭкоИнтегратор" договор на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности на условиях, предложенных ООО "ЭкоИнтегратор" в ходатайстве об уточнении исковых требований от 31 мая 2021 года.
Постановлением Правительства Архангельской области от 27 декабря 2021 года N 769-пп ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" исключено из существующей схемы потоков твёрдых коммунальных отходов.
Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" свои обязанности, установленные пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ не исполняло, от заключения договора с региональным оператором на условиях, определённых вступившим в законную силу решением арбитражного суда, уклонялось.
Тем не менее, по смыслу положений пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, а также пункта 10 Правил территориальная схема обращения с отходами в разделе "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" должна содержать сведения (наименования, адреса и (или) географические координаты объектов обработки и т.д.) обо всех существующих объектах по обработке отходов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям и действующих в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 30 Правил основаниями для корректировки территориальной схемы являются: изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами; изменение сведений, предусмотренных пунктом 9 данных Правил.
Таким образом, отсутствие договора с региональным оператором не является основанием для корректировки территориальной схемы.
Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют доказательства возможной корректировки Территориальной схемы по мотиву экономической нецелесообразности использования объекта обработки твёрдых коммунальных отходов, принадлежащего ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат".
Исключение при отсутствии соответствующих оснований из схемы потоков какого-либо объекта, подлежащего включению в перечень объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов территориальной схемы, не отвечает требованиям вышеприведенных норм Федерального закона N 89-ФЗ и Правил, является по существу произвольным, устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения на осуществление деятельности юридических лиц по обращению с отходами.
Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемые нормы Территориальной схемы применялись и на основании этих норм были реализованы права граждан и организаций, судебная коллегия считает необходимым признать их недействующими со дня вынесения апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Архангельского областного суда от 1 марта 2024 года в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" отменить, вынести в указанной части новое решение об удовлетворении требований.
Признать недействующими со дня вынесения апелляционного определения приложение Б2 "Сводная информация об объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы", приложение Б3 "Расширенный баланс количественных характеристик в части твердых коммунальных отходов, целевые показатели", приложение В1 "Перспективная логистическая модель (схема потоков твердых коммунальных отходов на период 2023-2032 годов)", приложение Г1 "Текущая схема транспортирования" территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года N 995-пп) в части не включения общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" и принадлежащего ему объекта обработки твердых коммунальных отходов.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Александровой Людмилы Александровны, Козенкова Александра Сергеевича, Пановой Яны Александровны, Шерстянникова Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.