Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 августа 2004 г. N Ф04-6025/2004(А45-4028-23)
(извлечение)
Государственное образовательное учреждение "Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" (далее - ГОУ "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - Инспекция) N ОФ-17-16/215 от 07.07.2003 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 26.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2004, решение Инспекции признано недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция просит постановление апелляционной инстанции отменить, кассационную жалобу удовлетворить по следующим основаниям.
Основной вид деятельности ГОУ Консерватория - услуги в сфере образования. Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от НДС освобождаются услуги в сфере образования, предоставляемые некоммерческими образовательными организациями в целях обеспечения учебно-производственного процесса (по направлениям, указанным в лицензии).
Помимо образовательных услуг ГОУ Консерватория применяет освобождение от НДС в части реализации от некоторых видов деятельности, осуществляемых образовательными организациями, в том числе, реализацию в образовательных учреждениях продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, реализацию услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Кодекса, реализацию оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
При применении подпункта 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что от налога на добавленную стоимость освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные столовыми учреждений при реализации этих продуктов питания: - студенческими и школьными столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования; - столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.
При реализации вышеперечисленными столовыми покупных товаров, т.е. товаров, приобретенных специально для перепродажи (без переработки), освобождение от налога не предоставляется. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства также не предоставляется освобождение от налога. Для подтверждения права на освобождение от НДС реализации по столовой согласно ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации ГОУ Консерватория было направлено Требование N ОФ-17-20/353 от 22.05.2003 г. о предоставлении документов. Налогоплательщик представил подтверждающие документы, а именно: товарные отчеты, товарные накладные, счета-фактуры, книги кассира-операциониста, книги покупок, договоры поставки и др. Из представленных документов видно, что выручка по столовой складывается из выручки от реализации, как произведенных продуктов питания, так и от реализации покупных товаров (шоколад, печенье, соки, нектары, кока-кола и т.д.). Таким образом, в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик необоснованно применил освобождение от НДС реализации по покупным товарам.
Налоговая инспекция не принимает доводы представителя организации о том, что все указанные продукты питания подлежали определенной переработки. Разлив соков по стаканам нельзя признать переработкой продукта, а потому не представляется возможным считать указанные действия производством продуктов питания.
Кроме того, Инспекция считает необоснованным вывод арбитражного суда о том, что отсутствие у консерватории раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения, не влияет на право применения налоговой льготы.
Суд ошибочно указывает, что апеллянт ссылается на подпункт 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как в тексте апелляционной жалобы идет ссылка на ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации ...". При применении ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации...", следует иметь в виду, что порядок предоставления и пользования жилой площадью, в данном случае, в общежитии по адресу: г. Новосибирск, ул. Ипподромская, 23, закрепленного за ГОУ "Новосибирской Государственной консерваторией им. М.И. Глинки" на праве оперативного управления по акту N 111-А от 03 11 с"8 г, подробно регламентированы "Примерным положением об общежитиях" (в ред. Постановления Правительства от 23.07.93 г. N 726). В частности, предоставление жилой площади в общежитии осуществляется на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. Согласно представленных ГОУ Консерватория документов (реестры проживающих, договоры коммерческого найма, акт закрепления государственного имущества за государственным учреждением), предоставление жилой площади в общежитии производится по договорам коммерческого найма жилого помещения,, чем нарушен п. 10 вышеназванного Положения.
Таким образом, в нарушение ст. 27 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" налогоплательщик необоснованно применил освобождение от НДС реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, что привело к занижению налогооблагаемой базы по НДС на общую сумму 1723012 руб., чем нарушены подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма заниженного налога составила 344602 руб.
В материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций ГОУ "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки" по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2000 по 31.01.2003 составлен акт N ОФ-10-16/215 от 05.06.2003 и принято решение от 07.07.2003 N ОФ-17-16/215 о привлечении государственного образовательного учреждения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 87 422 руб., примененного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Этим же решением ГОУ "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки" предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 733 316 руб. и пени в сумме 62 060 руб.
На основании указанного решения Инспекцией направлены требования N 215 от 07.07.2003 об уплате налога и N 215 от 07.07.2003 об уплате налоговой санкции, которые в добровольном порядке ГОУ "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки" не исполнены.
Инспекцией приняты изменения от 05.01.2004 года к решению N ОФ-17-16/215 от 07.07.2003, которыми размер штрафа уменьшен до 86 553 руб.
Налоговый орган, возражая против доводов консерватории, ссылается на норму абзаца 2 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Кассационная инстанция согласна с выводами суда обеих инстанций о неправомерном доначислении суммы налога и привлечении к налоговой ответственности исходя из следующего В соответствии с уставом Государственное образовательное учреждение государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования (высшим учебным заведением) Российской Федерации, финансовая деятельность которой осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Из акта проверки усматривается, что консерватория в спорном периоде осуществляла реализацию продуктов питания, непосредственно произведенных столовой консерватории, в столовой консерватории для своих учеников, студентов, преподавателей и работников.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождается продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, финансируемых из бюджета).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений и реализуемых ими в указанных учреждениях.
Таким образом, выводы суда обеих инстанций об обоснованном применении консерваторией льготы при обложении НДС оказываемых ею услуг по реализации правомерны, а доводы налогового органа о необходимости руководствоваться в данной юридической ситуации нормой подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ несостоятельными.
Подпункт 14 (абзац 2) пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ регулирует обязанности налогообложения НДС по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к убеждению, что указанная правовая норма не подлежит применению в рассматриваемом споре, поскольку в данном случае применима другая специальная норма права - подпункт 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, напрямую регулирующая спорное правоотношение.
При указанных обстоятельствах у консерватории не существовала обязанность по уплате НДС, в спорном периоде по реализации продуктов питания, а НДС в сумме 296208 руб.
доначислен налоговым органом неправомерно. Доводы налогового органа об отсутствии у консерватории раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения несостоятельны, так как названный учет не влияет на право консерватории на налоговую льготу. Налоговый орган не доказал документально то обстоятельство, включена ли консерваторией и в каком размере выручка от реализации покупных товаров (шоколад, печенье, соки, напитки) в выручку, освобождаемую от налогообложения.
Не приняты во внимание доводы апеллянта по правильности доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 437 108 руб. на реализацию консерваторией услуг по предоставлению жилой площади в общежитии, закрепленном за консерваторией на праве оперативного управления.
Суд первой инстанции правомерно признал, что ссылка налогового органа на подпункт 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятельна, так как указанная норма вводится в действие с 1 января 2004 года и, следовательно, рассматриваемые правоотношения не регулирует.
Судом правомерно отражено в решении, что налоговое законодательство не связывает предоставление льготы по налогу на добавленную стоимость по реализации услуг по предоставлению жилья в общежитиях с порядком предоставления указанных помещений.
С учетом изложенного следует, что основания для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы судом кассационной инстанцией не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 26.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А-45-17883/03-СА12/748 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2004 г. N Ф04-6025/2004(А45-4028-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании