Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО8, судей ФИО6, ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО "Тамбовская областная сбытовая компания", ООО "Сосновские коммунальные сети" о защите прав потребителя коммунальных услуг (номер гражданского дела, присвоенный судом первой инстанции 2-495/2023)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Сосновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилсяв суд с иском к Акционерному обществу "Тамбовская областная сбытовая компания" о защите прав потребителя.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения в 16-ти квартирном жилом доме, представителем совета МКД. Одной из функций председателя является осуществление контроля за выполнением обязательств организациями, заключившими с собственниками МКД договоры управления, содержания, ремонта общего имущества, ресурсоснабжения. Ресурсоснабжающие организации, поставляющие коммунальные услуги жителям 16 квартирного жилого дома по энергоснабжению, газоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами и платы в фонд капитального ремонта дома, одновременно являются исполнителями коммунальных услуг. При этом ресурсоснабжающие организации в лице поставщиков коммунальных услуг заключили с оператором договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, который производится на основании единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг. Собственники жилого помещения производят оплату за поставленные коммунальные услуги в пункте приема платежей филиала АО "ТОСК" по единому платежному документу. Им были предприняты попытки получить полную и достоверную информацию о юридическом лице, принимающем коммунальные платежи, с целью дальнейшего получения разъяснений в части начисления и оплаты потребителем за оказанные коммунальные услуги. Также им было установлено, что на входе в помещение пункта приема платежей имеется вывеска, в помещении пункта приема платежей имеется также вывеска "Доска информации", при этом информация, указанная на данных вывесках для потребителя является противоречивой и недоступной к пониманию. Согласно действующему законодательству потребители жилищно-коммунальных услуг без риска для себя могут оплачивать услуги только через платежных агентов, которые имеют договора с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платежные документы на оплату коммунальных услуг.
При этом акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" не может являться платежным агентом, так как помимо услуг по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, оказывает иные виды услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вноситься на основании платежных документов, в том числе на основании платежных документов в электронной форме, которые размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В представленных ответчиком, платежных документах не содержится достоверная информация, что является нарушением прав и законных интересов потребителей. Информация, содержащаяся в платежном документе, понуждает потребителя к обязанности, передавать показания приборов учета электрической энергии не позднее 23-25 числа каждого месяца, для того чтобы видеть их в квитанции. С данной обязанностью он не согласен, так как требования платежного агента по понуждению потребителя к обязанности, по передаче показаний приборов учета 23-25 числа текущего месяца ущемляют права потребителя коммунальных услуг. Считает, что в результате того, что платежный документ содержит не достоверную информацию, в период с ДД.ММ.ГГГГ года образовалась переплата за коммунальные услуги по энергоснабжению, по холодному водоснабжению и по взносам на капитальный ремонт. Общая сумма переплаты составляет 4 705 рублей, которая подлежит перерасчету. Из-за отсутствия в платежных документах достоверной информации истец лишен возможности произвести проверку обоснованности начисленных сумм. Кроме этого, полагает, что кассовый чек версии 1.05 не соответствует как по форме, так и по содержанию требованиям установленным законодательством Российской Федерации, а именно, отсутствует тег "Приход". На основании выше изложенных доводов и аргументов считает, что единый платежный документ и кассовый чек не соответствуют требования действующего законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ФИО1 ООО "Сосновские коммунальные сети" привлечено в качестве соответчика.
Решением Сосновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Кассатор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (ИПО "данные изъяты").
Учитывая изложенное, а также надлежащее извещение иных участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь ст.ст.153, 154, 155, 156 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, установив, что истец является собственником жилого помещения, какая-либо переплата по оказанным услугам отсутствует, платежные документы содержат все обязательные необходимые сведения, указанные в Правилах, кассовый чек соответствует требованиям Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", ООО "ТОСК" зарегистрировано как лицо, осуществляющее операции с денежными средствами, пришел к выводу об отказе в иске.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Так, положениями статей 153-155 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность граждан и организаций по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также порядок внесения этой платы.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном-доме.
В силу ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Пунктом 69 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" определен объем информации о коммунальной услуге (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), согласно которого в платежном документе указываются сведения о предоставляемой услуге, касающиеся данных о нанимателе (собственнике) жилого помещения, исполнителе услуги, периоде предоставления услуги, применяемых тарифах на услугу, об объемах потребленной услуги, сведения о размере перерасчета платы за коммунальные услуги с указанием его основания, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг, сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014, другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
В соответствии с пунктом 71 Правил предоставления коммунальных услуг примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" утверждена примерная форма платежного документа. На основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N ЮЗ-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой, платежными агентами", платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В силу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил исполнитель обязан: принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергия (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; а также в случаях, предусмотренных "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
До начала приема платежей от физических лиц лицо, выступающее в качестве оператора по приему платежей, подлежит постановке на учет в Федеральной Службе по финансовому мониторингу (ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 9 ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), пп."в" п.2 "Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами... ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 N 58.
Оценив представленные доказательства, в том числе, содержание платежных документов требованиям вышеуказанных нормативных актов, суды пришли к выводу о соответствии их содержания требованиям действующего законодательства.
Судами также предприняты меры к проверке начислений и оплат, осуществленных истцом, и наличия какой-либо переплаты не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что АО "ТОСК" незаконно осуществляет деятельность платежного агента, являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции.
Судами установлено, что АО "ТОСК" осуществляет деятельность платежного агента по отношению к другим организациям, в частности, ООО "Сосновские коммунальные сети", в связи с чем между данными лицами в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" заключены соответствующие агентские договора, а АО "ТОСК" зарегистрировано в качестве оператора по приему платежей в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по центральному Федеральному округу, а также состоит на учете в Росфинмониторинге как лицо, осуществляющее операции с денежными средствами, сведения о видах деятельности ответчика отражены в выписке из ЕГРЮЛ. Взаимоотношения юридических лиц на их обязательства перед истцом и их статус как поставщиков соответствующих услуг по отношению к истцу не влияет.
Доводы кассационной жалобы о том, что статус ООО "СКС" как соответчика был определен неправильно, также подлежат отклонению. Ходатайство о привлечении данного лица в качестве соответчика было заявлено самим истцом, от иска к данному ответчику истец не отказался.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с позицией Правительства Тамбовской области, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районам о незаконности принятых судебных актов не свидетельствует, обязанность поддерживать правовую позицию истца на данные органы не возложена.
Доводы кассационной жалобы, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.