Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2005 г. N Ф04-9435/2004(7674-А27-29)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятия "Комплекс очистных сооружений" (далее - МУП "КОС") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленновскому району Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) от 31.03.2003 N 14, от 26.04.2004 N 16-04-24/544-1174 и обязании налогового органа возвратить из бюджета 356 541, 59 руб. излишне взысканного налога.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.10.2004 требования МУП "КОС" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. В судебном заседании представитель поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу МУП "КОС" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.11.2002 МУП "КОС" подало в Инспекцию МНС РФ заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения. 10.12.2002 Инспекция МНС РФ уведомлением N 8 сообщила о возможности применения МУП "КОС" с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения. В связи с этим заявитель с указанной даты применял данную систему и своевременно уплачивал соответствующие налоги в бюджет.
16.04.2004 Инспекция МНС РФ уведомлением N 14 от 31.03.2003 сообщил МУП "КОС" о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения и переводе на обычный режим налогообложения со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. На основании данного решения налогоплательщик подавал налоговые декларации и уплачивал налогов в общеустановленном порядке.
Считая, что вследствие незаконного перевода на общий режим налогообложения и неприменения в 2003 году упрощенной системы налогообложения оно излишне уплатило 451, 59 руб. налогов, МУП "КОС" обратилось в Инспекцию МНС РФ с заявлением от 16.04.2004 N 12 о возврате указанной суммы на его расчетный счет.
Письмом от 26.04.2004 N 16-04-24/544-1174 налоговый орган сообщил о невозможности возвраты суммы налогов, поскольку предприятие не имеет оснований для применения упрощенной системы налогообложения, а суммы налога по обычной системе налогообложения уплачивались им самостоятельно и на основе поданных деклараций, что исключает возможность применения положений статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Полагая вышеназванные решения налогового органа не основанными на нормах действующего законодательства, нарушающими его права и законные интересы как налогоплательщика, МУП "КОС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными и обязании Инспекции МНС РФ возвратить излишне взысканные суммы налога.
Удовлетворяя требования МУП "КОС", Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не содержит препятствий для применения МУП упрощенной системы налогообложения и необоснованности отказа налогового органа в возврате излишне уплаченных сумм налога.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организации, в которых доля непосредственного участи других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно свидетельства о государственной регистрации N 460 от 27.02.2002, свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 42 N 000675327 от 02.12.2003 и Устава заявителя последний является муниципальным унитарным предприятием, учрежденным администрацией Промышленновского района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Пунктом 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество МУП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Учредителем МУП является муниципальное образование (статья 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ). Муниципальные предприятия и организации входят в состав муниципальной собственности (пункт 1 статьи 29 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ). Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
К муниципальным образованиям относятся: городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Следовательно, как правильно указал арбитражный суд, муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса РФ использует указанный термин.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности применения МУП "КОС" упрощенной системы налогообложения и незаконности решения налогового органа о переводе его на обычный режим налогообложения. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в решении от 19.11.2003 N 12358/03.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что в период отмены действия уведомления N 8 от 10.12.2002, заявитель произвел уплату налогов в большем объеме, чем при применении упрощенной системы налогообложения на сумму 356 451, 59 руб.; задолженность по уплате налогов отсутствует.
В связи с этим вывод суда о необоснованности отказа Инспекции МНС РФ в возврате МУП "КОС" указанной суммы излишне уплаченных налогов также является правильным.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.10.2004 по делу N А27- 14708/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленновскому району Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2005 г. N Ф04-9435/2004(7674-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании