Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 ноября 2004 г. N Ф04-7607/2004(5753-А45-14)
(извлечение)
Государственное научное учреждение "Сибирский научно-исследовательский и проектно-технологический институт животноводства" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирскому району Новосибирской области от 31.03.2004 N НТ-12-22/16 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 55195, 6 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении налога на прибыль за 2003 год в сумме 275978 руб. и пеней в сумме 73459 руб. за несвоевременную его уплату.
Решением суда от 18.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2004, заявленное требование удовлетворено в связи с отсутствием оснований для доначисления налога на прибыль, пеней и привлечения к налоговой ответственности.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что доход, полученный Учреждением от сдачи федерального имущества в аренду, является внереализационным доходом на основании статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит налогообложению; освобождение от налогообложения данного дохода противоречит статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на жалобу Учреждение отклонило доводы жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Учреждения и налогового органа поддержали свои доводы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки хозяйственной деятельности государственного научного учреждения "Сибирский научно-исследовательский и проектно-технологический институт животноводства" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук выявлены налоговые правонарушения, о чем налоговым органом составлен акт от 31.03.2004 N НТ-12-22/16 и вынесено решение от 31.03.2004 N НТ-12-22/16 о привлечении к ответственности в виде штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении налога на прибыль за 2002 год и пеней за несвоевременную его уплату.
Основанием для вынесения данного решения явился вывод налогового органа о том, что Учреждение в нарушение пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации не включило в состав внереализационных доходов сумму полученной арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении.
Удовлетворяя заявленное требование о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа, суд обоснованно исходил из положений статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которой доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году, формируются, в том числе, за счет доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, расположенного на территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов.
Статьей 28 названного Закона в 2002 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально - технической базы сверх сумм, установленных статьей 38 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что доходы от аренды имущества перечислялись непосредственно в казначейство на целевую статью 530 и впоследствии использовались в качестве средств федерального бюджета, выделяемых бюджетному учреждению по смете доходов и расходов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что указанные средства в данном случае в силу пункта 14 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно не учитывались при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Кассационной инстанцией не принимается довод налогового органа со ссылкой на статью 42 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которой доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, поскольку статья 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" о зачислении спорных сумм в размере 100% в доходы федерального бюджета, является специальной нормой по отношению к Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 18.05.2004 и постановление от 13.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6395/04-СА31/198 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2004 г. N Ф04-7607/2004(5753-А45-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании