Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 июля 2005 г. N Ф04-4205/2005(12740-А02-37)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Трансмет" (далее - ЗАО "Трансмет") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Горно-Алтайску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 1305 от 15.06.2004 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 691 379,40 руб. Данным решением налогоплательщику доначислении налог на прибыль в размере 3 598 002 руб. и пени в размере 121 906,18 руб.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует статьям 88, пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, инспекцией нарушены сроки и порядок проведения камеральной проверки; требование налоговой инспекции о представлении документов для проверки направлено до представления налоговой декларации; после получения декларации требования заявителем получены не были, только извещение, отправленное на адрес руководителя, с уведомлением об увеличении налогооблагаемой базы налога на прибыль предприятий. Налогоплательщик не извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрении материалов проверки, что лишило его возможности воспользоваться правом на возражения и объяснения.
Решением от 17.01.2005 Арбитражного суда Республики Алтай заявленные требования удовлетворены. Решение налоговой инспекции N 1305 от 15.06.2004 признано недействительным, в связи с несоответствием статьям 21, 32, 88, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Горно-Алтайску, в связи с нарушением арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 25.03.2005 Арбитражного суда республика Алтай и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Трансмет".
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Трансмет" зарегистрировано постановлением Администрации городу Горно-Алтайск от 26.03.2002 N 30/178 и поставлено на налоговый учет в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Горно-Алтайску.
Налоговая инспекция 29.04.2004 направила ЗАО "Трансмет" требование N 19333 0 представлении документов, подтверждающих расходы на консультативные, юридические и иные аналогичные услуги. Требование направлено по юридическому адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 53 и возвращено с отметкой отделения связи о том, что адресат не значится по указанному адресу.
ЗАО "Трансмет" 11.05.2004 предоставила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2003 год.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка предоставленной налоговой декларации. Извещение N 31907 от 14.05.2004 о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, отправленное по тому же адресу, также возвращено.
По результатам проведенной камеральной проверки 15.06.2004 инспектором составленная докладная записка и принято решение N 1305 от 15.06.2004 о привлечении ЗАО "Трансмет" к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 691 379,40 руб. и доначислен налог на прибыль предприятий в сумме 3 958 002 руб. и пени в сумме 121 906,18 руб.
На основании принятого решения налоговая инспекция 17.06.2004 направила требования N N 3790, 3791 о добровольной уплате налогов и санкций в срок до 25.06.2004, а также направлено копия решения N 1305 от 15.06.2004 о привлечении к налоговой ответственности.
Копия решения N 1305 и требования N N 3790, 3791 возвращены отделением связи без вручения. Копия решения вручена под расписку представителю ЗАО "Трансмет" 22.09.2004.
02.08.2004 в налоговую инспекцию поступили документы, подтверждающие расходы на оказание консультативных, юридических и иных услуг, которые не были проверены налоговой инспекцией Несогласие с указанными действиями налогового органа послужило основанием налогоплательщику для обращения с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков.
Из норм частей 1 и 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Толкование подпункта 4 пункта 1 статьи 23, статей 54 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета.
То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому, эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.
Как указано в части третьей статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, требование от 29.04.2004 налогоплательщику направлено до проведения представления налоговой декларации и, следовательно, нельзя считать мерой по истребованию у налогоплательщика дополнительных документов в ходе камеральной проверки.
Довод налоговой инспекции о том, что ей не был известен почтовый адрес заявителя, не соответствует материалам дела и правомерно не принят судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что при таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 17.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2005 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-3757/04 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
Налоговая инспекция привлекла общество к ответственности за неуплату налога на прибыль по ст.122 НК РФ. Не согласившись с этим решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В своем заявлении налогоплательщик указал на нарушение налоговым органом порядка проведения камеральной проверки: требование о предоставлении документов, подтверждающих расходы, было направлено ему до представления декларации по налогу.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогоплательщика. На принятые судебные акты налоговым органом подана кассационная жалоба.
В ходе рассмотрения настоящего дела федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Из системного толкования данной нормы и п.1 ст.93 НК РФ следует, что истребование налоговым органом документов допускается в целях выяснения обстоятельств, подлежащих установлению в ходе налоговой проверки.
Однако в данном случае требование о предоставлении документов было направлено обществу еще до представления налоговой декларации, то есть до начала камеральной проверки.
Иными словами, налоговая инспекция нарушила порядок проведения проверки, установленный НК РФ.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу и оставил в силе решение первой и постановление апелляционной инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июля 2005 г. N Ф04-4205/2005(12740-А02-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании