Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 ноября 2005 г. N Ф04-5928/2005(15814-А45-26)(15818-А45-26)(15996-А45-26)(15997-А45-26)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Лабораториум" (далее - ООО фирма "Лабораториум"), г. Новосибирск, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству культуры и массовых коммуникаций, обществу с ограниченной ответственностью "Телекомпания НТН", г. Новосибирск, Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия о признании недействительным решения Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации от 26.06.2002 о выставлении частот 4 ТВК и 12 ТВК на конкурс и об обязании возместить ущерб в размере 200 000 рублей.
19.04.2005 ООО фирма "Лабораториум" обратилось в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер о запрещении ответчикам и другим лицам совершать определенные действия.
Определением арбитражного суда об обеспечении иска от 20.04.2005 запрещено Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию: проводить конкурс на получение права на наземное, эфирное телерадиовещание 4 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область; проводить конкурс на получение права на наземное, эфирное телерадиовещание 12 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область; назначать новые сроки проведения конкурсов на получение права на наземное, эфирное телерадиовещание 4 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область и 12 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2005 определение от 20.04.2005 оставлено без изменения.
29.04.2005 арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска которым запрещено Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия выдавать лицензии и временные разрешения на получение права на наземное эфирное телерадиовещание на : 4 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область; 12 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область.
Полагая, что данное определение вынесено незаконно, ООО "РФМ" и ОАО "Телекомпания НТВ", обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об отмене определения от 29.04.2005 об обеспечении иска, поскольку данным определением затронуты их права и интересы как победителей конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, проведенного 27.04.2005.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2005 (судья В.П. Мануйлов) заявления ООО "РФМ" и ОАО "Телекомпания НТВ" оставлены без удовлетворения, так как данные общества не являются участвующими в деле лицами.
В кассационной жалобе ООО "РФМ" просит отменить определения арбитражного суда от 29.04.2005 и от 22.07.2005 и отказать ООО фирм*а "Лабораториум" в принятии обеспечительных мер по настоящему делу (в части запрета на выдачу лицензии и временного разрешения на получение права на наземное эфирное телерадиовещание по каналу 4 ТВК в г. Новосибирске, Новосибирской области).
Отмечает, что определение от 22.07.2005, так же как и определение от 29.04.2005 по делу N А45-18916/02-САЗ/487 касается обязанности Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия выдать лицензию, неразрывно связанную с правом ООО "РФМ" на получение лицензии на телевидение.
Указывает, что выводы арбитражного суда в обжалуемых определениях от 29.04.2005 и 22.07.2005 по делу о проведении конкурса на телевещание 27.04.2005 в нарушение определений от 12.09.2002 и от 20.04.2005 по этому же делу не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Считает, что арбитражным судом неправильно применены нормы статьи 41, пункта 2 статьи 90, пункта 2 статьи 91, пункта 2 статьи 93, статьи 97, вместо статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к принятию неправильных судебных актов.
ОАО "Телекомпания НТВ" в кассационной жалобе просит отменить определение о принятии обеспечительных мер от 29.04.2005, принятых по заявлению ООО фирма "Лабораториум".
Считает, что определение от 29.04.2005 принято о правах и обязанностях ОАО "Телекомпания НТВ". Обеспечительные меры в соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть направлены в защиту интересов лица, по заявлению которого они наложены. Принятие определением суда от 29.04.2005 обеспечительных мер необоснованно, так как у ООО фирма "Лабораториум" отсутствуют интересы в их принятии.
Отмечает, что в нарушение статей 9, 73 Федерального закона N 119-ФЗ от 21.07.1997 "Об исполнительном производстве" Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия не уведомлены надлежащим образом о возбуждении исполнительного производства по судебному акту от 20.04.2005 по делу и не были извещены об их процессуальном правопреемстве, установленном арбитражным судом в определении от 20.04.2005.
Указывает, что Арбитражным судом г. Москвы 22.07.2005 было принято решение по делу N А40-27451/05-79-171, вступившее в законную силу, которым были подтверждены законность проведенного конкурса от 27.04.2005, а также принятых по его итогам решений.
Полагает, что обеспечительные меры были наложены судом по делу, производство по которому приостановлено.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в кассационных жалобах просит отменить определения от 29.04.2005 от 20.04.2005 об обеспечении иска и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2005 в части касающейся Минкультуры России, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004, распоряжение Правительства Российской Федерации N 379-р от 18.03.2004, отмечает, что Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации не является правопреемником упраздненного Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, таким образом у суда не было правовых оснований для замены ответчика по делу.
Минкультуры России не является субъектом административных правоотношений, связанных с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление наземного, эфирного телерадиовещания, и, следовательно, не может выступать стороной по данному делу.
Суд необоснованно возложил обязанность по принятию обеспечительных мер к Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Заслушав представителей, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просивших об отмене определений от 20.04.2005 и 29.04.2005, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении судебных актов по делу без изменения.
Материалами дела установлено, что по результатам проводимого Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание 27.04.2005 ОАО "Телекомпания НТВ" получило право на наземное эфирное телерадиовещание на 12 ТВК г. Новосибирска, Новосибирской области и право на получение лицензии на наземное эфирное телерадиовещание на 12 ТВК г. Новосибирска. По результатам этого же конкурса ООО "РФМ" получило право на наземное эфирное телерадиовещание на 4 ТВК в г. Новосибирске, Новосибирской области и право на получение лицензии на наземное эфирное телерадиовещание на 4 ТВК в г. Новосибирске.
Обратившись в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия за получением указанных лицензий, ОАО "Телекомпания НТВ" и ООО "РФМ" получили отказ в их выдачи в связи с запретом, установленным определением Арбитражного суда Новосибирской области об обеспечении иска от 29.04.2005.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Перечень обеспечительных мер изложен в статье 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Он не является исчерпывающим и арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.
Исходя из положений части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В соответствии с требованиями пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 09.12.2002 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Из заявления общества в арбитражный суд следует, что ходатайство о принятии обеспечительных мер является аргументированным, свидетельствует о длительности спора между сторонами, заявлено в соответствии с требованиями статей 90 - 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из определения Арбитражного суда Новосибирской области от 20.04.2005 следует, что судом приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию: проводить конкурс на получение права на наземное эфирное телерадиовещание 4 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область; проводить конкурс на получение права на наземное, эфирное телерадиовещание 12 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область; назначать новые сроки проведения конкурсов на получение права на наземное, эфирное телерадиовещание 4 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область и 12 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", несмотря на "упразднение" Министерства Российской Федерации по делам печати "и телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, вновь образованному Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства.
Названным Указом были определены права Министерства, в том числе по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении федеральных служб, отмене противоречащих федеральному законодательству решений федеральной службы.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 образована федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственная Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с передачей ей функций по регистрации средств массовой информации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 301, федеральная служба осуществляет полномочия по организации и обеспечению деятельности Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию (пункт 5.4 Положения).
Исследуя в совокупности названные акты, суды пришли к выводу, что вновь образованным органам были переданы функции упраздняемого Министерства. Это говорит о правопреемстве обоих этих органов по отношению к Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Принятые судом обеспечительные меры полностью соответствуют принятым ранее в отношении правопредшественника заинтересованного лица и не отмененных по жалобам других участников дела.
Довод Министерства о том, что Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию не является организацией и не может выступать ответчиком по делу, отклонен судами. При этом принято во внимание, что исходя из Регламента работы комиссии, утвержденного приказом Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.07.2004 N 27, данная комиссия осуществляет организацию и проведение конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание. В соответствии с Положением о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, утвержденным приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 22.07.2004 N 22, комиссия утверждается приказом Министра, председателем ее по должности является Министр, в ее функции входит определение условий конкурса на основе предложений Министерства, она определяет победителей конкурсов и оформление итогов конкурсов.
С учетом изложенного, судами сделан правомерный вывод о том, что данная организация, при исполнении возложенных на нее функций, принимает решения, влекущие правовые последствия. При этом все действия и решения комиссии организуются Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и находятся под контролем Министерства.
Материалами дела подтверждено, что несмотря на наложенный судом запрет на проведение конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание 4 ТВК и 12 ТВК, конкурс 27.04.2005 проведен.
Это явилось основанием обращения заявителя с заявлением в арбитражный суд по принятию обеспечительных мер в виде запрета на выдачу лицензии и временного разрешения на получение права на наземное, эфирное телерадиовещание на 4 ТВК и 12 ТВК, г. Новосибирск, Новосибирская область. Исследованные судом положения Указов Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20.05.2004 N 649, Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 301 позволили также сделать вывод, что вновь образованным органам переданы функции упраздняемого Министерства.
Поскольку ООО "РФМ" и ОАО "Телекомпания НТВ" не являли" участвующими в деле лицами, суд правомерно вынес определение от 22.07.2005.
Доводы ОАО "Телекомпания НТВ" о том, что у ООО фирма "Лаборатириум" отсутствуют интересы в принятии обеспечительных мер, кассационной инстанцией не принимаются, поскольку они опровергаются заявленными требованиями ООО фирма "Лабораториум" в арбитражный суд.
ОАО "Телекомпания НТВ" не представило доказательств, подтверждающих тот факт, что Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия не была уведомлена о возбуждении исполнительного производства по судебному акту от 20.04.2005.
Ссылка подателя жалобы (ОАО "Телекомпания НТВ") на рассмотренные Арбитражным судом г. Москвы споры относительно законности проведенного конкурса не принимается кассационной инстанцией, поскольку они не находятся в причинной связи с заявленными требованиями по настоящему делу.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций, что принятие обеспечительных мер по данному спору предотвратят неблагоприятные последствия для заявителя, связанные с возможностью осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция считает, что арбитражным судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с изложенным, в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Ходатайство ООО "Телекомпании НТН" о переносе рассмотрения дела на более поздний срок и уведомлении общества об этом надлежащим образом, суд кассационной инстанции отклонил, поскольку в судебном заседании 31.10.2005 представитель ООО "Телекомпания НТН" Ю.В. Караваев присутствовал, об отложении дела знал.
По юридическому адресу компании судом кассационной инстанции направлялись извещения. Сам факт направления в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа 21.11.2005 телеграммы о переносе рассмотрения дела, свидетельствует о надлежащем извещении общества о дне рассмотрения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определения от 20.04.2005, 29.04.2005, оставленные без изменения постановлением от 22.07.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области, а также определение от 12.07.2005 по делу N А45-18916/02-САЗ/487 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2005 г. N Ф04-5928/2005(15814-А45-26)(15818-А45-26)(15996-А45-26)(15997-А45-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании