Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 апреля 2004 г. N Ф04/2083-638/А45-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Новосибирскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (НТУ МАП РФ) о признании незаконным и отмене постановления N 82 от 28.07.2003 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Требования заявителя мотивированы тем, что статья 19.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в антимонопольный орган ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством. По мнению заявителя, обязанность представления в антимонопольный орган сведений хозяйствующими субъектами о своих поставщиках антимонопольным законодательством не предусмотрена, следовательно, не предоставление такой информации не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8. КоАП РФ.
Решением от 06.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2004 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обеих инстанций установил обязанность заявителя представлять антимонопольному органу информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом своих функций, в том числе информацию о поставщиках и ценах на закупаемый уголь и топочный мазут.
В кассационной жалобе ОАО "Новосибирскэнерго" просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование своих требований заявитель указал, что суд неверно применил нормы материального права, поскольку судами нарушены статьи 2, 12, 13, 14 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению заявителя, ОАО "Новосибирскэнерго" является потребителем товара и не участвует в состязательности хозяйствующих субъектов на рынке угля и топочного мазута. Следовательно, согласно пункту 5 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе получать документы и информацию у хозяйствующих субъектов только в рамках проводимой им проверки и информация должна касаться деятельности на товарном рынке проверяемого хозяйствующего субъекта, а не третьих лиц.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу с мотивированным отклонением ее доводов.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Как следует из материалов дела, Новосибирское территориальное управление МАП России 21.06.2003 направило запрос в адрес ОАО "Новосибирскэнерго" о предоставлении в срок до 08.07.2003 информации, необходимой для проведения мониторинга цен на уголь и топочный мазут в соответствии с приказом МАП РФ N 392 от 18.04.2002.
ОАО "Новосибирскэнерго" письмом от 08.07.2003 отказано в предоставлении указанной информации.
Постановлением от 28.07.2003 на общество наложен штраф в размере 500 000 рублей на основании статьи 19.8 КоАП РФ за нарушение статьи 14 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Считая постановление НТУ МАП РФ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда обеих инстанций о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности исходя из следующего.
Для осуществления федеральным антимонопольным органом его законной деятельности статьей 14 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлена обязанность коммерческих и некоммерческих организаций предоставлять по требованию антимонопольного органа достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию.
Статьей 22.1 вышеназванного Закона за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут, в том числе, и административную ответственность. Статьей 19.8. КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в антимонопольный орган ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством.
Согласно пунктам 3.1, 3.3 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства ГКАП России и его территориальные управления налагают штрафы на коммерческие и некоммерческие организации за неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов. Основанием для рассмотрения дел о наложении штрафа на коммерческие и некоммерческие организации являются документы, содержащие сведения о неисполнении в срок предписаний антимонопольных органов, непредставление антимонопольным органам в соответствии с антимонопольным законодательством иной информации, подлежащей предоставлению, неисполнение законных требований антимонопольных органов, а также представление им недостоверных сведений.
Судом первой и апелляционной инстанций установлен факт непредставления обществом сведений по запросу антимонопольного органа. Данный факт заявителем не оспаривается. Доводы заявителя о необоснованном истребовании документов, касающихся деятельности третьих лиц, отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащие антимонопольному законодательству. Кроме того, запрос направлен антимонопольным органом во исполнение приказа МАП РФ от 18.04.2002 N 392, пунктом 1.2. которого предусмотрено представление в МАП РФ аналитических отчетов с указанием цен на энергоносители, объемы их поставки, как поставщиков, так и потребителей продукции.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного нарушения, предусмотренного статьей 19.8. КоАП РФ, несостоятельны.
Нарушения по применению норм материального и норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для переоценки выводов суда кассационной инстанцией не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 06.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.01.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13508/03-СА23/632 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новосибирскэнерго"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2004 г. N Ф04/2083-638/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании