Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2005 г. N Ф04-9101/2005(18022-А27-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбасская финансово-инвестиционная угольная корпорация Кузбассинвестуголь" (далее - ОАО "Кузбассинвестуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Прокопьевского района (далее - Администрация) при участии третьего лица - Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района (далее - КУМИ) о признании недействительным распоряжения N 886-р от 06.10.2004 "о предоставлении земельного участка в аренду" и признании права аренды на земельный участок.
Определением арбитражного суда от 14.02.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено закрытое акционерное общество "Салек" (далее - ЗАО "Салек").
Решением от 23.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области ОАО "Кузбассинвестуголь" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассинвестуголь", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит - вынесенные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и приведенных в судебном заседании, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, распоряжением N 886-р от 06.10.2004 Администрация предоставило ЗАО "Салек" в аренду сроком до 31.12.2005 земельный участок общей площадью 22,2 га для проектирования и строитеьства# погрузочного пункта по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, ст.Тереньтьевская.
Полагая, что данное распоряжение не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его право преимущественного получения спорного земельного участка и имущественные права как собственника расположенных на нем объектов недвижимости, ОАО "Кузбассинвестуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и признании права аренды.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что указанные ОАО "Кузбассинвестуголь" объекты недвижимости являются федеральной собственностью, а спорный земельный участок ранее был отведен другой организации в установленном законом порядке В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением исполкома Кемеровского областного Совета народных депутатов N 726 от 11.10.1962 земли совхоза "Черкасовский" общей площадью 292, 3 га, в том числе 22,2 га, указанные в оспариваемом распоряжении Администрации, были предоставлены в постоянное пользование Управлению Западно-Сибирской железной дороги Министерства путей сообщения России под строительство железной дороги.
Письмом от 26.07.2004 Кузбасское отделение филиала Западно-Сибирской железной дороги обратилось к Администрации с просьбой принять часть земельного участка, не занятого объектами железнодорожного транспорта, площадью 46,5 га, включающей спорную площадь.
На основании части 3 статьи 53 Земельного кодекса РФ Администрация распоряжением N 886-р от 06.10.2004 предоставила часть данного земельного участка (22,2 га) в аренду ЗАО "Салек" сроком до 31.12.2005 для проектирования и строитеьства# погрузочного пункта по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, ст.Тереньтьевская.
Во исполнение определения арбитражного суда первой инстанции сторонами был составлен акт осмотра местности от 23.03.2005, согласно которому в пределах земельного участка, предоставленного в аренду ЗАО "Салек", находятся следующие объекты: землянное# полотно под устройство верхнего строения пути с частичным отсутствием дренгрунта, фрагменты рельсо-шпальной решетки, удлинение водопропускных труб (искусственные сооружения) под железнодорожными путями, выполненное на пикетах ПК498+49 и ПК507 по всему поперечнику земполотна, железнодорожные опоры и металлические поперечины контактной электросети, железобетонные линии электропередач, кирпичное одноэтажное здание (пункт обогрева осмотрщиков), действующий железнодорожный путь 13, 41.
Соглсно# статье 1 Генерального соглашения N 4 от 12.12.2004 строительство объекта "Внешний железнодорожный транспорт Ернунаковского угольного района ст.Красулино и реконструкция ст.Терентьевская с подъездными путями и КППВ" осуществлялось за счет средств федерального бюджета. ОАО "Кузбассинвестуголь" по поручению компании "Росуголь", являясь заказчиком выполнения запланированных работ, 15.04.1994 заключило с корпорацией "Трансстрой" (ОАО "Кузбасстрансстрой") договор подряда, который 20.02.2001 был расторгнут в связи с прекращением финансирования. Не получая достаточных средств из федерального бюджета ОАО "Кузбассинвестуголь" вынуждено принимать на свой баланс незавершенное строительство.
Пунктом 4 статьи 14 Закона РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", действовавшего до 01.01.2000, созданная за счет государственных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначебния# передается соответствующим органам управления государственным имуществом.
На основании вышеизложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что перечисленные в акте осмотра местности от 23.03.2005 объекты незавершенного строительства являются федеральной собственностью.
В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не было привлечено к участию в деле, принятие решения по которому может повлиять на права и обязанности Российской Федерации по отношению к предмету спора.
Таким образом, установив факт принадлежности на праве собственности Российской Федерации объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном ЗАО "Салек" оспариваемым распоряжением Администрации, арбитражный суд в нарушение части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ приял решение о правах лица, не участвующего в деле.
В силу пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае.
Кроме того, кассационная нстанция считает, что арбитражным судом не исследованы обстоятельства, связанные с наличием у Администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком и соблюдением порядка предоставления его в аренду, установленного действующим законодательством, которые в силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат обязательному установлению при рассмотрении дел данной категории.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и действующего законодательства, а также разрешить вопрос о судебных расходах, в том числе по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 2 и 4 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 по делу N А27-29336/04-5 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф04-9101/2005(18022-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании